Церковь прокомментировала обвинения в адрес епископа гомельского и жлобинского стефана. Заветное желание владыки стефана Заветное желание владыки Стефана

Церковь прокомментировала обвинения в адрес епископа гомельского и жлобинского стефана. Заветное желание владыки стефана Заветное желание владыки Стефана

08.06.2021

Разместившего в своем блоге письмо от человека, который утверждает, что епископ Гомельский и Жлобинский Стефан (Анатолий Нещерет) совращал воспитанников духовных учебных заведений и священников младше себя по чину, накануне Рождества вызвала бурную реакцию общества.

В пресс-службе Святейшего Патриарха Московского и всея Руси TUT.BY направили за комментарием непосредственно к протодиакону Андрею Кураеву и епископу Стефану.

Пресс-секретарь Белорусской Православной Церкви протоиерей Сергий Лепин также не стал обсуждать обвинения в адрес епископа, но осторожно отметил, что Андрей Кураев не так давно был уволен из Московской духовной академии за лжесвидетельство, и посоветовал обратиться в Гомельскую епархию.

- Церковь никаких комментариев по поводу этого грязного дела не дает. Наше дело только молиться , - высказал официальную позицию Гомельской епархии секретарь Епархиального управления протоиерей Георгий Алампиев .

В Гомельской епархии TUT.BY удалось поговорить с одним из священнослужителей, который, несмотря на отказ БПЦ от комментариев, все же согласился обсудить публикацию и содержащиеся в ней обвинения.

- Это все ложь и грязь, бред несусветный. Могу предположить, что Кураев решил таким образом не дать о себе забыть. Он себя защищает, оправдывает, и ему все равно на кого лить грязь.

Священника возмущают многочисленные нестыковки в публикации Кураева.

- Если ты задумываешь обман, продумай каждую мелочь. У Кураева в публикации отмечена такая деталь, мол, в Корме у епископа "в монашеской келье две кровати". Никогда у него там кроватей не было, стоял один диван разломанный. Никогда к владыке не приезжал кто-либо из Чернигова, кроме ректора духовного училища.

Наш собеседник уверен, что все обвинения в адрес епископа Стефана безосновательны, но предполагает, почему они могли появиться.

- После кончины архиепископа Аристарха нашу епархию возглавил епископ Стефан. Он начал наводить порядок в церковной сфере, чем вызвал недовольство священников, часть из которых стала к нему в оппозицию. Не все его решения были популярны - например, выселяя священников из служебного жилья , он вызвал поток жалоб и обращений во все инстанции.

Священника удручает, что никто не задумывается о том, сколько за эти неполные два года сделал для епархии новый епископ, но все с радостью готовы поверить голословным утверждениям одного человека.

- Вы почитайте это якобы письмо, от якобы Сергея Ф., который никаких ограничений не накладывает - и не скрывает свое имя, и готов на кресте с Евангелием засвидетельствовать... Попросите Кураева, пусть он даст вам пообщаться. Поговорите с ним.

Протодиакон Андрей Кураев ответить на вопросы TUT.BY отказался.

Епископ Стефан (Никитин) (28.09.1895 – 28.04.1963)

Епископ Стефан, в миру Сергей Алексеевич Никитин, родился 15/28 сентября 1895 г. в Москве, в благочестивой семье. Мать Сергея Любовь Алексеевна происходила из духовного сословия – ее отец, священник, под конец жизни принял монашество и стал архиереем. Отец служил старшим бухгалтером на крупной мануфактуре.
Ребенком Сергей любил «облачаться» в платки, «служить» церковные службы, много бывал в храме Божием.

Окончив начальную школу, он продолжил обучение в Первой мужской гимназии, после окончания которой поступил в Московский Университет на медицинский факультет. В 1918 г., в числе многих студентов, был направлен в Туркмению, где в то время была эпидемия малярии. По возвращении в Москву он работал ординатором у проф. Россолимо – известного врача, в нервной клинике МГУ. Тогда же он начал работать и в детском доме для умственно отсталых, находившемся в Милютинском переулке. На этой работе он познакомился с Борисом Холчевым – будущим архимандритом Борисом, с которым их связала дружба на всю жизнь.

Перед Сергеем Алексеевичем в ту пору встал нелегкий выбор между работой практикующим врачом и занятиями научной медициной. Как человек глубоко верующий, он хотел принять это решение по благословению старца. Он обратился к Борису Холчеву, поддерживавшему связь со старцем Нектарием Оптинским (ныне прославлен в лике преподобных), с просьбою устроить ему поездку в с. Холмищи, где тогда проживал о. Нектарий. По тем временам это было чрезвычайно сложно, но встреча состоялась.

О ней рассказывал Борису Васильевичу сам Сергей Алексеевич по возвращении: приехав к о. Нектарию, он увидел перед собою весьма преклонного возраста, болезненного на вид человека, и вдруг стали появляться чувства досады, вражды и недоверия к духовным способностям "старикашки", но тем не менее – раз уж приехал в такую даль – он подошел под благословение и остался на беседу со старцем. А старец завел с ним разговор о временах ветхозаветных, о том, как высока была культура и развита цивилизация до Потопа, как оземленилось достигшее многих свершений тогдашнее человечество и как Господь через Ноя сто лет звал людей к исправлению – он проповедывал покаяние перед лицом гнева Божия, а в доказательство своих слов строил ковчег. "И людям того времени", - сказал старец, - "было очень странно видеть, как выживший из ума старикашка сколачивает в век великолепной культуры какой-то несуразный ящик громадных размеров да еще проповедует от имени Бога о грядущем Потопе. Смешно!"

Тут Сергей Алексеевич, доселе недоумевавший о теме разговора, узнал собственные выражения… "Старикашка" прочел его мысли. Сильное смущение овладело им. Он так и не спросил о своем наболевшем – старец благословил его лечь отдыхать. Поутру перед отъездом, благословляя Сергея в дорогу, о. Нектарий скороговоркою сказал: «Врач-практик, врач-практик». Так он получил ответ на не высказанный вслух свой вопрос.

Долгое время после полученного ответа Сергей Алексеевич был врачом-практиком, невропатологом. Приходилось ему лечить людей и на свободе, и в заключении, да и после принятия священного сана и в дальнейшем епископской хиротонии использовать обширные медицинские познания в деле пастырского окормления. Он всегда старался помочь человеку, имел попечение о немощных, опекал одиноких старушек.


В 20-е годы Сергей Алексеевич стал бывать в храме Святителя Николая в Кленниках, куда он попал вместе с Борисом Васильевичем Холчевым. При настоятельстве о. Сергия Мечёва, в 1925 г. он стал членом церковной двадцатки и старостой храма, деятельным помощником настоятеля, и разделил участь всех священнослужителей маросейского храма и многих алтарных братьев и активных прихожан – в 1931 г. был подвергнут аресту и ссылке.


Находясь в лагере в Красной Вишере, работал врачом, стараясь облегчать участь больных, особенно из духовенства; он узнавал лиц духовного сана по их глазам, по взгляду – среди множества обритых наголо нагих людей, поступавших на врачебный осмотр из лагерного санпропускника.


Во время лагерного заключения с Сергеем Алексеевичем произошло событие, запомнившееся ему на всю жизнь. Дополнительно начавшееся следствие поставило под угрозу его уже близкое на тот момент освобождение, было замечено его стремление облегчать участь духовенства и "церковников". Ему могли дать дополнительно еще 10 лет срока. И близкая по духу медсестра, видя его подавленное настроение, рассказала ему о подвижнице благочестия - блаженной Матронушке, которая помогает всем, призывающим ее имя с молитвой, просящим ее помощи в тяжких обстоятельствах. Сергей Алексеевич вышел на улицу, усердно молясь Богу и призывая на помощь Матрону, при этом он дал обет – если ее молитва поможет ему, он по освобождении найдет ее и навестит.

Его освободили в 1933 г. без всяких неприятностей, он получил направление во Владимирскую область.

Обет свой он исполнил, разыскал и навестил блаженную. Увидел он перед собою крошечного роста пожилую слепую женщину, лежащую неподвижно. Она назвала его по имени (при этом упомянула и обстоятельства, которые привели его к ней) и рассказала ему свою историю: калека от рождения, она ослепла после перенесенной болезни, и все свое детство и юность провела лёжа в храме, оставляемая родными на попечение церковниц. Священник учил девочку молитвам, причащал, объяснял ей богослужение. Ничем не развлекаемая, она глубоко воспринимала и запоминала слышимое, выучила на память множество текстов Св.Писания и с детских лет стала великой молитвенницей, наделенной Господом многими дарами, к которой за утешением притекало множество людей. В разговоре с Сергеем Алексеевичем Матронушка сказала, что она скоро "понадобится" в Москве, ее туда увезут и она умрет там. Слово ее сбылось, она скончалась в тюремной больнице. Место ее погребения неизвестно, а сама блаженная Матрона Анемнясевская (Белякова Матрона Григорьевна) в 1999 г. причислена к лику святых, опубликованы и изданы материалы ее жития.

Блаженная предсказала Сергею Алексеевичу его будущее в священном сане, просила его молиться о ней; став в дальнейшем священником, он поминал Матрону на каждой литургии – «даже прежде своих родителей», говорил он.

По выходе на свободу Сергей Алексеевич поступил на работу по специальности сначала в г. Карабаново, а затем в с. Струнино Александровского района Владимирской области. Живя там, он близко познакомился со Святителем Афанасием (Сахаровым), епископом Ковровским .

Вел Сергей Алексеевич жизнь глубоко молитвенную; благочестие его привело к принятию решения послужить Господу в священном сане, и он был рукоположен епископом Афанасием – по разным сведениям, в 1934 или 1935 гг., тайно.

С большими трудностями, преодолевая сопротивление начальства и органов гос.безопасности, он сумел уволиться с работы и уехал для служения Церкви Божией в Среднюю Азию, где служил давно принявший священство его друг – о. Борис Холчев.


О. Сергию дали назначение в г.Курган-Тюбе, весьма глухое место, где ему пришлось служить в пустом храме в течение 9 месяцев – при этом он и проповедывал, отвечая на вопрос удивленному мальчику–прислужнику – "Людей нет, но храм полон небесных сил, им я и буду говорить" (церковь была посвящена Св. Архистратигу Михаилу).

После нескольких перемещений по Среднеазиатской епархии о. Сергий совершенно расстроил свое здоровье: он имел больное сердце и климат этого края был ему противопоказан. В 1955 г. он был переведен на Украину, в Днепропетровский Тихвинский женский монастырь, где стал духовником обители. Он принял монашеский постриг и был назван Стефаном, в честь прп. Стефана Махрищского. В 1959 г. был возведен в сан архимандрита. Монастырь был внезапно и спешно закрыт властями – о. Стефан совершал проскомидию в алтаре, и ему даже не дали дослужить Литургии.

После этого о. Стефан возимел большое желание послужить Господу и людям в глуши, на сельском приходе, но у священноначалия были иные планы. Он был рекомендован Святейшему Патриарху Алексию I кандидатом во епископы. Седьмого апреля 1960 г. последовала хиротония и назначение епископом Можайским, викарием Московской епархии; колоссальная нагрузка, возложенная на него как на управляющего делами Московской епархии, привела епископа Стефана в конце 1961 г. к тяжелому заболеванию – инсульту с частичным параличом. Несколько оправившись после болезни, он был переведен в Калугу исполнять обязанности епископа Калужского и Боровского. Испытывая тяжкие страдания от последствий болезни, на призывы близких уйти на покой он отвечал: "Лучше умереть стоя, чем жить лёжа", много работал, служил и проповедывал.

Скончался владыка Стефан 15/28 апреля 1963 г. на амвоне храма, после Литургии в Неделю Жен-мироносиц, во время произнесения праздничной проповеди – оборвав ее на полуслове, он мирно отошел ко Господу на руках сослуживших с ним.

Похоронен епископ Стефан на кладбище храма Покрова Пресв. Богородицы в с. Акулове Московской области, у алтаря.

Дата рождения: 3 января 1966 г. Страна: Белоруссия Биография:

Родился 3 января 1966 г. в с. Вертиевка Нежинского р-на Черниговской обл. в крестьянской семье.

После окончания в 1982 г. средней школы жил в Чернигове, где проходил послушание иподиакона у архиепископа Черниговского и Нежинского Антония.

По завершении службы в рядах Вооруженных сил в 1985-1988 гг. учился в .

4 января 1987 г. в Свято-Троицком соборе инспектором МДС архимандритом Венедиктом (Князевым) пострижен в монашество с именем Стефан в честь первомученика архидиакона Стефана.

14 января 1987 г. в Покровском академическом храме ректором Московских духовных школ архиепископом Дмитровским Александром рукоположен во иеродиакона, 3 июня — во иеромонаха в церкви в честь Смоленской иконы Божией Матери в Троице-Сергиевой лавре.

С 1987 г. по октябрь 1988 г. служил в Никольском храме д. Работин Коропского р-на Черниговской обл., затем по май 1990 г. нес различные послушания в , с мая по сентябрь 1990 г. был настоятелем Никольской церкви в д. Сварычевка Игнянского р-на Черниговской обл.

Постановлением Священного Синода от 24 декабря 2004 г. определен епископом Туровским и Мозырским.

29 января 2005 г. в Петропавловском соборе г. Гомеля наречен, а 30 января — хиротонисан во епископа Туровского и Мозырского. Хиротонию совершили: , архиепископы , епископы Бобруйский Петр, епископы , .

Решением Синода БПЦ от 12 января 2012 г. () председателем Комиссии по канонизации святых Белорусской Православной Церкви.

Решением Священного Синода от 7 июня 2012 г. () назначен Преосвященным Гомельским и Жлобинским.

Решением Синода БПЦ от 3 сентября 2012 г. () в должности настоятеля (священноархимандрита) Никольского мужского монастыря в г. Гомеле и в должности настоятеля прихода кафедрального собора свв. апп. Петра и Павла в г. Гомеле.

(в миру Анатолий Владимирович Нещерет)

Родился 3 января 1966 года в селе Вертиевка Нежинского района Черниговской области в крестьянской семье.

После окончания в 1982 году средней школы жил в Чернигове, где проходил послушание иподиакона у Высокопреосвященного Антония, архиепископа Черниговского и Нежинского.
По завершении службы в рядах Вооруженных сил с 1985 по 1988 год проходил обучение в Московской духовной семинарии. Во время учебы 4 января 1987 года был пострижен в монашество с именем Стефан в честь первомученика архидиакона Стефана. Постриг совершил инспектор Московской духовной семинарии архимандрит Венедикт (Князев) в Свято-Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры.

14 января 1987 года Высокопреосвященный Александр, архиепископ Дмитровский, ректор МДАиС, рукоположил монаха Стефана в иеродиакона в Свято-Покровском академическом храме, а 3 июня того же года — в сан иеромонаха в церкви в честь Смоленской иконы Божией Матери в Троице-Сергиевой Лавре.

С 1987 по октябрь 1988 года иеромонах Стефан служил в Свято-Николаевском храме деревни Работин Коропского района Черниговской области, затем по май 1990 года нес различные послушания в Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре, а с мая по сентябрь 1990 года был настоятелем Свято-Николаевской церкви в деревне Сварычевка Игнянского района Черниговской области.

1 ноября 1990 года иеромонах Стефан переведен в Гомельскую епархию Белорусского Экзархата Московского Патриархата и назначен настоятелем Свято-Покровского храма в селе Корма Добрушского района Гомельской области.

Здесь Промыслом Божиим и усердием отца настоятеля в 1991 году были обретены мощи святого праведного Иоанна (Гашкевича), чудотворца Кормянского, причисленного к лику местночтимых святых 30 апреля 1998 года. Обретение мощей в 1991 году совпало с приездом в Гомель Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в дни первого визита Его Святейшества в Беларусь.

В сан игумена иеромонах Стефан был возведен 13 января 1994 года, в сан архимандрита — 14 октября 1997 года.

22 декабря 1998 года архимандрит Стефан был назначен благочинным Добрушско-Кормянского церковного округа.

Став местом паломничества, Свято-Покровский приход в Корме в 2000 году был преобразован в Свято-Иоанно-Кормянский женский монастырь, а архимандрит Стефан назначен его строителем.

27 июня 2001 года во время своего четвертого апостольского путешествия по белорусским епархиям Свято-Иоанно-Кормянский монастырь посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Одновременно гостем обители стал Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко.

В период своего пастырского служения архимандрит Стефан создал службу с акафистом святому праведному Иоанну Кормянскому и акафист преподобному Лаврентию Черниговскому.

В 2002 году архимандрит Стефан окончил полный курс Киевской духовной академии.

Постановлением Священного Синода от 24 декабря 2004 г. определен епископом Туровским и Мозырским.

29 января 2005 г. в Петро-Павловском соборе г. Гомеля наречен, а 30 января — хиротонисан во епископа Туровского и Мозырского. Хиротонию совершили: Митрополит Минский и Слуцкий Филарет, архиепископы Уральский Антоний, Витебский Димитрий, Пинский Стефан, Гомельский Аристарх, епископы Бобруйский Петр, Гродненский Артемий, Новогрудский Гурий, Полоцкий Феодосий, епископы Черниговский Амвросий, Васильковский Пантелеимон, Могилевский Софроний, Брестский Иоанн.

Решением Синода БПЦ от 12 января 2012 г. (журнал № 150) назначен председателем Комиссии по канонизации святых Белорусской Православной Церкви.

Решением Священного Синода от 7 июня 2012 г. (журнал № 53) назначен Преосвященным Гомельским и Жлобинским.

1 февраля 2018 года за Божественной литургией в Храме Христа Спасителя в Москве Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом возведен в сан архиепископа.

Образование:

1988 г. — Московская духовная семинария.
2002 г. — Киевская духовная академия.

Епархия: Гомельская и Жлобинская епархия

(Правящий архиерей)

Соответствующий указ огласил патриарх Московский и всея Руси Кирилл в храме Христа Спасителя в Москве за Божественной литургией в девятую годовщину интронизации 1 февраля 2018 года.

Стефан, епископ Гомельский и Жлобинский (Нещерет Анатолий Владимирович)

Родился 3 января 1966 г. в с. Вертиевка Нежинского р-на Черниговской обл. в крестьянской семье.

После окончания в 1982 г. средней школы жил в Чернигове, где проходил послушание иподиакона у архиепископа Черниговского и Нежинского Антония.

По завершении службы в рядах Вооруженных сил в 1985-1988 гг. учился в Московской духовной семинарии.

4 января 1987 г. в Свято-Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры инспектором МДС архимандритом Венедиктом (Князевым) пострижен в монашество с именем Стефан в честь первомученика архидиакона Стефана.

14 января 1987 г. в Покровском академическом храме ректором Московских духовных школ архиепископом Дмитровским Александром рукоположен во иеродиакона, 3 июня - во иеромонаха в церкви в честь Смоленской иконы Божией Матери в Троице-Сергиевой лавре.

С 1987 г. по октябрь 1988 г. служил в Свято-Николаевском храме д. Работин Коропского р-на Черниговской обл., затем по май 1990 г. нес различные послушания в Киево-Печерской лавре, с мая по сентябрь 1990 г. был настоятелем Свято-Николаевской церкви в д. Сварычевка Игнянского р-на Черниговской обл.

1 ноября 1990 г. переведен в Гомельскую епархию и назначен настоятелем Свято-Покровского храма в с. Корма Добрушского р-на Гомельской обл. Здесь в 1991 г. были обретены мощи святого праведного Иоанна (Гашкевича), чудотворца Кормянского, причисленного к лику местночтимых святых 30 апреля 1998 г. Обретение мощей совпало с приездом в Гомель Святейшего Патриарха Алексия II в дни первого визита Его Святейшества в Беларусь.

22 декабря 1998 г. назначен благочинным Добрушско-Кормянского церковного округа. Став местом паломничества, Свято-Покровский приход в Корме в 2000 г. был преобразован в Иоанно-Кормянский женский монастырь, а архимандрит Стефан назначен его строителем. В период своего пастырского служения архимандрит Стефан создал Службу с акафистом святому праведному Иоанну Кормянскому и акафист преподобному Лаврентию Черниговскому.

В 2002 г. окончил Киевскую духовную академию.

Постановлением Священного Синода от 24 декабря 2004 г. определен епископом Туровским и Мозырским.

29 января 2005 г. в Петро-Павловском соборе г. Гомеля наречен, а 30 января хиротонисан во епископа Туровского и Мозырского. Хиротонию совершили: митрополит Минский и Слуцкий Филарет, архиепископы Уральский Антоний, Витебский Димитрий, Пинский Стефан, Гомельский Аристарх, епископы Бобруйский Петр, Гродненский Артемий, Новогрудский Гурий, Полоцкий Феодосий, епископы Черниговский Амвросий, Васильковский Пантелеимон, Могилевский Софроний, Брестский Иоанн.

В 2015 году епископ Стефан девушку не совершать самоубийство, не прыгать с моста.

Девушка стояла на пешеходном мосту через реку Сож возле Дворцово-паркового ансамбля и собиралась прыгнуть вниз. Падение оказалось бы смертельным, так как девушка забралась на самую высокую точку моста - 30-35 метров над рекой.

По словам очевидцев, она никого не подпускала к себе, угрожала спрыгнуть и заявляла, что не слезет с моста, пока сюда не придет ее мать. Сотрудники МЧС и правоохранительные органы оказались бессильны.

Уговорить девушку спуститься смог лишь епископ Гомельский и Жлобинский Стефан, чье епархиальное управление находилось недалеко от места потенциальной трагедии.

Епископ Стефан взял девушку под свою опеку и увел ее в епархиальное управление, отказавшись от общения с прессой со словами «я не герой».

© 2024 steadicams.ru - Кирпич. Дизайн и декор. Фасад. Облицовка. Фасадные панели