Ангел гефсимании. == молитвы перед иконой "моление о чаше" == Икона иисуса христа моление о чаше

Ангел гефсимании. == молитвы перед иконой "моление о чаше" == Икона иисуса христа моление о чаше

11.02.2024

4.7.3. Гефсиманская молитва (моление о Чаше)

После Первосвященнической молитвы Господь «вышел с учениками Своими за поток Кедрон, где был сад, в который вошел Сам и ученики Его » (Ин. 18: 1). В Гефсиманском саду на склоне Елеонской горы, отделенной от Иерусалима узкой долиной с потоком Кедрон, Господь остановился в месте, где «часто собирался там с учениками Своими » (Ин. 18: 2). Туда немногим позже приведет воинов Иуда Искариот, прекрасно знавший, где Господь мог находиться. В ожидании прихода Иуды Христос, взяв с собой апостолов Петра, Иакова и Иоанна, удалился для молитвы. Эту молитву мы называем молением о Чаше: «И взял с Собою Петра, Иакова и Иоанна; и начал ужасаться и тосковать. И сказал им: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте. И, отойдя немного, пал на землю и молился, чтобы, если возможно, миновал Его час сей; и говорил: Авва Отче! все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты. Возвращается и находит их спящими, и говорит Петру: Симон! ты спишь? не мог ты бодрствовать один час? Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна. И, опять отойдя, молился, сказав то же слово. И, возвратившись, опять нашел их спящими, ибо глаза у них отяжелели, и они не знали, что Ему отвечать. И приходит в третий раз и говорит им: вы все еще спите и почиваете? Кончено, пришел час: вот, предается Сын Человеческий в руки грешников. Встаньте, пойдем; вот, приблизился предающий Меня » (Мк. 14: 33–42). Евангелист Лука дополняет рассказ других евангелистов указанием на явление ангела, укреплявшего Христа (Лк. 22: 43), и что напряжение молитвы и смертное томление Христа привели к появлению тяжелого пота, который, как капли крови, падал на землю (Лк. 22: 44).

Почти в одно время Господь обращает к Отцу две настолько разные молитвы. Первосвященническая молитва была молитвой победной, утешающей всех апостолов в грядущей разлуке со Христом и показывающей, какие блага ожидают их вследствие смерти Учителя и победы Его над диаволом. Гефсиманская молитва скорбная, но что было причиной неожиданной скорби Христа и почему, в отличие от Первосвященнической молитвы, в свидетели моления о Чаше Господь берет только троих и, собственно, зачем Он их берет? Нет простого ответа на эти вопросы и нет возможности «обещать себе полного постижения тайны Гефсиманского события, которой неприкосновенность нашему испытанию Господь сам ознаменовал тем, что из самых Апостолов только немногих к ней приблизил, и только что приблизил».

В качестве отправной точки для размышлений припомним слова Христа перед воскрешением Лазаря, когда Он обратился с молитвой к Отцу: «Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня » – и затем сказал: «Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал [сие] для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня » (Ин. 11: 41–42). Господь совершает открыто некоторые молитвы ради научения людей. Гефсиманское моление также может рассматриваться как необходимое не для самого Христа, но для Его учеников.

Давайте вначале посмотрим евангельский текст: там говорится, что Господь ужасался, тосковал, скорбел душой, находился в борении. Какого рода было это борение? Когда мы говорили об искушениях в пустыне, то опирались на утверждение прп. Иоанна Дамаскина о том, что Иисус не был борим помыслами, что диавол нападал на Него извне. Исходя из этого, предполагать, что в Гефсимании в личности Христа открылось какое-то греховное раздвоение мыслей и желаний, невозможно. Трудно представить себе и то, что желал избежать смерти и страданий Тот, Кто сказал ученикам: «Не бойтесь убивающих тело ».

Святые отцы говорят, что молитва в Гефсимании являет истинность воспринятой Сыном Божиим человеческой природы: «Сказал это по причине немощи, которой был облечен, потому что не в ложном виде, но поистине был облечен ею. А если поистине был немощен и облечен немощью, то и невозможно было, чтобы немощь не боялась и не смущалась. Поскольку принял плоть и облекся немощью, то в голоде подкреплялся хлебом, в труде утомлялся и во сне казался бессильным, и когда пришло время смерти Его, надлежало, чтобы и тогда также воздействовало то, что свойственно плоти; ведь и смущение предстоящей смертью напало на Него для того, чтобы явной сделалась Его природа, именно, что Он был сыном того Адама, над которым, как говорит апостол, царствовала смерть (Рим. 5: 14)». То есть боязнь смерти во Христе относится к так называемым неукоризненным страстям добровольно воспринятой Им человеческой природы и указывает, как и испытываемая Им жажда, алкание, желание сна на то, что человеческая природа во Христе непризрачна, реальна.

Естественное для всех людей неприятие смерти должно было сильнее проявиться во Христе в силу Его безгрешности. «Я не знал бы, как велико благодеяние и любовь ко мне, грешному, моего Господа и Спасителя, если бы Он не обнаружил предо мною, чего они стоят Ему» (блж. Августин). У нас всех есть опыт ежедневного умирания и приобщения к смерти через грехи, во Христе же смерть не имела себе места. Смерть Христа могла быть только добровольной, Он не имел необходимости умирать. Как Адам до грехопадения мог не умирать, но умер вследствие своего непослушания, так Христос, как новый Адам, исцеляет непослушание Адама, подчиняет человеческую волю воле Божественной и свободно принимает смерть за чужой грех как Агнец Божий (см.: Ин. 1: 29). Свт. Филарет Дроздов: «Какую горечь, какую тягость заключала в себе сия таинственная чаша, о которой Он и молился: Да мимо идет, являя тем истинное воспринятое человечество, не чуждое немощи, хотя чуждое греха, и которую в то же время принимал по предвечной воле Отца Своего, глаголя: Не якоже Аз хощу, но якоже Ты. Увы, это горечь наших грехов, это тягость нашей виновности пред Богом и заслуженных нами казней, которые все принял на Себя Агнец Божий».

Некоторые толкователи говорят, что основной причиной скорби Спасителя был не страх страданий и смерти, а то, как ученики их воспримут: «Взяв с собой Петра, Иакова и Иоанна, Он опечалился. Но до того, как Он привел их с Собой, Он не чувствовал скорби; только вместе с ними появилась скорбь. Итак, печаль Его происходит не от Него самого, но от тех, кого Он взял с Собой. Надо понимать, что Сын Человеческий привел с Собой не кого-нибудь, а тех же самых учеников, которым показал, что войдет в Царство Свое, в тот раз, когда в присутствии Моисея и Илии на горе Он окружен был сиянием Своей вечной славы… Прежде Он говорил: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь (Мф. 26: 31). Он знал, что они устрашатся, что они убегут и что они отрекутся. А поскольку хула на Святого Духа не прощается ни здесь, ни в вечности, то Он и опасался, что они будут отрицать, что Он – Бог, когда увидят Его избитым, оплеванным и распятым… Не сама смерть вызывает страх, но время ее, ибо после смерти вера людей укрепится силой Воскресения». Блж. Иероним, продолжая ту же мысль, говорит, что Господь страдал не из-за боязни предстоящего страдания, «но из-за жалкого Иуды и соблазна апостолов, из-за отвержения Его народом иудейским, из-за падения несчастного Иерусалима».

В соучастники молитвы («Побудьте здесь и бодрствуйте со Мною » – Мф. 26: 38) Господь взял с Собой только трех апостолов, которые на горе Преображения «видели славу Его, славу, как Единородного от Отца » (Ин. 1: 14). «Для чего Он не взял всех? Для того, чтобы они не подверглись падению». Но удержало ли Петра, Иакова и Иоанна знание о Христе от смущения и соблазна в Гефсимании во время моления Христа? Видим, что даже лучшие из апостолов не смогли бодрствовать со Спасителем и поддались духу чрезмерной печали от неизбежности разлуки, несмотря на троекратный призыв Христа собраться с силами и провести это последнее время общения с Ним в молитве, чтобы не впасть в искушение от немощи плоти (в ближайшем смысле подразумевается бегство апостолов, отречение Петра и соблазн Распятия). Евангелист Матфей отмечает, что преимущественно упрек Спасителя обращен к Петру (Мф. 26: 40), который только что на Тайной вечере собирался ради Христа даже умереть, а теперь не мог удержаться от сна на короткое время. В богослужении Великого Четверга противопоставляется неразумной самоуверенности и бездеятельности апостолов бдение и активность Иуды: «Господи, на страсть вольную пришед, вопиял еси учеником Твоим: аще и единаго часа не возмогосте бдети со Мною, како обещастеся умрети Мене ради? Поне Иуду зрите, како не спит, но тщится предати Мя беззаконным. Востаните, молитеся, да не кто Мене отвержется, зря Мене на Кресте, Долготерпеливе слава Тебе» .

Гефсиманское моление Спасителя, помимо всего сказанного, стало руководством молитвенного делания для христиан. Так, свт. Филарет Московский, во-первых, видит в Гефсиманском молении (когда Господь, «приближаясь к пределу Своего земного поприща, дабы принести Богу Отцу молитву, сколь важную и таинственную по предмету, столь же трудную по обстоятельствам, удалился сперва с тремя избранными учениками от собора прочих, а потом и от трех избранных в совершенное уединение, рекши: Седите ту, дондеже шед помолюся там ») образ молитвы уединенной «во всевозможном отлучении от всего сотворенного, погружающей душу в единое присутствие Божие».

Во-вторых, Гефсиманское моление Христово побуждает христианина усилить аскетический подвиг: «Когда подумаешь, что это Единородный Сын Божий, от вечности с Отцом и Святым Духом царствующий на пренебесном Престоле и теперь сего Престола не оставивший, – что Он, облекшись в нашу нищету, немощь, низость, повергается в молитве на землю, чтобы молитвою исходатайствовать нам спасение, а смирением обличить, загладить и уврачевать нашу гордость, тогда пораженная мысль ищет, есть ли в мире довольно униженное место или положение, в которое бы человек мог себя уничижительно повергнуть, дабы ему не слишком стыдно было пред сим Божественным уничижением? При таком размышлении как должны быть для нас легки и сладостны наши молитвенные коленопреклонения и земнопоклонения, которые так тяжкими кажутся иногда для нашей немощи и, может быть, для нашей лености!»

И, наконец, в-третьих, память о «победоносном Гефсиманском поприще Иисусовом», где «сила всех возможных искушений побеждена силою молитвы Христовой, и сия победоносная сила не прешла, но пребывает и пребудет, потому что Иисус Христос вчера и днесь Тойже, и во веки (Евр. 13: 8)» удержит верующего от уныния и безнадежной скорби. «Там, недалеко от Агнца Божия, вземляющего грехи мира, повергнись с твоими грехами, скорбию, тугою, страхом от разверстых челюстей смерти и ада и помяни, что горечь твоей чаши уже наибольшею частию испита в великой чаше Христовых страданий, что под бремя, на тебе тяготеющее, уже подложил Свою облегчающую руку крепкий Гефсиманский Подвижник, что твой Спаситель, совершивший для тебя всецелое дело твоего спасения, ожидает от тебя только сообщения страстей Его (Флп. 3:

10), какое возможно для твоей, хотя немощной, веры, любви и благодарности».

Из книги Псалтирь автора Давид царь

КАФИСМА ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ Молитва нищаго, егда уныет, и пред Господем пролиет моление свое, 101 2 Господи, услыши молитву мою, и вопль мой к Тебе да приидет. 3 Не отврати лица Твоего от мене: воньже аще день скорблю, приклони ко мне ухо Твое: воньже аще день призову Тя, скоро

Из книги Священная Библейская история Нового Завета автора Пушкарь Борис (Еп Вениамин) Николаевич

Гефсиманская молитва. Мф. 26: 36-46; Мк. 14: 32-42; Лк. 22: 39-46; Ин. 18: 1 Окончив Свою первосвященническую молитву, Христос с апостолами перешел Кедронов поток, и все они вошли в большой масличный сад, залитый светом луны. Гефсиманский сад был по склонам Елеонской горы и спускался к

Из книги Четвероевангелие автора (Таушев) Аверкий

Из книги Размышления о Евангелии от Иоанна автора Чистяков Георгий Петрович

Глава 15. ГЕФСИМАНСКАЯ МОЛИТВА. ОТЕЦ И СЫН Густав Доре. Молитва Иисуса в Гефсиманском садуВ словах Иисуса, пришедшего в Иерусалим (Ин., 12:27- 29) РВ, ясно и определенно звучит предсказание о Его смерти: «Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа

Из книги Евангельская история. Книга третья. Конечные события Евангельской истории автора Матвеевский Протоиерей Павел

Страдания Господа. Моление о чаше Мф. 26, 36–46; Мк. 14, 32–42; Лк. 22, 40–46; Ин. 18, 1–2 По окончании молитвы, в которой Господь наш Иисус Христос предал учеников своих и всех верующих всеблагому промышлению отца небесного, он перешел в сопровождении святых апостолов на восточную

Из книги О догмате Искупления автора Быстров Василий Дмитриевич

2. Гефсиманская молитва. Учение высокопреосвященнейшего митрополита Антония об Искуплении различается от общепринятого церковного учения двумя особенностями:центр тяжести в искупительном подвиге Христа Спасителя переносится с Голгофы на Гефсиманию;искупительный

Из книги Семейные секреты, которые мешают жить автора Кардер Дэйв

Из книги Свет во тьме светит. Размышление о Евангелии от Иоанна автора Георгий Чистяков Священник

Глава 15. ГЕФСИМАНСКАЯ МОЛИТВА. ОТЕЦ И СЫН В словах Иисуса, пришедшего в Иерусалим (Ин. 12:27- 29), ясно и определенно звучит предсказание о Его смерти: «Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришёл. Отче! прославь имя Твоё.

автора Сахаров Софроний

Из книги Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. автора (Таушев) Аверкий

Моление о чаше (Матф. 26:36-46; Мк. 14:32-42; Лк. 22:39-46; Ин. 18:1). Как повествует св. Евангелист Иоанн, окончив Свою первосвященническую молитву, «Иисус вышел с учениками Своими за поток Кедрон, там где был сад, в который вошел Сам и ученики Его». Поток Кедрский, или Кедрон, что значит

Из книги Псалтирь (на цсл., гражданским шрифтом) автора

Молитва нищаго, егда уныет, и пред Господем пролиет моление свое, 101 2 Господи, услыши молитву мою, и вопль мой к Тебе да приидет. 3 Не отврати лица Твоего от мене: воньже аще день скорблю, приклони ко мне ухо Твое: воньже аще день призову Тя, скоро услыши мя. 4 Яко исчезоша яко

Из книги Псалтирь пророка Давида (в русском переводе П. Юнгерова) автора Царь и Пророк Давид

101. Молитва бедного, когда он унывает и изливает пред Господом моление свое Господи! Услышь молитву мою и вопль мой к Тебе да придет. Не отврати лица Твоего от меня: когда я скорблю, приклони ко мне ухо Твое; когда я призову Тебя, скоро услышь меня. Ибо исчезли, как дым, дни

Из книги Толкование Евангелия автора Гладков Борис Ильич

ГЛАВА 41. Иисус в Гефсиманском саду. Моление о чаше. Взятие Иисуса под стражу. Иисус в Гефсиманском саду Сад, в который вошел Иисус с Апостолами, был Его любимым местом уединения и отдохновения, куда Он часто уходил из Иерусалима. Евангелист Марк говорит, что этот сад был в

Из книги Основы Православия автора Никулина Елена Николаевна

Гефсиманская молитва Уйдя из горницы, Христос с апостолами перешел поток Кедрон, и направился в Гефсиманию – большой сад на склоне Елеонской горы. Утомленные ученики расположились на ночлег, а Христос, взяв с Собой Петра, Иакова и Иоанна, удалился вглубь сада. «Душа Моя

Из книги Библейские предания. Новый завет автора Крылов Г. А.

Моление о чаше Из учеников взял он с собой только Петра и обоих сыновей Зеведеевых. И как остались они одни, начал ужасаться и тосковать. И сказал затем им Иисус: «Душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со мной». Он отошел чуть в сторону, пал лицом на

Из книги Видеть Бога как Он есть автора Сахаров Софроний

Гефсиманская молитва Гефсиманская молитва Христа есть, несомненно, наивысшая из всех молитв по своему внутреннему достоинству и по своей мироискупительной силе. В то же время она является одним из бесценнейших откровений о Боге и Человеке. Принесенная Богу-Отцу в Духе

Евангелист Лука, описывая гефсиманское моление, упоминает об одном эпизоде, который отсутствует в других Евангелиях. А именно: во время моления Христа в Гефсиманском саду «явился… Ему Ангел с небес и укреплял Его» (Лк. 22: 43). Вроде бы ничего необычного, текст привычен нам, и мы не воспринимаем его критически. А между тем данный эпизод затрагивает важную богословскую проблему: может ли Творец всего принимать укрепление от твари? Ответ на этот вопрос находится в Предании Православной Церкви. В данном контексте под словом «Предание» мы понимаем не только мысли святых отцов, но и иконографию сюжета «Молитва в Гефсиманском саду» в православной иконе. Важным для анализа темы представляется сопоставление христианских образов Востока и Запада.

Святитель Афанасий Александрийский, живший в IV веке, говорит об ангельском укреплении в несколько апофатических тонах; он пишет, что Христос был «как бы ободряемый и утешаемый им» , то есть не в прямом смысле, но неким прикровенным образом. Более определенно по этому поводу пишет святитель Епифаний Кипрский, он говорит о том, что не нуждался Сущий Бог в укреплении, но «дабы исполнилось сказанное в великой песне Моисея, воспетой в пустыне, где он говорил: “Поклонятся Ему все сыны Божии и да укрепят Его Ангелы Божии” (Втор. 32: 43)» . Примечательно, что именно эти слова отсутствуют в Масоретском тексте Библии, в том самом тексте Ветхого Завета, который вплоть до X века по Р.Х. редактировали иудеи-масореты, «подчищавшие» пророческие и мессианские места. Не остался без внимания и рассматриваемый фрагмент, из которого исчезли упоминания о поклонении сынов Божиих и укреплении ангелов . Но что это было за укрепление?

В образе, представленном святителем Епифанием, ангелы являются не укрепляющими, но укрепляемыми: «Потому что в них крепло славословие к тому, чтобы славить Бога, так как Он прославляется непрестанно от ангелов небесных и духовных животных, вопиющих и говорящих: “Тебе принадлежит сила, Твоя держава, Тебе принадлежит крепость” (1 Пар. 29: 11–12)». Ангел, воспевая молитву Спасителю, возвещает Его собственную крепость, бывшую от начала, – в этом и явилось укрепление от ангела . Ту же мысль высказывает и святитель Иоанн Златоуст; он говорит, что не силу получил Христос от ангела, но пение, и даже более – славословие: «Твое, Господи, царство и сила» . Интересную мысль мы находим у блаженного Феофилакта; он говорит, что пение ангела восхваляло домостроительство Господне: победу над смертью и крепость Господню, с которой Спаситель совершил это дело, и в пении ангела звучали слова: «Твоя, Господи, крепость!» . То есть, дополняя святителя Епифания, блаженный Феофилакт говорит о крепости Господней, явившейся в воплощении и спасении . Примечательно, что святитель Димитрий Ростовский даже говорит об имени этого ангела. Он считает, что им был архангел Гавриил, «ибо имя Гавриил значит “крепость Божия”» .

Интересно, что споры вокруг толкования этого маленького эпизода с новой силой вспыхнули в эпоху V Вселенского Собора. Дело в том, что в догматической системе Феодора Мопсуестийского Христос постоянно «возрастал духовно» – через преодоление искушений, и ангелы в некоторой мере помогали в этом Христу. В числе прочих нечестивых сочинений Феодора на V Вселенском Соборе были рассмотрены фрагменты с ложным толкованием Гефсиманского борения.

В них Феодор пишет: «Почему Он нуждался в пришествии и явлении ангела, который во время испытания восставлял Его дух, укреплял Его бодрость, воодушевлял Его на предстоящую неизбежность страдания, располагал Его к мужественному перенесению мучений, воспламенял Его на терпеливое преодоление зол, показывал плод от перенесения настоящих мук – имеющую последовать после страданий перемену Его состояния на доброе состояние славы? Ибо кто, по слову евангелиста, укреплял Его, то есть ангел, тот этими словами придавал Ему мужества и убеждал Его стать выше природной слабости и, укрепляя Его мысли, делал Его мужественнее» . И далее: «Объятый во время страданий сильным страхом нуждается в явлении ангела, укрепляющего Его для перенесения и преодоления угрожающих зол (Лк. 22: 43)» .

И когда прочитаны были эти фрагменты, святой Собор воскликнул: «Это мы уже осудили; это уже мы предали анафеме; анафема Феодору Мопсуестийскому, анафема Феодору и его писаниям. Они чужды Церкви; они чужды православным; они чужды отцам; они полны нечестия; они чужды соборам; они восстают на Священное Писание; один Феодор, один Иуда» .

Как видим, сочинения Феодора с подобным толкованием были осуждены V Вселенским Собором. Удивительно, как Феодор Мопсуестийский и святитель Иоанн Златоуст, будучи когда-то очень близкими друзьями и имея даже одного учителя, столь сильно разошлись в понимании Писания, причем один был прославлен Церковью, а другой осужден ею.

Но не только Феодора осудил святой Собор – он также осудил и сочинения блаженного Феодорита Кирского, написанные против святителя Кирилла Александрийского. И среди этих осужденных произведений мы находим такой отрывок: «Итак, кому мы припишем следующее… Кому неведение и страх, кто нуждался в помощи ангелов? Если это свойства Бога Слова, то таким образом мудрость обнаруживает неведение» . И хотя сам блаженный Феодорит не был осужден, но эти произведения были преданы анафеме.

Итак, в рассматриваемом вопросе мы обнаруживаем, что святые отцы отвергают суждение, будто Создатель получал помощь от твари. Но архангел Гавриил воздавал славословие Творцу, воспевая не только Его Божественную крепость, но и крепость, которую Он явил в человеческом естестве. И в этом пении сам ангел укреплялся, подавая нам пример в прославлении Творца.

Иконография гефсиманского борения имеет византийские корни. Самые ранние из дошедших до нас образцов датируются XI–XII веками. Примечательно, что византийские образы отображают именно святоотеческое толкование этого эпизода. Так, например, в византийском Евангелиарии XI века гефсиманское борение изображается в виде трех сюжетов: а) Христос с апостолами, б) Христос восходит на гору, в) Ангел воздает хвалу и славословие коленопреклоненному Христу.

Интересно, что на данной миниатюре ангел изображается позади Христа, руки его раскрыты в молении. Внизу горы находятся одиннадцать учеников, трое из которых спят .

Похожие сюжеты встречаем:

  • в мозаиках XIII века – в соборе святого Марка,
  • на сербских фресках XIV века (Косово. Монастырь Высокие Дечаны. Неф),
  • на Афонских иконах XVI века.

Подобный сюжет встречается и на фреске храма Богоматери Перивлепты в Охриде, датируемой 1295 годом. Но на ней изображается не один, а два ангела, будто иллюстрируя уже упомянутую песнь Моисея: «Поклонятся Ему все сыны Божии и да укрепят Его Ангелы Божии» . Эту песнь, как мы помним, святитель Епифаний прообразовательно относит к явлению ангела в Гефсиманском саду. Таким образом, толкование святителем Епифанием слов Моисея нашло удивительный отклик на стенах македонского храма.

Параллельно с таким иконописным типом существовал иной, в котором фигура ангела помещалась перед Спасителем, но ладони были всё так же распростерты в молении. Так, на итальянской резной иконе 1100 года Спаситель представлен возносящим моление Отцу. От Отца же посылается ангел, который, склонив главу, славит крепость Господню. Об этом иконописном изводе пишет Дионисий Фурноаграфиот в своем «Ерминии»: «Среди вертограда с деревами Христос стоит на коленах, возведши руки и очи к небу. С лица Его каплет на землю кровавый пот. Над Ним во свете виден ангел, простерший к Нему руки».

Такой же образ встречается в Новгородской иконе XVI века и на сербских фресках XVI века.

В то время как на православном Востоке иконописцы следуют святоотеческому Преданию, на Западе идет отрыв искусства от Церкви. Эпоха Возрождения возвеличивает героев языческих мифов и легенд. Западный художник на одних картинах изображает древнегреческих богов, на других – героев Священного Писания. Конечно же, древнегреческая и древнеримская мифологии не могли не синтезироваться в воображении художника с сюжетами Священного Писания.

Каким образом у ангела в руках оказывается чаша? Неужели он хочет показать, что Христос не знает, что Ему «должно много пострадать, и быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть» (Лк. 9: 22)? Конечно, Христос знает о грядущем и Петра называет сатаной за то, что тот просит отвергнуться уготованной Отцом чаши. Так западно-католический иконографический тип моления в Гефсиманском саду не вполне соответствует святоотеческому Преданию. С течением времени данная иконография проникает и в Православную Церковь. Конечно же, мифологические штрихи западных икон отшлифовываются, но перед нами всё равно Христос, предстоящий перед ангелом с чашей.

Итак, даже такая исследованная тема, как страсти Христовы, может открыть новое. Как следует из вышеизложенного, в сюжете «Молитва в Гефсимании» ангел явился не для того, чтобы укрепить Творца всех, но дабы воздать славословие Богу. Данный сюжет получил развитие в визуальных образах. Иконография сюжета сложилась в Византии, но со временем претерпела изменения, так что даже появились расхождения со смыслом евангельского текста. Безусловно, данный беглый обзор не исчерпывает полноты и значимости этой темы, но цель статьи – привлечь внимание к более подробному изучению Предания о жизни и смерти Христа.

Православная икона Моление о чаше посвящена библейскому сюжету – молитве Господа в Гефсиманском саду. Согласно священного писания по окончании Тайной вечери и причастия Иисус Христос с учениками пошел в Гефсиманский сад. Красивейший Гефсиманский сад был засажен деревьями и в давние времена принадлежал царю Давиду. С горы, где был выращен сад, открывался невероятный вид на Иерусалим и можно было увидеть каждое здание этого чудесного города. Зная то, что Господь, находясь в Иерусалиме, всегда посещал этот сад, Иуда, покинув Тайную вечерю, привел стражу именно сюда, чтобы они смогли арестовать Иисуса. Зная об этом, Иисус, готовясь к будущему суду первосвященников и своей смерти на кресте, должен был помолиться. В своей молитве он просил, о снисхождении «да минует Меня чаша сия». Он молился настолько усердно, что с его лица градом стекал кровавый пот и капли падали на землю. Моление о чаше стало популярном сюжетом европейской живописи.

Православная святая икона моления о чаше

Двойственность сущности Господа. Очень трудно понять что чувствовал Иисус, когда готовился к страшной и мучительной смерти на кресте для искупления грехов всего человечества. Конечно страх смерти был для него страшен, как для обычного человека. Страшны боль, мучения, унижения. Все это было невыносимо, так как в момент смерти взваливал на себя все грехи человечества и соглашался нести за них ответственность. Испытывая эти чувства Господь проявил двойственную сущность своего естества. Православная икона Моление о чаше отражает божественную сущность – выраженную в полном согласии с волей Отца, согласием спасти всех людей ценой собственных мучений и смерти, и человеческую – которая была выражена в страхе позорной смерти на кресте и желании найти менее мучительный способ спасения человечества. Как известно икона Моление о чаше дает понимание человеческая сущность Господа, подчинилась божественной и укрепленный молитвой он был готов испить сию чашу.

Чудодейственная сила иконы Моление о чаше

Я советую читателю в трудный для него час, когда жизненный выбор становится непомерно тяжел, купить икону Моление о чаше и обратиться к нейс молитвой, идущей от всей души, от всего сердца и тогда Господь укрепит ваш дух и поможет вам принять верное решение, так же как Отец Небесный укрепил волю Спасителя перед столь тяжким выбором.

По окончании вечери, Христос и ученики Его встали и пошли из Иерусалима на гору Елеонскую. Близ горы Елеонской находился сад, называвшийся Гефсиманским. Оставив там учеников и взяв с собой только Петра, Иакова и Иоанна, Иисус отошел помолиться. Он знал, что приближаются самые страшные часы его страданий.

"Душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуете со Мной, сказал Он оставшимся с Ним ученикам. И, отойдя немного, упал лицом на землю и начал молиться, говоря "Отче Мой, если возможно, да минует Меня чаша эта, впрочем, не как я хочу, но как Ты хочешь." Выражение "чаша эта" взято из древнего обычая - осужденных на казнь заставляли выпивать чашу, в которой к питью был подбавлен яд. Обыкновенно открывались двери тюрьмы, стража вносила чашу и подавала ее уже осужденному на смерть. Конечно, каждый надеялся, что чашу пронесут мимо него.

Кончив молиться, Он подошел к ожидавшим Его троим ученикам и застал их спящими. "Не могли ли вы и один час бодрствовать со Мной?" - сказал Он Петру и, отошедши другой раз, опять начал скорбеть и молиться. И был пот Его, как капли крови, падающие на землю. Явился же Ему ангел с небес и укрепляя Его. Когда Он второй раз вернулся к ученикам, то опять застал их спящими и опять отошел, продолжая молиться. Наконец, подойдя в третий раз, Он разбудил их говоря: "Встаньте, вот приблизился предающий Меня".

Значение Иконы Моление о чаше:

Во время тяжелой внутренней борьбы в Спасителе проявлялись две цельные сущности: Божеская и человеческая. Он одновременно был согласен с волей Небесного Отца взять на Себя все бремя человеческих грехов, но при этом человеческая воля Его естественным образом питала страх перед смертью, желая другого пути спасения людей. С такими внутренними терзаниями молился Иисус Христос трижды, сначала обращаясь к Отцу Небесному с просьбой уберечь от уготованной чаши страданий, затем проявляя готовность последовать воле Отца, а в третье молитве выражая смирение и полное покорение воле Божьей. Прилежная молитва помогла укрепить дух Спасителя, чтобы Его божественная воля взяла верх над Его человеческой волей.

Так и христиане, глядя на икону Моление о Чаше, ощущают божественную поддержку, понимают, что даже в самых трудных обстоятельствах не нужно отчаиваться, а нужно прилежно молиться, поскольку Бог непременно поможет уповающему на Него.

Купить икону Моление о чаше следует верующим, которые хотят побороть отчаяние через усердную молитву. Кроме того, перед иконой можно молиться во время особенно трудных ситуация, когда человек стоит перед особо сложным жизненным выбором и не знает как следует поступить, и у него вся надежда на Господа, что Сам Бог поможет сделать правильный шаг, о котором потом не придется пожалеть.

Описанная в Евангелиях молитва Иисуса Христа в Гефсиманском саду глубоко затрагивает человеческие сердца, заставляет задуматься о трагическом одиночестве Спасителя. Не стали исключением и художники разного времени, в своей живописи они стремились найти ответы на вопросы, волнующие духовно развитого человека.

Что значит быть Богочеловеком? Что значит иметь особую миссию на Земле? Касается ли это только одного Христа или каждый из людей приходит на землю исполнить свое предназначение? Допустимы ли вообще подобные вопросы по отношению к личности Христа? Что значит пойти сознательно на мучительную смерть? Возможна ли при этом радость или главное в смирении? Кто, какая сила сплела терновый венец на голову Спасителя, почему? Как мог мир людей, ради которого Спаситель воплотился в простом человеке, так низко, невежественно Его предать?

В конце XIX века к этому сюжету обращались многие русские художники, работающие в области исторической живописи на религиозные темы. Накопленный к этому времени мировой художественный опыт и нестесненность строгим каноном давали возможность для вариативности в изображении. Поэтому перед зрителем представали удивительно разные, но в то же время объединенные общим замыслом произведения. Проблема духовного толкования как самого образа Спасителя, так и его Божественной Премудрости стала одной из основных в русской религиозной живописи второй половины XIX века. В это время в среде русской интеллигенции стала популярной тема идентификации себя и своей роли в обществе с Мессией.

Давайте рассмотрим две картины, в которых, на наш взгляд, представлены два направления решения этой проблемы. Это полотна двух выдающихся мастеров своего времени: Н.Н.Ге «В Гефсиманском саду» (1869) и В.Г.Перова «Христос в Гефсиманском саду» (1878). Отталкиваясь от церковного догмата В.Г. Перов следует за идеей выраженной в иконе «Распятие»,- как человек Христос умирает, как Бог возрождается. Именно эта идея, преисполненная высокого, горнего смысла, и одухотворяет художественный образ картины «Христос в Гефсиманском саду». Н.Н.Ге для своего произведения «В Гефсиманском саду» выбирает основной темой драму Мессии и общества.

Ни одно из этих произведений не было оценено современниками. Картина В.Г.Перова с момента ее первого экспонирования была записана в разряд слабых, «насильственно сочиненных», и даже компрометирующих художника. Картина Н.Н.Ге в свое время не была принята ни академистами, ни критиками-демократами, а лишь позднее была оценена М.Врубелем и приобретена П.М.Третьяковым для своей коллекции.

Картины написаны в разных жанрах: произведение Н.Н. Ге тяготеет к портретной живописи, а работа В.Г. Перова – к жанровой. Первый художник ставит своей целью создание психологического портрета своего героя, второй стремится передать через узнаваемые символы суть евангельского сюжета и двойственной природы Христа. Но и в том и в другом случае поставленная цель ведет к раскрытию смысла исторической драмы, описанной в Евангелие. Только в первом случае оно достигается через раскрытие личностного начала Христа, а во втором – через богословское толкование евангельского сюжета, символику, уходящую своими корнями в традиции религиозной живописи.

В композиционном построении обоих произведений можно выделить три основных плана. На переднем плане представлена фигура Христа, два других плана отданы пейзажу. Существенным различием рассматриваемых произведений является то, что в картине В.Г. Перова «Христос в Гефсиманском саду» нет изображения лика Христа, что сразу выделяет эту работу среди других, посвященных данному сюжету Евангелия. Среди исследователей существует мнение, что для художника это имело принципиальное значение, так как главным для него было сохранение в чистоте и неприкосновенности евангельской сути образа Христа. Но в то же время в картине присутствует элемент театрализации изображаемого сюжета, использование сценических приемов. В картине В.Г. Перова Христос изображен лежащим ничком (именно это положение Христа во время молитвы в Гефсиманском саду описано в Евангелие от Матфея) на специально «созданном» для этого участке земли переднего плана, который напоминает скорее сцену, чем реальное пространство Гефсиманского сада. Задний план написан подобно занавесу, на котором изображен расположенный вдали у подножия холма ночной город со светящимися фрагментами оконных проемов. Город, лишенный каких-либо явных географических признаков или особенностей национальной архитектуры, написан достаточно условно. Он является скорее «обозначением города», его «знаком». Значительная удаленность домов напоминает раскрывающиеся в оконных проемах пейзажи в традиции западно-европейских мастеров.

Средний план представлен мощными стволами деревьев, которые вместе с просвечивающимися между ними фрагментами каменной кладки стены проводят резкую границу между передним и задним планами. Ветвей деревьев мы не видим, перед нами лишь их массивные темно-коричневые с отблесками лунного света стволы, которые как будто преграждают обратный путь Христа в город. Художник направляет взгляд зрителя по каменным ступеням, расположенным в левой части картины, в неизвестность, давая понять, что это и есть будущий крестный путь Спасителя. Направление движения ступеней совпадает с расположением невидимого источника света. Свет окутывает фигуру Христа и отделяет от его плотной материальной фигуры нечто почти не осязаемое, обозначенное только легкими бликами света – намек на его будущее вознесение. Игра света, цветовые сочетания имеют в картине В.Г. Перова большое значение, тогда как красочная палитра в картине Н.Н. Ге стремится к монохромности, что придает большую цельность произведению.

В произведении Н.Н. Ге сделан акцент на раскрытие внутреннего состояния Христа, на передачу всей глубины разнообразия чувств, выраженной минимальными средствами. Художник старался передать пространство, на котором расположил фигуру Христа, максимально «натуроподобно». Заметно накренившаяся линия горизонта, плотно сомкнувшиеся кроны деревьев над головой Спасителя с первых мгновений настраивают зрителя на понимание напряженного драматизма происходящего. Для достижения желаемого эффекта художник обращается к нашим чувствам, к эмоциональному сопереживанию, благодаря которому мы проникнем во внутренний мир Христа.

В картине Н.Н. Ге также присутствуют три основных плана, но нет той четкой разделенности, которая сразу бросается в глаза в работе В.Г. Перова, нет фрагментарности. В отличие от картины В.Г. Перова, пространство которой воспринимается ограниченно замкнутым, несмотря на наличие заднего плана, у Н.Н. Ге мы наблюдаем ярко выраженную удаленную перспективу, которая создает эффект стремительного движения вглубь. Возникает ощущение, что Христос задержится здесь лишь на мгновение, он будто застыл перед прощанием.

Следует сказать особо о ритмах, присутствующих в обоих произведениях. В картине Н.Н. Ге, подобно колоннам древнехристианской базилики, уходят вдаль две параллели почти равноотстоящих друг от друга деревьев. Тем самым мотив храма присутствует в картине, но прочитывается скорее эмоционально, чем визуально. Фигура Христа при таком прочтении подобна алтарной росписи христианского храма. Тем самым художник подходит к нетрадиционной трактовке религиозного сюжета, сохраняя традиционные ассоциативные связи, заложенные на подсознательном уровне. В картине В.Г. Перова также присутствуют эти связи. При внимательном рассмотрении картины мы увидим, что мощные стволы деревьев на среднем плане и упирающаяся в них выложенная из крупных камней стена, внезапный обрыв которой вызван скорее необходимостью создать определенный символ, чем стремлением к передаче натуроподобной части пейзажа, образуют огромный крест, который тяжелым монолитом неотвратимо ожидает Христа, его решения. Ракурс, в котором написан символический крест, напоминает сцену «Несение креста». Художники, безусловно, изучавшие древнерусскую иконопись, волна интереса к которой в конце XIX века поднялась с новой силой, пытались вложить в свои образы весь синтезированный опыт работы древних мастеров.

Как уже отмечалось выше, картина Н.Н. Ге тяготеет к портрету. Скорее всего, автора интересовал данный евангельский сюжет именно в аспекте духовных и эмоциональных переживаний самого Христа, возможно, художник пытался поставить себя на место Спасителя. Поэтому центральное пространство полотна полностью занимает коленопреклоненная фигура Христа, напоминающая своими очертаниями монолит нерушимой скалы. В этом прослеживается отголосок древнерусской традиции изображения Христа и Богоматери («Спас на троне», «Богоматерь – Гора Нерукосечная»), и в то же время мы можем увидеть влияние западных, современных художнику мастеров, работающих в области психологического портрета. Остальное пространство картины занимает пейзаж, который также наделен неким психологизмом. Он выражен и в растрескавшейся поверхности земли, разбитой неведомой стихией, и в изломанных ветвях масленичных деревьев, одно из которых готово упасть за спиною Христа, и в одиноко стоящих двух тоненьких деревцах в правой части картины, хрупкость которых заметно контрастирует с мощью стволов больших деревьев заднего плана. Скупость и суровость пейзажа помогают глубже и полнее передать внутренне состояние Христа, которое художник пытается философски осмыслить. Какой именно вопрос или серию вопросов решает Спаситель? Похожи ли его мысли и выводы на рассуждения простого человека? Что значит быть Богочеловеком? Что значит иметь особую миссию на Земле? Касается ли это только одного Христа или каждый из людей приходит на землю исполнить свое предназначение? Допустимы ли вообще подобные вопросы по отношению к личности Христа? Что значит пойти сознательно на мучительную смерть? Возможна ли при этом радость или главное в смирении? Все эти вопросы и попытки найти ответы на них возникают при вдумчивом вглядывании в картину Н.Н. Ге. В лике Христа, в положении его фигуры, в легком наклоне головы, в тщательно выписанной правой руке, смиренно, но твердо лежащей на колене Спасителя, – во всем удивительное сочетание, казалось бы, несовместимых проявлений человеческой личности: готовность, решительность и в то же время смирение; внутренняя духовная сила, но великая мудрость в ее проявлении; знание и принятие; понимание будущего предательства, но незлобивость и великое прощение.

В.Г. Перов, отказываясь от написания лика Спасителя, уходит таким образом в своем произведении от размышлений о Его духовном и эмоциональном переживании. В.Г. Перов в большей степени сосредоточился на выявлении двойственной природы Христа: Божественной и человеческой. Это выявление происходит через все элементы предметной среды на холсте: природу, строения и саму фигуру Христа, которые прописаны художником достаточно объемно. Мы почти физически осязаем лежащую на земле фигуру Спасителя, Его спину, шею, плечи, красиво раскинутые локоны темно-русых волос, Его вытянутые вперед руки, кисти которых напряженно согнуты, подобно кистям рук сползающего со склона человека, тщетно старающегося ухватиться за поверхность земли. Этот физический мир уже отрекается от своего Спасителя, и тени надвигаются на павшего ниц Христа, постепенно дематериализуя объемы Его фигуры. Лунный свет высвечивает мертвенную бледность рук Спасителя, словно душа уже готовится оставить это тело, дабы обрести иное, более утонченное. Об этом преображении говорит природа, давая в своих детях символы страстей Христовых: одно из растений передает символ креста, обилие крупных растений, похожих на кактусы, напоминает о терновом венце.

Тема тернового венца является одной из основных в обоих произведениях, но обращение к ней, ее трактовка существенно различаются. В картине В.Г. Перова терновый венец – предвестник близкой крестной смерти, расположен прямо над головой Христа. Воздушность и легкость венца, его призрачность позволяют увидеть в нем не только ореол мученичества, но и намек на нимб святости (тонкий нимб овальной формы над головой святого – традиционное решение для религиозной живописи Западной Европы). Символ неотвратимости Голгофы и крестного пути – венец – легко прочитывается, тогда как в картине Н.Н. Ге только после определенного времени, проведенного в созерцании картины, зритель начинает осознавать присутствие этого символа. У Н.Н. Ге терновый венец Христа сплетают изломанные ветви масленичных деревьев, кроны которых сомкнулись над головой Спасителя, как символ неотвратимости, как будто весь мир сплетает Ему терновый венец. Мы наблюдаем здесь не конкретно-предметную передачу образа, а более философскую. То же происходит и в трактовке фигуры Христа. Едва различимые градации цвета, близкого к абсолютно черному, тем не менее лепят форму фигуры Спасителя, Его одежд, цвет которых уже не привязан к традиционной иконографии, как в картине В.Г. Перова.

И опять встают вопросы: кто, какая сила сплела терновый венец на голову Спасителя, почему? Как мог мир людей, ради которого Спаситель воплотился в простом человеке, так низко, невежественно Его предать? В картине В.Г. Перова показан единственный конкретный момент предательства, тогда как в картине Н.Н. Ге этот момент перспективно продолжен, как будто и в его время продолжаются муки Христа. Эта мысль созвучна с философскими размышлениями выдающегося русского писателя Л.Н. Толстого о том, что весь христианский мир, каждый день произнося имя Христа, читая молитвы и совершая молебны, вместе с тем «благополучно» предает его заповеди, а зачастую, просто искажая их или давая им узкую трактовку, использует учение Христа для достижения личных эгоистических целей. Идеи Л.Н. Толстого оказали большое влияние на мировоззрение Н.Н. Ге.

В обоих произведениях ночная тень «разрушает» изображение, дематериализует его, привнося в картину атмосферу некой призрачности. В картине В.Г. Перова одна из теней, как будто преграждая земной путь Христа, легла черной массой перпендикулярно к Его фигуре. Черная мгла, растворившая в себе розовый куст, не оставила от него даже очертаний, а только неосязаемую паутину теней, перетекающих в такое же эфемерное отражение ветвей слева. Подавленные тьмой, плоскими воспринимаются и могучие деревья, о массивности которых свидетельствует лишь слабый лунный свет, скользящий по их крутым бокам. Ночь, накрывшая город, что виднеется вдали, поглотила объемность его строений, причудливо сведя их к двухмерным силуэтам. И природа, и городской пейзаж, утрачивая под покровом ночи свою фактуру, весомость, как-то сразу начинают трансформироваться в свою прямую противоположность - мир теней, бесплотный, неуловимый, как и дух, почти ирреальный, в котором сугубо чувственное восприятие цвета и формы меняется на какое-то иное самоощущение, с оттенком мистического.

Еще сильнее этот эффект наблюдается в картине Н.Н. Ге, колористический строй которой стремится к монохромному. Тьма, распластанная по земле под ногами Спасителя, медленно надвигается на Его фигуру, пытаясь ее совсем поглотить, но здесь она играет и обратную роль. Превратив в монолит фигуру Христа, она тем самым как будто создала «памятник» Ему. Нечто подобное произошло и в самой евангельской истории. Невежество, злоба, ненависть и зависть людей, приведшие Христа на Голгофу, тем самым увековечили Его имя. Светлым остался лишь лик Спасителя как свидетельство необычайной чистоты Его духа, божественных излучений Его внутреннего света. На этот свет отзываются проблески голубого неба, почти невидимого сквозь плотно сомкнутые ветви деревьев, но присутствующего как символ неугасимой надежды на то, что подвиг Христа не пройдет даром. Так, наверное, думал художник и о значении своего творчества, не оцененного современниками.

В картине Н.Н. Ге натурализм в передаче природы превалирует над символической декоративностью. Земля и деревья написаны с большим правдоподобием, в картине в целом больше внутреннего реализма, то есть соответствия изображения его внутренней наполненности. Это помогает зрителю более явственно ощутить внутреннее состояние Христа, Его великую жертву.

Библейское понятие снисхождения Единосущного Богу Христа к людям ради их спасения, прославления и последующего вознесения выражалось в традиционной иконописи различными изобразительными средствами, передающими двунаправленное движение. Так и в картине В.Г. Перова мы наблюдаем явно подчеркнутую доминанту вертикали, обозначенную волнообразным ритмом изгибов деревьев, поднимающихся с земли, подобно восходящим к небу мощным языкам пламени. Подсвеченные лунным светом, они символизируют собой силу духовного горения Христа в преддверии вознесения Спасителя. Отсюда эта призрачность всего земного. Реален лишь миг, в котором соприкоснулись земля и небо, материя и дух, время и вечность. Художник стремится выразить пограничье между человеком и Богом. Этой идее отвечает и колорит картины: основной цвет – зеленый с оттенками розового и сиреневого, с преобладанием отраженного лунного света. Краска положена густо. Природа скорбит. Город равнодушен. Возникает ощущение, что душа Христа отделяется постепенно и тянется к Божественному свету. Отталкиваясь от церковного догмата, Перов следует за идеей, выраженной в иконе «Распятие»,- как человек Христос умирает, как Бог возрождается. Именно эта идея, преисполненная высокого, горнего смысла, и одухотворяет художественный образ картины «Христос в Гефсиманском саду».

Н.Н. Ге для своего произведения «В Гефсиманском саду» выбирает основной темой драму Мессии и общества. Фокусом картины, к которому устремляется взор зрителя, является лик Христа. Несмотря на общий темный колорит произведения, лик выписан светло и отчетливо. В нем сосредоточены самые глубокие философские размышления художника.

Лик Христа выражает решимость, непреклонность в выборе действия, ставшего результатом усердной молитвы, но в то же время в нем прочитывается великая скорбь, которая проходит основным лейтмотивом через творчество Н.Н. Ге, связанное с религиозной тематикой. Позднее она найдет свое яркое воплощение в картинах «Что есть истина?», «Распятие», написанных под влиянием размышлений о судьбе христианства близкого друга Н.Н. Ге – Л.Н. Толстого.

Таким образом, картины двух выдающихся художников конца XIX века, посвященные евангельскому сюжету «Моление о чаше», или «Христос в Гефсиманском саду», представляют собой два различных подхода к выражению художественными средствами библейского сюжета. Один из них, отраженный в картине В.Г. Перова «Христос в Гефсиманском саду» (1878), показывает направление, связанное с религиозной символической живописью, берущей свое начало в средневековой иконописи, тогда как в картине Н.Н. Ге заметно личное отношение художника к сюжету и его прочтению, выраженное живописными и композиционными приемами.

© 2024 steadicams.ru - Кирпич. Дизайн и декор. Фасад. Облицовка. Фасадные панели