Чем занимались политруки во время вов. Студенческие отряды

Чем занимались политруки во время вов. Студенческие отряды


Комиссары, политруки, а в более поздние времена советской власти, заместители командиров по политической части, это все широко всем известные названия должностей определенной части политического состава РККА, а затем и Советской Армии отвечавших, прежде всего за политико-моральное состояние бойцов и командиров, а с 1943 года солдат и офицеров Вооруженных Сил СССР.

У многих кто интересуется историей нашего Отечества и не только, невольно возникает вопрос, а для чего вообще была нужна данная организация, долгое время находившаяся в составе целой отдельной структуры во всех силовых ведомствах тогдашнего советского государства? В каких государствах еще кроме нашего вводился институт комиссаров? Или Россия единственная страна в мире, где имелся подобный опыт? Оказывается нет, не единственная.

Из мировой истории известно, что Россия была далеко не первой страной в мире, где в армии вводили институт комиссаров, «родиной комиссарства» была Италия, именно там, на Апеннинах аж в далеком XVI веке в армиях итальянских республик, которые формировались в основном из наёмников, придумали и ввели комиссаров, которые должны были контролировать лояльность войск и командиров нанимателям этих армий, чтобы войска не разбежались, а исполняли свои обязанности по ведению войны в полном объеме, за что им и платили.

В дальнейшем комиссары вводились и в других государствах, как правило, во время революций или гражданских войн, в частности, во Франции во время Великой Французской революции, это когда Якобинское правительство послало лучших своих представителей комиссарами в революционные войска, образовало революционный трибунал, в котором правили в основном якобинские комиссары, беспощадно расправляясь как они тогда считали с предателями, трусами и генералами, подготовлявшими поражение республиканских войск.

В западном полушарии в молодой американской армии тоже были свои комиссары, так в начале 19 века во время войны за независимость американские комиссары осуществляли контроль за лояльностью командиров воинских подразделений, воюющих на стороне американских колонистов, а также следили за политическим и моральным состоянием личного состава.

Большевики, начав создавать в 1918 г. Красную Армию, вынуждены были сразу проститься с революционным романтизмом и лозунгом типа «Все люди братья», так как молодую страну Советов враги окружили сплошным кольцом фронтов, устоит новая власть или падет в течение нескольких недель все зависело, от того сумеют создать большевики в короткие сроки боеспособную армию или нет, но как ее создавать без офицерских кадров?

Тогдашние руководители молодого советского государства приняли на то время единственное но верное решение, это призвать на военную службу бывших царских офицеров и генералов, десятки, а то и сотни тысяч которых в то время сидели по домам соблюдая нейтралитет. Известно что к концу войны в русской армии всего насчитывалось около 276 тыс. офицеров, из которых к этому времени 13 тыс. еще оставались в плену, а 21-27 тыс. по тяжести ранений не смогли вернуться в строй.(С.Волков «Трагедия русского офицерства») http://rusk.ru/vst.php?idar=321706#g01 .

Главным инициатором привлечения военспецов на службу революции считался «черный альбатрос революции» Л.Троцкий, призывали офицеров на службу в рабоче-крестьянскую армию как в добровольном порядке, так и добровольно-принудительном, не редко оставляя под залог лояльности их родных и близких. Таким образом, благодаря энергичным мерам, предпринятым советским правительством вскоре военспецы, стали составлять около 75% командного состава Красной Армии, это огромная цифра, однако далеко не все из них были надёжными советской власти людьми, многие из них затаили злобу и нередко предавали советскую власть, переходя в период Гражданской войны на сторону белогвардейцев, иногда переходили вместе со своими подразделениями, а то и целыми воинскими частями. Чтобы предотвратить подобные случаи большевики приняли решение использовать военспецов в основном в качестве узких специалистов, взяв всю их деятельность под жесткий контроль специально для этого созданного института комиссаров.

В комиссары, как правило, назначали преданных советскому правительству людей, многие из них были из числа кадровых революционеров, прошедших подполье, царские тюрьмы и каторгу. Главной функцией комиссаров был надзор с их стороны за командованием, им необходимо было постоянно следить за деятельностью военспецов из числа бывших офицеров, за тем как планировались боевые действия и самое главное за моральным состоянием бывшего офицера-дворянина, чтобы тот не сбежал к белякам, да еще вместе с картой на которой были изображены все подробности предстоящей боевой операции, или хуже того обманом не увел к врагам свой батальон, а то и полк, бывало и такое.

Второй задачей комиссара была политическая воспитательная работа, т.е. комиссары должны были убедить командиров и красноармейцев, что перед РККА поставлены справедливые и нужные народу цели и задачи. Руководство деятельностью комиссаров осуществляло Всероссийское бюро военных комиссаров, в 1919 г. его переименовали в политический отдел (затем - управление) Реввоенсовета, а в 1922 г. - в политуправление Красной армии (ПУРККА) http://www.otvoyna.ru/statya72.htm .

Начиная с 1919 г. в Красной Армии появились кроме комиссаров еще и так называемые «политические руководители» - политруки , это так стали называть комиссаров в низовых военных подразделениях в ротах и взводах. Политрук - это младший командир, заместитель командира по политической части.

Создание института комиссаров на этапе Гражданской войны явилось вынужденной мерой, и в целом себя оправдало, более того сыграло решающую роль в укреплении боеспособности армии и ее дисциплины. Но именно со времен Гражданской войны у части народа звание комиссар помимо героического прошлого еще ассоциировалось и с голодом, продразверстками, подавлениями мятежей и крестьянских восстаний, грозное это было звание комиссар, грозное и страшное, комиссары своим врагам пощады не давали и враги их тоже не щадили.

Вскоре после окончания гражданской, в ходе военной реформы 20-х годов произошло огромное сокращение в РККА, большая часть боевых частей была расформирована в связи с чем 2 марта 1925 г. на основании решения ЦК ВКП(б) в тех оставшихся частях, которыми командовали командиры-коммунисты, имевшие опыт партийно-политического руководства, было введено единоначалие, т. е. должность комиссара была отменена. Таким образом, командир стал полностью отвечать за все стороны деятельности войск, выполняя и функции комиссара, но получил помощника по политической части. В остальных воинских частях там где командир не являлся членом ВКП(б) по-прежнему сохранялась должность комиссара.

В 1935 г. в РККА была восстановлена система воинских званий, а для политработников были введены специальные звания: «младший политрук», «политрук» и «старший политрук», соответствовавшие воинским званиям соответственно «лейтенант», «старший лейтенант» и «капитан». Звание «батальонный комиссар» соответствовало общему воинскому званию майор, «полковой комиссар» - полковник, «дивизионный комиссар» - комдив.

Вскоре наступил грозный 1937 год, в связи с обострением в стране очередного витка классовой борьбы, в целях более полного контроля над армией 10 мая 1937 г. институт военных комиссаров был снова введён во всех воинских частях, начиная от полка и выше, в штабах, управлениях и учреждениях. Военный комиссар или замполит был представителем партии во вверенной ему части, наделенный огромным доверием и несущий полную ответственность наравне с командиром за боеспособность части, политическое и нравственное воспитание бойцов и командиров.

Серьезность и важность данной должности подтверждается и выдержками из первого полноценного устава РККА УВС-37, так согласно данного устава военный комиссар полка:

Ст. 47. Наравне с командиром является прямым начальником всего личного состава части и несет полную ответственность за политико-моральное состояние части, за выполнение воинского долга и проведение воинской дисциплины всем личным составом части снизу доверху, за боевую и мобилизационную готовность, за состояние вооружении и войскового хозяйства полка.

ст.48. Военный комиссар полка обязан:
1) оградить полк от проникновения и появления в нем шпионов, диверсантов, вредителей и иных врагов народа, немедленно и решительно пресекая всякие действия, могущие нанести вред РККА;

или политический руководитель роты (эскадрона, батареи)

Ст.59. Наравне с командиром роты является прямым начальником всего личного состава роты и несет ответ-ственность за политико-моральное состояние и боевую подготовку роты, воинскую дисциплину, за хозяйство, боевую готовность роты и за сохранение военной тайны.
ст.60. Политический руководитель роты обязан:

3) укреплять воинскую дисциплину и боевую подготовку роты, лично быть образцом большевистской бдительности и оберегать роту от проникновения шпионов, диверсантов, вредителей и иных врагов народа;
(Устав внутренней службы РККА (УВС-37). Воениздат. 1938г. Введен в действие приказом НКО СССР №260 от 21 декабря 1937г. взамен Временного устава внутренней службы РККА 1924 года.)

Далее спустя всего три года чехарда с комиссарами продолжилась, с 12 августа 1940 г. институт военных комиссаров был в очередной раз отменен, на этот раз по настоятельной просьбе вступившего в должность Народного Комиссара обороны Маршала Советского Союза С. К. Тимошенко. Который с цифрами в руках доказывал, что свыше 70% политработники не имели не только военного образования, но и даже обыкновенной военной подготовки. Новый нарком справедливо заметил «Два начальника - один командир, а второй надзирающий за ним - размывали ответственность за исполнение боевой задачи - становилось непонятно, кто из них конкретно отвечает за поражение?»

От урезанного института «комиссарства» оставались только заместители командиров по политической части. Таким образом, в армии снова была упразднена функция надзора за командным и начальствующим составом РККА и оставлена только функция воспитательной работы. Тогдашний Главный комиссар РККА Лев Мехлис был в полном расстройстве, так как его ведомство лишилось многих важных полномочий, а это для Мехлиса было не допустимо, но вскоре глава Главного политического управления РККА наверстал упущенное, наступил суровый и кровавый 1941 год.

В сложных условиях начального периода Великой Отечественной войны, когда наблюдалась массовая сдача командиров в плен, 16 июля 1941 г. вновь вернулись к системе военных комиссаров в РККА, которые были наделены теми же контрольными функциями, что и в 1918-1925 гг. Теперь они уже подчинялись главному политическому управлению РККА.

Главный комиссар Красной Армии Мехлис начал свою работу по укреплению дисциплины в войсках путем насыщения их добровольцами-коммунистами и политработниками, одновременно дисциплина укреплялась путем арестов и расстрелов на месте, Мехлис чуть ли не лично вылавливал в тылах действующей армии трусов и паникёров, а тех из них кто носил звание коммуниста, комсомольца или был политработником, он требовал немедленно предавать суду военного трибунала в первую очередь. В понимании Мехлиса, если политработник во время боя находится в тылу, то он ничего, кроме пули, за это не заслуживает. Страшные это были времена, полные неизвестности, страха и отчаянья, так что быть политработником в войсках под началом Мехлиса в тот период войны было смертельно опасно. Это позднее, после крымского разгрома, попав в опалу к Сталину Лев Захарович наконец то успокоился на скромной должности члена ВС в одной из общевойсковых армий.

Массовый героизм на полях сражений вместе со своими бойцами проявляли и множество политработников, многие из них действительно были примером для подчиненных. Да, скрывать тут нечего, было много и негатива, и комиссар мог проявить трусость, слабость и малодушие, так как все они были обыкновенными советскими людьми, а не какими то сверхчеловеками. Да, не все могли как политрук Синцов показанный в книге Симонова «Живые и мертвые» бродить по немецким тылам с комиссарскими звездами на рукавах, так как немецкий приказ не брать комиссаров и политруков в плен и расстреливать их на месте, выполнялся немцами неукоснительно.

Однако подавляющее большинство политработников достойно вели себя в боях на полях сражений второй мировой. Так, например среди 11 603 Героев Советского Союза, удостоенных этого звания в годы Великой Отечественной войны, было 211 политработников. По другим источникам среди политработников, удостоенных звания Героя СССР в годы Великой Отечественной войны, членов Военных советов фронтов, флотов, армий, начальников политотделов армий было 7 человек, а всех политработников, получивших звание Героя СССР, начиная от начальника политотдела дивизии (заместителя командира дивизии по политической части) и кончая заместителями политруков рот — всего 342, в том числе сержантов и рядовых, исполнявших эти должности — 41 человек. (http://ru.wikipedia.org/wiki)

Осенью 1942 года институт военных комиссаров был опять был ликвидирован и на этот раз окончательно, якобы тогда генерал Конев в разговоре со Сталиным поставил вопрос о ликвидации института военных комиссаров в Красной Армии, мотивируя тем, что этот институт сейчас не нужен. Главное, что сейчас нужно в армии, доказывал он, это единоначалие. Конев говорил: «Зачем мне нужен комиссар, когда я и сам им был! Мне нужен помощник, заместитель по политической работе в войсках, чтобы я был спокоен за этот участок работы, а с остальным я и так справлюсь. Командный состав доказал свою преданность Родине и не нуждается в дополнительном контроле, а в институте военных комиссаров есть элемент недоверия нашим командным кадрам».

По свидетельству Главного маршала авиации Голованова слова Конева произвели впечатление на Сталина, и он стал выяснять мнения по этому вопросу. Большинство военачальников поддержало Конева, и решением Политбюро институт комиссаров в армии упразднили.

Таким образом, опыт Красной Армии и армий других стран показал, что институт комиссаров обычно вводился в случае, когда верховная политическая власть не доверяла командному составу армии, комиссары в этом случае выполняли функции надзора за командирами, кроме этого, на них же лежала задача по политической пропаганде в среде личного состава частей. Если в годы гражданской войны этот институт почти полностью оправдал возложенные на него задачи, то в годы Великой Отечественной от него были вынуждены отказаться, так как контролировать самих себя было просто не зачем.

На фото: Младший политрук Алексей Еременко поднимает бойцов в атаку. Это, пожалуй, самое известное фото Великой Отечественной войны, наравне с которым разве что фотография Знамени Победы над рейхстагом. А. Еременко погиб через несколько секунд после того, как был сделан снимок.

КОМАНДИРЫ И КОМИССАРЫ

Еще со времен Гражданской войны сложилось так, что в частях и соединениях (полках, бригадах, дивизиях, корпусах) войсками руководили почти на равных два человека - командир и комиссар. И так продолжалось довольно длительное время. Такое положение дел имеет свое объяснение.

Как известно, в 1917 г. в России старая армия приказала долго жить, распалась, разложилась и потому была распущена (демобилизована). Но угроза иностранной военной интервенции оставалась налицо - Россия находилась в состоянии войны с Германией и ее союзниками. И Советскому правительству пришлось принимать срочные меры по защите территории страны, причем значительно уменьшившейся по размерам. Поначалу Красная Армия строилась на добровольном принципе ее комплектования, от которого спустя некоторое время пришлось отказаться из-за невозможности создания массовых регулярных вооруженных сил. Как выход из положения необходим был переход к всеобщей воинской повинности трудящихся масс. На этой основе началось формирование первых регулярных полков и дивизий.

Большие трудности при формировании частей и соединений Красной Армии возникли в связи с нехваткой командных кадров. Подготовленных в военном деле командиров из рабочих и крестьян было недостаточно, а вновь открывшиеся командные курсы не успевали покрывать некомплект начсостава в войсках. Офицеры же старой армии, которых можно было привлечь на службу в армию, не пользовались доверием широких революционных масс. И все же их пришлось привлекать для службы в РККА. Была объявлена мобилизация офицеров старой армии (военных специалистов), а некоторая их часть вступила в Красную Армию добровольно. Как правило, военные специалисты использовались на командных должностях, в штабах, в качестве инструкторов и преподавателей в военно-учебных заведениях.

Для контроля за деятельностью военных специалистов, а также для политического воспитания личного состава, организации административной и хозяйственной деятельности частей и соединений, решения всех вопросов боевой и оперативной деятельности был введен институт военных комиссаров. Военный комиссар являлся полномочным представителем Коммунистической партии и Советской власти в РККА. С введением института военных комиссаров ни один приказ без их подписи не подлежал исполнению. В то же время комиссары не только контролировали соответствующих командиров, но и воспитывали у красноармейцев доверие и уважение к ним, а военспецы - бывшие офицеры и генералы в этом нуждались.

Взаимоотношения между командиром и комиссаром складывались по-разному. Это зависело от многих причин как с той, так и с другой стороны. Чаще всего бывало, что стороны срабатывались, находя общие точки соприкосновения и общих интересов. Но бывало и так, что или командир, или комиссар не шел на уступки, на компромисс, отыскивая общую точку зрения, не затрагивая при этом принципиальных вопросов. Тогда таких «соратников» приходилось разводить. Нередко бывало и так, что командир попадал в сферу влияния комиссара с сильной волей и шел у него на поводу. Редко, но бывало и наоборот.

Вспомним взаимоотношения начдива В. И. Чапаева с комиссаром Клычковым (под этим именем в романе его автор Д. Фурманов вывел себя). Правда, в данном случае В.И. Чапаев не был в старой армии офицером, а был всего лишь подпрапорщиком, т.е. сверхсрочником, но он получил соответствующую армейскую подготовку и закалку и поэтому недалеко ушел от младшего армейского офицера.

Дмитрий Фурманов, т.е. Федор Клычков, готовясь к совместной работе с командиром-самородком Чапаевым, наметил целую систему взаимоотношений с ним: «...избегать вначале разговоров чисто военных, чтоб не показаться окончательнам профаном; повести с ним политические беседы, где Федор будет бесспорно сильнее; вызвать его на откровенность, заставить высказаться по всем пунктам, включительно до интимных, личных особенностей и подробностей; больше говорить о науке, образовании, общем развитии, - и тут Чапаев будет больше слушать, чем говорить. Потом... потом зарекомендовать себя храбрым воином, - это уже непременно и как можно скорее, ибо без этого все в глазах Чапаева, да и всех, пожалуй, красноармейцев прахом полетит: никакая тут политика, наука, личные качества не помогут!.. Только потом, когда Чапаев будет «духовно полонен», когда он сам будет слушать Федора, может быть, чему-нибудь у него учиться, - лишь тогда идти ему навстречу...

Все эти приготовления Клычкова отнюдь не были пустяками, они помогли ему самым простым, коротким и верным путем войти в среду, с которою начинал он работать, а во имя этой работы - срастись с нею органически. Он не знал еще, где будут границы «срастания», но отлично понимал, что Чапаев и чапаевцы, вся эта полупартизанская масса, и образ ее действий - такое сложное явление, к которому зажмурившись подходить не годится...»

Федор Клычков, т.е. Фурманов, правильно выбрал тактику своих отношений с Чапаевым, и результаты были самые положительные. Спустя непродолжительное время начдив Чапаев очень не хотел, чтобы Клычкова (т.е. Фурманова) забирали от него, даже с повышением в должности. Об этом в романе сказано так: «...Напрасно Чапаев посылал слезные телеграммы, просил командующего, чтобы не забирали от него Федора, - ничто не помогло, вопрос был предрешен заранее. Чапаев хорошо сознавал, что за друга лишался он с уходом Клычкова, который так его понимал, так любил, так защищал постоянно от чужих нападок, относился разумно и спокойно к вспышкам чапаевским и брани - часто по адресу «верхов», «проклятых штабов», «чрезвычайки», прощал ему и брань по адресу комиссаров, всякого «политического начальства», не кляузничал об этом в ревсовет, не обижался сам, а понимал, что эти вспышки - вспышками и останутся...»

Итак, мы видим, что Чапаев считал Федора Клычкова (читай Дмитрия Фурманова) своим другом. А развела этих друзей женщина - Анна Фурманова. Начдив Чапаев увлекся женой комиссара, работавшей в политотделе дивизии заведующей его культурной частью. И это, естественно, комиссару Фурманову не понравилось. Начались стычки, склоки, и высшее командование поспешило развести этих людей. А если точнее, то Дмитрий Фурманов был переведен на другую политическую должность там же, в Туркестане, уехав туда вместе с женой.

Пример служебных взаимоотношений начдива 25-й стрелковой В.И. Чапаева с военным комиссаром дивизии ДА Фурмановым относятся к годам Гражданской войны. Однако основополагающие положения этой схемы оправдавших себя отношений нашли свое отражение в руководящих документах и в последующий период.

«...6. Во всей своей деятельности, работая рука об руку с командиром, комиссар должен постоянно стремиться к повышению авторитета командира, содействуя ему во всем и памятуя, что в боевой обстановке последнему придется непосредственно руководить красноармейцами, а потому он должен пользоваться необходимым доверием их.

7. Постоянно помня, что задачей Советской власти в области военного строительства является установление единоличного командования, комиссар должен, с одной стороны, всемерно вовлекать командира, с коим связан, в сферу коммунистических идей, а с другой стороны, сам должен внимательно изучать под руководством командира военное дело, дабы с течением времени занять командную или административную должность» .

Таким образом, партия определила курс на единоначалие, т.е. на сужение полномочий и сферы влияния комиссаров в армии и на флоте. Отметим, что первые попытки в этом направлении были сделаны еще во время Гражданской войны. Тогда небольшому числу начальников дивизий действующей армии из числа коммунистов были предоставлены и права комиссаров. Этот первый опыт перехода к единоначалию был проведен в войсках 5-й армии, а в качестве командиров-единоначальников выступили В.К. Блюхер, Я.П. Гайлит, К. А. Нейман, В.К. Путна (соответственно начальники 51,26, 35 и 27-й стрелковых дивизий). Однако исторические условия не позволили тогда повсеместно претворить в жизнь принцип единоначалия. Для этого требовалось создать целый комплекс предпосылок, важнейшая из которых - наличие подготовленных кадров, способных взять на себя всестороннее - военное и политическое - руководство войсками.

Как правило, на практике в большинстве случаев между командиром и комиссаром устанавливался режим мирного сосуществования, т.е. каждый отвечал за свой участок работы (по принципу «кесарю - кесарево»). Хотя бывали и случаи, когда военный комиссар вмешивался в дела, относящиеся к компетенции командира, пытаясь подменить последнего. Как это произошло в 18-й стрелковой дивизии между начдивом

А.Г. Ширмахером и военкомом И.Ф. Ткачевым. Из аттестации на А. Г. Ширмахера, подписанной командиром 9-го стрелкового корпуса М.Д. Великановым: «...Не обладая твердой волей и решительностью, часто находился под влиянием лиц, его окружающих, имеющих указанные качества... Для иллюстрации укажу, что во время командования 18-й стрелковой дивизией тов. Ширмахер находился под влиянием военкома тов. Ткачева, который, обладая сильной волей, подчинил его своему влиянию... »

В целях подъема политического уровня командного состава Реввоенсовет СССР в январе 1923 г. установил для командиров Красной Армии обязательный минимум политических знаний Таким образом участие в политической работе с личным составом становилось частью служебной деятельности командира РККА. Довольно успешно решалась и другая задача - подъем военной квалификации политического состава. Многие политработники частей и соединений окончили различные курсы повышения квалификации (ВАК при Военной академии РККА, курсы «Выстрел» и др.), что позволило им более успешно справляться с обязанностями в современных условиях, а также послужило стимулом для перехода на командную работу (см. главу «Из политработников в командиры»).

Однако часть высшего и старшего политсостава армии возражала против перехода на полное единоначалие. Они не считали единоначалие важным принципом строительства вооруженных сил, не видели политической целесообразности его полной формы. Вот они, эти политработники, и получили название «внутриармейской оппозиции» или «белорусско-толмачевской оппозиции». Это был своего рода «бунт на корабле» - т.е. несогласие полномочных представителей партии в армии с ее генеральной линией по важнейшему вопросу военного строительства. Событие случилось не рядовое, оно было из ряда вон выходящее. А в качестве инициатора «внутриармейской оппозиции» выступили слушатели и преподаватели Курсов усовершенствования высшего политсостав при Военно-политической академии имени Н.Г. Толмачева (ВПАТ). В октябре 1927 г. они открыто высказались против единоначалия. А еще через месяц эти политработники обратились в Политуправление РККА с письмом, в котором выражали свое несогласие с проводившейся военной практикой партии. Копии этого письма были разосланы в другие военные округа, в том числе Украинский, Белорусский и др.

Позицию слушателей ВАК поддержали также многие преподаватели ВПАТ и слушатели ее основных факультетов.

На общеакадемическом партийном собрании, состоявшемся 15 марта 1928 г., с докладом о состоянии и очередных задачах партийной работы в армии выступил начальник академии Я. Л. Берман. В докладе давалась оценка командного состава РККА на тот период, подчеркивалась его неспособность к политическому руководству войсками (по сути, это было противопоставление командиров политсоставу), приводились примеры неудачного проведения в жизнь единоначалия. Собрание приняло резолюцию, многие пункты которой шли вразрез с позицией руководства партии армии. В резолюции критиковалась практика проведения в жизнь единоначалия, говорилось об отрыве командного состава от красноармейцев, о невысоком уровне политико-морального состояния РККА. Через два дня после этого собрания на совещании политсостава частей и соединений Ленинградского гарнизона была принята резолюция, в своей основе схожая с решением коммунистов ВПАТ, но только с более усиленными нападками на единоначалие и командный состав.

Попытку примирить командиров и политработников сделало 2-е Всеармейское совещание секретарей партийных ячеек (март 1928 г.), которое особо отметило, что сложные задачи, стоящие перед Красной Армией, настоятельно требуют дружной и сплоченной работы всего командного и политического состава. «Командир и политработник, - отмечалось в резолюции совещания, - обязаны в полной мере сознавать высокую политическую ответственность каждого из них за совместную дружную работу по укреплению РККА» .

Но погасить огонь недовольства среди высшего и старшего политсостава удалось не сразу, и прежде всего в стенах Военно-политической академии. Например, 21 апреля 1928 г. там состоялось общее партийное собрание, на котором с докладом об итогах 2-го Всеармейского совещания секретарей партийных ячеек выступил начальник Политуправления РККА А.С. Бубнов. Но даже ему, опытному организатору и трибуну, не удалось переломить обстановку в академии в лучшую сторону. Фактически всю первую половину 1928 г. в стенах ВПАТ шли жаркие дебаты между сторонниками и противниками единоначалия.

Одновременно с ВПАТ действовал и второй центр «внутриармейской оппозиции» - в Белорусском военном округе, где значительная часть высшего политсостава, состоявшая главным образом из военкомов и начальников политорганов дивизий и корпусов, с самого начала введения единоначалия отнеслась к нему отрицательно. Там 23 мая 1928 г. на совещании руководящего политсостава округа с докладом об итогах зимнего периода учебы выступил член РВС и начальник политуправления БВО М.М. Ланда, разделявший взгляды противников единоначалия. Многие участники совещания также были его противниками. Поэтому не удивительно, что такие взгляды нашли свое отражение в принятой резолюции. Данную резолюцию белорусские «оппозиционеры» разослали в другие военные округа с целью поддержки их позиции по вопросу единоначалия. Такую поддержку удалось получить у части политсостава Украинского военного округа. Не удовлетворившись устной пропагандой, М.М. Ланда и его сподвижники организовали в ряде крупных гарнизонов округа (Смоленском, Минском, Могилевском, Витебском) «провал» командиров-единоначальников на выборах в местные партийные и советские органы.

Политуправление РККА, обеспокоенное обстановкой в армии, в первую очередь в Белорусском военном округе, организовало повторное совещание руководящих политработников округа. С докладом на нем выступил А.С. Бубнов. Но, как и в Военно-политической академии, его попытки изменить настроение собравшихся, убедить их в ошибочности принятой ими «майской» резолюции успеха не имели. Тогда он пошел самым простым путем - отменил эту резолюцию, объявив ее антипартийной и недействительной.

Вопрос о «внутриармейской оппозиции» обсуждался в ЦК ВКП(б), он в течение трех дней (25-28 июня 1928 г.) был предметом дебатов на пленуме Реввоенсовета СССР, который наметил ряд мер по дальнейшему укреплению единоначалия, укреплению политико-морального состояния личного состава армии и флота. Участников «внутриармейской оппозиции» пленум РВС СССР призвал к пересмотру своих ошибочных взглядов.

А тем временем волна оппозиции единоначалию постепенно стала спадать. Объясняется это тем, что основные «смутьяны» - слушатели старшего курса ВПАТ и слушатели Курсов усовершенствования при ней, - закончив учебу, разъехались по частям и соединениям, получив соответствующие назначения. К тому же в ВПАТ сменился начальник - вместо Я.Л. Бермана пришел А.Л. Шифрес, ранее работавший заместителем начальника политуправления Ленинградского военного округа. А вместо М.М. Ланды на должность члена РВС и начальника политуправления Белорусского военного округа снова был назначен С.Н. Кожевников, уже работавший на этом посту до 1926 г. (он сдавал должность М.М. Ланде).

В отношении некоторых, наиболее активных «оппозиционеров», были сделаны оргвыводы (их уволили из РККА). Остальные остались на местах, но их заставили каяться и признавать свои ошибки. Этому во многом способствовали партийные собрания, а также проведенные во многих гарнизонах собрания партийного актива и совещания политсостава. Постепенно «внутриармейская оппозиция» сошла на нет.

Итоги борьбы с «внутриармейской оппозицией» и задачи по дальнейшему укреплению единоначалия в армии и на флоте нашли свое отражение в документах ЦК ВКП(б), в том числе в постановлении от 25 февраля 1929 г. «О командном и политическом составе РККА», в котором отмечалось: «...Центральный Комитет не может пройти мимо того, что колебания и политические ошибки части высшего политсостава, имевшие место в истекшем году и нашедшие свое наиболее яркое выражение в резолюции части высшего политсостава БВО и в резолюции ВПАТа, в настоящее время решительно осуждены не только всеми армейскими партийными организациями и только что закончившимися военными партийными конференциями, но и почти всеми политработниками, принимавшими то или иное участие во внутриармейской оппозиции 1928 г. Этим еще раз в полной мере доказывается, что Красная Армия имеет в настоящее время вполне партийно выдержанные и идеологически устойчивые кадры политсостава» .

Поражение «внутриармейской оппозиции» объективно способствовало дальнейшему росту авторитета командноначальствующего состава РККА, расширению и укреплению единоначалия в ней, дальнейшему сплочению командного и политического состава, их дружной совместной деятельности по совершенствованию боевой мощи Красной Армии.

В постановлении ЦК ВКП(б) «О состоянии обороны СССР» от 15 июля 1929 г. отмечалось: «...9. В настоящее время Красная Армия имеет надежный, политически устойчивый, классово выдержанный, с хорошими боевыми качествами начсостав... Считать, что в результате твердого проведения принципа единоначалия произошло общее укрепление частей Красной Армии, укрепление дисциплины в ней, повышение ответственности командного состава за общее состояние частей и повышение его авторитета среди красноармейской массы» .

Командир студенческого отряда:

· организует набор новых бойцов (членов) в студенческий отряд;

· организует работу студенческого отряда, несет персональную ответственность перед соответствующим Штабом, за производственную, общественную и финансово-хозяйственную деятельность студенческого отряда, обеспечение здоровых и безопасных условий труда, внутриотрядную дисциплину;

· посещает совещания, проводимые руководством работодателя;

· обеспечивает выполнение студенческим отрядом правил техники безопасности и охраны труда, бытовой и производственной санитарии;

· способствует постоянной загрузке студенческого отряда фронтом (объемом) работ;

· принимает решения об организации деятельности студенческого отряда;

· проводит совещания совета студенческого отряда и заслушивает на них членов отряда;

· осуществляет контроль над бойцами (членами) студенческого отряда, как в рабочее время, так и в свободное от работы время, если отряд находится за пределами населенного пункта, который является постоянным местом проживания членов отряда;

· осуществляет контроль за своевременным и качественным выполнением работ и заданий предприятия всеми членами студенческого отряда;

· представляет студенческий отряд перед всеми государственными органами и учреждениями, предприятиями, общественными и иными организациями;

· отчитывается о своей работе перед общим собранием студенческого отряда;

· следит за соблюдением бойцами (членами) студенческого отряда правил техники безопасности;

· осуществляет меры по кадровому укреплению студенческого отряда;

· обеспечивает в рамках своей компетенции создание безопасных условий труда и быта для членов студенческого отряда;

· в установленном порядке предоставляет необходимую статистическую информацию в местные и региональные отделения и руководящие органы Движения студенческих отрядов.

· выносит на рассмотрение соответствующего Штаба и руководства работодателя вопросы о снятии с должности или увольнении любого бойца (члена) студенческого отряда, включая комиссара, мастера и бригадира;

· ведет журнал финансово-хозяйственной деятельности студенческого отряда и сдает его в соответствующий Штаб.

Комиссар студенческого отряда :

· реализует меры по формированию позитивного морально - психологического климата в студенческом отряде;

· способствует личностному творческому росту бойцов (членов) студенческого отряда, развитию и максимальной реализации их общественной активности, формированию социально ориентированной внутриотрядной организационной культуры;



· осуществляет информационное обеспечение жизнедеятельности студенческого отряда;

· организует продуктивный, творческий, развивающий досуг бойцов (членов) студенческого отряда и их взаимодействие во внерабочее время.

· следит за правилами внутреннего распорядка студенческого отряда;

· организовывает досуг и проведение культурных мероприятий студенческого отряда;

· организует информационное обеспечение студенческого отряда;

· осуществляет имиджевую политику студенческого отряда;

· организует и проводит агитационную компанию по набору новых бойцов (членов) студенческого отряда;

· накладывает на бойцов (членов) студенческого отряда взыскания за нарушение правил внутреннего распорядка;

· вносит предложения командиру студенческого отряда по улучшению организации быта отряда

Должности в ЛСО

Структура РСО

Структуру Организации составляют региональные отделения (РО) и местные отделения (МО). Также Организация вправе создавать филиалы и представительства.

Региональное отделение создается в пределах территории субъекта Российской Федерации решением Конференции регионального отделения, утверждаемым решением Правления Организации. На территории одного субъекта Российской Федерации может действовать только одно региональное отделение. Региональное отделение действует на основании Устава Организации. Региональное отделение может иметь собственные программы и положения. Руководящими органами регионального отделения являются в порядке подчиненности: Конференция регионального отделения (Конференция), Правление регионального отделения (Правление РО) и Региональный штаб (РШ).

Местные отделения создаются в пределах территории органа местного самоуправления при наличии трех и более членов Организации решением Общего собрания местного отделения и действуют на основании Устава Организации. На территории одного органа местного самоуправления может быть не более одного местного отделения. Руководящими органами местного отделения являются в порядке подчиненности: Общее собрание членов местного отделения (Общее собрание) и Местный штаб (МШ).



Ценности РСО

1)Традиции
(традиции орлятского круга, тение корпоративной культутры организации и т,д)
2)Профессионализм(четко, качественно и профессионально выполняем свои обязанности на целине(летний период работы,летний трудовой семестр)
3)Уважение(ко всем в организации, не только к своим соотрядникам, но и к другим отрядам, людям и т.д)
4)РСО=Я,Я=РСО (от каждого зависит успех организации.)

РСО в лицах: ЦШ, ОШ, РШ


100 лет назад Совет народных комиссаров принял Декрет об учреждении волостных, уездных, губернских и окружных комиссариатов по военным делам.

В основном благодаря активной деятельности военных комиссаров в постреволюционной России была сформирована Красная армия. Взяв на вооружение опыт французских якобинцев и используя знания офицеров царской России, большевистское правительство сумело создать уникальную систему командования, которая довольно быстро наладила политическую работу и пропаганду в армии и внесла весомый вклад в победу советского народа в Великой Отечественной войне. История советских комиссаров - в материале RT.

Комиссары Французской революции

Институт комиссаров был учреждён ещё во время Великой французской революции, примеру которой большевики порой сознательно подражали. Когда во Франции к власти пришли революционные радикалы-якобинцы, они объединили добровольческие части с полками старой королевской армии. В верности революционных добровольцев якобинцы не сомневались, но военного опыта у этих солдат не было. Войска старого режима воевали умело, но там служили множество сторонников короля, поэтому якобинцы им не доверяли.

Во времена революционного террора 1793-1794 годов для очищения армии от подозрительных элементов в объединённые военные части были направлены комиссары Конвента. Они обладали самыми широкими полномочиями в решении кадровых вопросов и в контроле благонадёжности армии.

«Когда в обществе происходят революционные события, люди часто оказываются в растерянности и плохо понимают, что происходит, - рассказал в интервью RT военный историк Борис Юлин. - Задача комиссаров со времён Французской революции была проста - разъяснять армии позицию политического руководства».

Создание Красной армии

Большевики знали об опыте якобинцев, поэтому стали использовать его, как только столкнулись с необходимостью собственного военного строительства. Но первоначально коммунисты не планировали создавать регулярную армию. В полном соответствии с марксистской идеологией предполагалось, что после торжества революции такой институт старого общества, как армия, исчезнет, а ему на смену придёт вооружённый народ.

Большевики даже пытались следовать концепциям своих учителей. Все эксперименты осени 1917 - зимы 1918 года с отрядами рабочей гвардии были не чем иным, как попыткой применить доктрину вооружённого народа на практике.

Групповое фото комсостава одной из частей РККА времён Гражданской войны © Музейно-просветительский центр духовной культуры Красноярского края «Касьяновский дом»

Однако практика быстро показала, что неорганизованные и необученные добровольцы, лишённые профессионального командования, неизбежно проигрывали любым войскам, основанным на более-менее регулярных принципах.

Тогда 28 января 1918 года появился декрет Совета народных комиссаров «Об организации рабоче-крестьянской Красной армии». Но в этом декрете о комиссарах ещё не было ни слова. Они возникли чуть позже, и их появление было прямо связано со спецификой создания Красной армии.

Контроль и пропаганда

В 1918 году, как и на протяжении всей Гражданской войны, советская власть не имела собственных командных кадров. Их подготовка была налажена позже, но по понятным причинам полностью обеспечить Красную армию командирами «пролетарского происхождения» в СССР смогли лишь к 1930-м годам. Поэтому привлечение офицеров Русской императорской армии на службу большевикам стало неизбежностью.

После демобилизации армии множество офицеров остались без средств к существованию, а поскольку эти люди умели только воевать, найти себя в мирной жизни им было сложно.

Так что экономические методы вербовки работали очень хорошо.

К тому же в русском офицерском корпусе традиционно насаждалась аполитичность, поэтому некоторой части офицерства было неважно, служить ли императору, белым генералам или большевикам. По оценке современных исследователей С. Волкова и А. Ганина, от 60 тыс. до 100 тыс. офицеров старой армии служили большевикам в ходе Гражданской войны.

Конечно, приток в Красную армию столь значительного политически чуждого элемента приводил к необходимости самого тщательного контроля. Большевистское правительство откровенно сомневалось в верности командного состава, а у призывников из народа, зачастую плохо образованных, необходимо было сформировать определённые образы и стереотипы, чтобы они превратились в фанатичных борцов за дело коммунизма.

«У института комиссаров было две задачи: во-первых, контролировать командиров - как «бывших», так и, возможно, революционно настроенных, но политически чуждых беспартийных, анархистов, эсеров. Во-вторых, большевики оценили значение политической работы и пропаганды на собственном опыте и не собирались, получив полную власть в стране и армии, прекращать борьбу за её удержание», - рассказал в интервью RT военный обозреватель Илья Крамник.

Неограниченные полномочия

Для решения этой задачи народный комиссар по военным делам Л. Троцкий подписал опубликованное 6 апреля 1918 года Положение о военных комиссарах, членах Военных советов. В этом документе говорилось: «Военный комиссар есть непосредственный политический орган советской власти при армии... Комиссары назначаются из числа безупречных революционеров, способных в самые критические минуты и в самых трудных обстоятельствах оставаться воплощением революционного долга. Личность комиссара неприкосновенна... Военный комиссар блюдет за тем, чтобы армия не обособлялась от всего советского строя и чтобы отдельные воинские учреждения не становились очагами заговора или орудиями борьбы против рабочих и крестьян». А ещё через два дня, 8 апреля, Совнарком принял Декрет о создании военных комиссариатов.

В. Чапаев, командир 2-го Николаевского советского полка И. Кутяков, командир батальона И. Бубенец и комиссар А. Семенников, 1918 год © e-mordovia.ru

«Если вы хотите понять, как работал комиссар времён Гражданской войны, читайте роман Фурманова «Чапаев». В нём он достаточно точно описал свою работу дивизионного комиссара, - пояснил Борис Юлин. - В отличие от политработников позднейшего времени, комиссары эпохи Гражданской войны имели возможность даже отменить решение командира воинской части».

Комиссарам был поручен политический контроль армии. Опасаясь заговоров и мятежей в войсках, советское военное руководство поставило командиров военных частей в зависимость от руководства политического. Была создана уникальная система, не имевшая аналогов даже в эпохе якобинского террора.

Командир (офицерские чины были отменены как символы старого режима) имел право лишь планировать военные действия и командовать в бою, да и тут в дело мог вмешаться комиссар, если считал, что красноармейцам был отдан контрреволюционный приказ.

В остальное время все действия командира части должны были быть согласованы с комиссаром.

Конечно же, такие широкие полномочия порождали порой не менее серьёзные злоупотребления. Участник Гражданской войны А. Боярчиков в своих воспоминаниях так описывает случай, произошедший в 1-м Конном корпусе: «В штаб армии из политотдела штаба фронта явился странный человек. Он предъявил документы, по которым наш комиссар армии Карпов снимался с должности и отзывался в политотдел фронта, а вместо него комиссаром назначался этот странный тип. Новый «комиссар» тут же пустил слух по штабу, будто командарма Миронова скоро снимут с должности и арестуют за связь с Махно... Затем новый «комиссар» пришёл к нам в вагон, где размещалось шифровальное отделение штаба 2-й Конной армии, и выгнал нас... из вагона, а несгораемый ящик с шифрами приказал выбросить в мусорную яму... Спустя несколько часов мы узнали, что новый «комиссар» - самозванец с подложными документами и что он сидит арестованный в особом отделе».

Введение единоначалия

Всевластие комиссаров было одним из проявлений чрезвычайщины, свойственной первым годам советской власти. Поэтому, как только необходимость в столь радикальных мерах исчезла, от комиссаров отказались. В 1924 году, после завершения Гражданской войны, при Реввоенсовете СССР была создана комиссия по единоначалию. Открывая заседание комиссии, замначальника политуправления Красной армии М. Ланда прямо заявил, что необходимо «внести конкретные предложения по ликвидации «уродливости» в вопросах единоначалия». То есть сами большевики признавали институт комиссаров временным и не соответствующим функциям регулярной армии.

Парад на Красной площади, 1925 год РИА Новости

В результате 2 марта 1925 года был издан приказ Реввоенсовета СССР «Об осуществлении единоначалия». Комиссары, конечно же, остались, но лишились части своих прав, превратившись в помощников командира по политической части. Но звание комиссара ещё дважды возвращалось в Красную армию.

Всякий раз это происходило в самые критические моменты истории. Первое восстановление произошло в самый разгар Большого террора, 15 августа 1937 года. Сталин опасался бонапартизма высшего военного руководства, поэтому комиссар вновь становился равен командиру: «Военный комиссар совместно с командиром обязан оградить вверенную ему воинскую часть... от проникновения и появления в ней врагов народа, шпионов, диверсантов, вредителей, пресекая немедля и решительно всякие действия, могущие нанести вред РККА».

В 1940 году Сталин, уверенный, что после чистки офицеров армия снова стала лояльна ему лично, разрешил вернуться к единоначалию.

16 июля 1941 года, когда разгромленная в пограничных боях Красная армия стремительно отступала, комиссары вернулись, чтобы обеспечить беспрекословное выполнение приказов командования. На этот раз задача комиссаров была иной: обеспечить «полную ответственность за выполнение войсковой частью боевой задачи, за её стойкость в бою и непоколебимую готовность драться до последней капли крови с врагами нашей Родины и с честью отстаивать каждую пядь советской земли».

В годы Великой Отечественной войны задача комиссаров изменилась - выслеживать заговоры необходимости не было, зато потребовалось бороться с немецкой пропагандой, которая отличалась высоким профессионализмом и очень сильно воздействовала на умы людей.

«Как показал ход войны, комиссары справились с этим в самый сложный период боевых действий», - пояснил Борис Юлин.

Член военного совета 29-й армии бригадный комиссар Николай Никифорович Савков вручает медаль «За отвагу» красноармейцу, отличившемуся в боях. Северо-Западный фронт 1942 год РИА Новости

«В Великую Отечественную и в последующие десятилетия роль комиссаров, особенно после их превращения в замполитов, ближе к современному функционалу воспитательной работы, чем к политическому контролю армии», - добавил Илья Крамник.

9 октября 1942 года, хотя всё ещё продолжались тяжёлые бои за Сталинград и Кавказ, руководству СССР стало ясно, что кризис в армии преодолён, следовательно, система тотального политического контроля стала не нужна - солдаты сами горели желанием драться с немцами и побеждать. Поэтому Президиум Верховного Совета СССР отменил комиссаров - теперь уже окончательно. Единоначалие в армии было восстановлено. Комиссары в СССР превратились в политработников, чьими обязанностями стали просвещение бойцов и организация их досуга.

При слове «комиссар» в воображении сразу всплывает суровый мужчина в запыленной кожанке с непременным пистолетом в крепкой правой руке. Почему же советская власть отказалась от этих людей?

Шел второй год войны. Красная армия упорно билась за каждую пядь родной земли. Катастрофическое отступление закончилось, наши войска перешли к активной обороне и все активнее наносили удары по врагу. Причем не только на военном, но и на организационном фронте.

9 октября 1942 г. в Рабоче-крестьянской Красной Армии произошло чрезвычайно важное событие, ныне почти забытое. А ведь именно благодаря ему советские вооруженные силы перестали напоминать воспетый большевиками «вооруженный народ» и стали похожи на современную армию. В этот день РККА было введено полное единоначалие, и как следствие, упразднено комиссарство.

Мы смело в бой пойдем…

Просуществовавший без малого четверть века, этот весьма своеобразный институт возник не на пустом месте. Как резонно утверждал Владимир Ленин , «Всякая революция лишь тогда чего-нибудь стоит, когда она умеет обороняться!». После многолетнего разложения императорской армии и травли офицерства во времена безмозглого Временного правительства стоимость революции по формуле, предложенной Владимиром Ильичом, была катастрофически низкой. Солдаты не желали воевать ни за что, кроме собственной земли, да и то, по большей части, только на этой самой земле. Офицеры, воспитанные на том, что армия существует для борьбы с внешним врагом, участвовать в гражданской войне желали еще менее, чем солдаты.

Белое движение, которое зачастую считают оплотом отжившего мира, собрало под свои знамена крайне незначительную часть российского офицерства. Однако это были профессионалы, и они прекрасно умели воевать. У красных же таких профессионалов было раз два и обчелся, при этом большая часть офицеров, искренне принявших революцию, состояла в младших чинах. Это давало им определенные военные познания и навыки, однако больше, чем на командование заводским отрядом красногвардейцев, их опыта и умения категорически не хватало.

В 1918г. наркомвоенмор Лев Троцкий , осознав глубину пропасти, зиявшей перед молодой республикой, объявил мобилизацию бывших царских офицеров. Крайне рискованный шаг – любить советскую власть офицерам было явно не за что. Но сам Троцкий ставил перед собой четкую цель. По его словам, «новая армия должна напоминать редиску – снаружи красная, а внутри – белая ». То есть на прежний костяк российской военной машины предполагалось нарастить принципиально новую оболочку.

Чтобы заставить офицерство верой и правдой служить новой власти, а солдат – не разбегаться при виде противника и не уходить с оружием по домам, 8 апреля 1918 года в Красной Армии появилась прежде не виданная организация – Всероссийское бюро военных комиссаров.

Полномочия комиссара были чрезвычайно широки. Он надзирал за военспецами, имея право при малейшем подозрении в саботаже или измене отстранить командира от руководства и арестовать его. Он должен был принимать деятельное участие в разработке и принятии всех планов боевых действий, а если необходимо, то лично возглавить оставшуюся без командира воинскую часть. Благодаря инициативам Троцкого на стороне красных оказалось больше генералов и офицеров, в том числе и уровня Генерального штаба, чем на стороне белых. Учитывая, что многие из них занимали высшие командные должности РККА и одновременно были тесно связаны родственными и дружескими узами с руководством Белого движения, работы у красных комиссаров было непочатый край. К концу Гражданской войны в стране имелось порядка трех тысяч вполне боевых обстрелянных комиссаров.

Контра засела в штабах!

После целенаправленного отстранения Троцкого от всех постов бóльшая часть старого офицерства покинула армию. С 1924 до 1935 года из армии по разным причинам было уволено 47 тысяч бывших офицеров и генералов, из них 3 тысячи попали под «чистки». Но за это время выросла новая плеяда красных командиров, получивших образование под руководством все тех же старых военспецов. Прежний бдительный надзор партии оказался неактуальным. Эти люди и без подвешенного над головой карающего меча революции были своими.

В 1935 году в СССР был сделан большой шаг к созданию регулярной армии -- восстановлена система воинских званий. Представители бдительного ока партии теперь получили новые звания и новые должностные обязанности. Вместо прежнего всеобъемлющего «комиссара» появились политические руководители, политруки (младший политрук, политрук и старший политрук, соответствовавшие лейтенанту, старшему лейтенанту и капитану). Сохранились и комиссары, но уже как часть наименования старших политработников от майора и выше, (соответственно батальонный комиссар, полковой и т.д.). Однако эти комиссары уже были лишь помощниками командиров по политической части.


Родина–мать зовет!

В первые полгода Великой Отечественной войны ВКП(б) направила в действующую армию более 100 тысяч политбойцов, основной задачей которых была «мобилизация личного состава армии и флота на решительную и самоотверженную борьбу против немецко-фашистских захватчиков». Однако нахождение на фронте десятков тысяч солдат и офицеров, не имеющих иной воинской специальности, кроме проведения в жизнь линии партии, было чрезвычайно обременительно для армии и крайне опасно для них самих. Исходя из этого, 9 октября 1942 года Президиум Верховного Совета СССР и издал указ «Об установлении полного единоначалия и упразднении института военных комиссаров в Красной Армии». Отныне солдаты партии становились заместителями по политической части, замполитами, задачей которых была не только политическая работа с личным составом воинских частей, но и демонстрация личного примера в самых опасных ситуациях.

Чтобы замполиты действительно были полезны командиру на поле боя, для них были организованы краткосрочные командные курсы, куда направили более ста тысяч вчерашних политруков и комиссаров. При кузнице советских командных кадров – курсах «Выстрел» – была организована подготовка членов военных советов и начальников политотделов армий. Около 40 тысяч, почти треть всех имевшихся политработников, сразу были назначены на командные должности. Ну а красное комиссарство, надстройка над командным составом армии, приказала долго жить. Комиссары уступили место политическим офицерам новой формации, которая почти без изменений дожила до падения Советского Союза. И это политическое воинство не смогло – да и не пыталось – спасти державу от краха.

© 2024 steadicams.ru - Кирпич. Дизайн и декор. Фасад. Облицовка. Фасадные панели