Крестный ход возглавят два патриарха. Тысячу лет идет крестный ход Красный день календаря

Крестный ход возглавят два патриарха. Тысячу лет идет крестный ход Красный день календаря

Крестный ход — это открытое исповедание веры в Господа нашего, Иисуса Христа. Крестный ход — это удивительное событие в жизни Церкви.

Недавно 4 августа, жители поселка Ленинское стали свидетелями, а многие и участниками, Крестного хода, маршрут которого традиционно связывает Константино-Еленинский монастырь в поселке Ленинское и Линтульское Свято-Троицкое подворье монастыря в Огоньках. Когда ранним утром, невзирая на погоду и количество участников, Крестный ход выходит из ворот монастыря, а сестры и хор поют песнопения, прославляющие Господа, Божию Матерь, святых угодников, впереди несут хоругви, сердце любого человека при встрече с Крестным ходом откликнется, отзовётся, и потянется рука наложить крестное знамение на свое чело. На Крестный ход в Ленинское собираются православные и из поселка Первомайское, и из Петербурга, традиционно приезжает группа паломников из Невской Дубровки, - люди разные, но вот спустя уже несколько километров этот Крестный ход становится единым целым, единой Церковью, а не простым паломничеством из точки А в точку Б. Радость к концу Крестного хода становится всеобщей! Молитва внутренняя и молитвенные обращения к святым каждого вместе с хором монастыря дают эту благодать, а вместе с благодатью и радость - слава Богу за всё!

По дороге, которая проходит через лесные массивы, после поворота у поселка Симагино, природа открывает свои нерукотворные образы - то появится остроконечная ель, как колокольня, то кустарники по обочине шоссе с алыми ягодами на веточках, как капли крови, то среди берёзок встанет елочка как скромная прихожанка, чудо да и только!

4 августа Крестный ход посвящен святой равноапостольной Марии Магдалине, подвиг которой был связан со свидетельством о воскресении Христа: именно ей первой среди других Жен Мироносиц Господь открыл Свое Воскресение. Крестный ход из монастыря в Линтулу проходит уже 12-ый раз, это стало доброй традицией.

Крестный ход на всем пути следования по маршруту от Ленинского до Огоньков сопровождали экипажи машин ГАИ, обеспечивая безопасность участников. Встречные машины вынуждены были пережидать прохождение колонны Крестного хода, многие водители выходили и крестились, видя людей с иконами на груди, поющих славословия святым угодникам Божиим.

Расстояние вроде бы и небольшое, но идти непросто. И вот люди где-то с середины пути начинают подтягивать друг друга, подхватывают под руки пожилых, подбадривают, одним словом, помогают. Один из участников, р. Б. Николай, шел рядом и рассказывал попутчикам о своем опыте участия в Крестных ходах. Он - житель поселка Первомайское, ему 80 лет исполнялось через несколько дней после Крестного хода, но он - бодрого и крепкого вида, в колоритной холщовой рубахе с вышитым орнаментом вокруг ворота, в руках - ничего, кроме кепи, - все это выдавало в нем опытного спортсмена. Так и дошли вместе с ним до Огоньков, где Крестный ход завершался. По пути Николай рассказал, как нужно дышать, как ускоряться, как идти перекатом, и поведал об интереснейших пробегах из Ленинграда в Москву, из Пушкина на Дворцовую площадь и ещё о ряде спортивных мероприятий, в которых он принимал участие, ещё не будучи воцерковленным человеком, а потом вспоминал, как ходил Крестным ходом в Екатеринбурге в память о святых царственных страстотерпцах.

Крестный ход завершился праздничной воскресной Литургией в храме Новомучеников и исповедников Российских, Линтульского Свято-Троицкого подворья монастыря, после которой иерей Алексей Батищев произнес проповедь о подвиге святой Марии Магдалины. Он сказал, что имя Марии Магдалины знает каждый христианин, потому что практически каждое воскресение на Литургии читается Евангелие, где упоминается о том, что Мария Магдалина за свою горячую веру во Христа удостоилась великой награды - видеть первой воскресшего Господа и благовествовать ученикам и другим Женам-Мироносицам об этом событии. Мария Магдалина проповедовала Христа без страха перед гонителями веры христовой, потому что Сам Господь помогал ей и укреплял ее.»

Далее отец Алексий сказал, что этот день в нашей обители отмечается особым образом - Крестным ходом. «Расстояние между монастырем и подворьем небольшое, но за это небольшое расстояние каждый участник делает для себя духовные открытия, узнает что-то новое о себе, о Боге, о Церкви. В то же время это большая милость Божия, что мы можем участвовать в Крестном ходе. Без помощи Божией трудно было бы преодолеть даже и те десять километров, которые проходят участники. Мы не смогли бы совершить этот подвиг, потому что каждый почувствовал во время Крестного хода свою немощь физическую, но все-таки дошел до конца. Милость Божия явилась нам и в соборной молитве, которая укрепляла нас и давала духовную радость».

По завершении проповеди Матушка Илариона поздравила всех присутствовавших с праздником и пригласила всех на общую трапезу. Веселая была трапеза, с арбузами, монастырскими блинами и традиционным чаем и кофе.

Радостно и вместе с тем торжественно чувствуют себя люди после Крестного хода, именно так и должно быть!

"Блаженни чистии сердцем, яко тии Бога узрят…"

Тайну Марии Магдалины
Навек сокрыли небеса
Но знают все в духовном мире -
Ты первой видела Христа!

За что дана такая милость?
Любовь твоя сильней креста
И смерти ты не покорилась
И Богу до конца верна

Твои грехи любовь отмыла
И сердце чистое твое
Лик Господа тебе открыло
Словно небесное окно

Великорецкий крестный ход называют самым известным и самым сложным паломническим путем в России.

Шесть дней, 150 километров. Пешком, за обретенной иконой .

Образ был найден в 1383 году, на берегу реки Великой. Именно туда из Кирова и направляется икона, а потом идет обратно, другим путем.

Вот что пишут в словарях: «До 20-х годов XX века образ Николая Великорецкого находился в кафедральном соборе г. Вятки, отсюда же начинался крестный ход. После уничтожения собора икона исчезла. С 30-х по 90-е годы прошлого века Великорецкий крестный ход был запрещен, но верующие, несмотря на запрет, все годы шли к святому месту. В 1999 году многовековая традиция возродилась, а в 2000 году указом патриарха Алексия II Великорецкому крестному ходу присвоен статус всероссийского».

В этом году было 90 000 паломников

Таким образом, на реку Великую путешествует список обретенной иконы.

Когда-то крестный ход совершался по воде, вот и фотография есть.

Сейчас десятки тысяч человек совершают этот путь по дорогам Кировской области. В этом году было 90 000 паломников.

Зачем

Я не то чтобы религиозный человек. Все-таки этот путь люди проходят с молитвой. А я, может, просто чувствую тепло с той, «православной стороны».

Встречает нас былинного вида монах. Опирается на посох, смотрит серьезно. Ничего не говорит. Но ощущения, конечно… Похлеще фейсконтроля.

Неподалеку – передвижная камера хранения. Сдаю половину своего рюкзака, осматриваюсь. Стоят палатки. Это паломники, которые приехали раньше. Также нахожу гречневую кашу и сладкий чай – всех кормят перед дорогой. Вот спасибо!

Иду к монастырю. Народ собирается. В старину бы сказали: «стекается люд». Люд самый разный: молодые и взрослые, богатые и бедные, мужчины и женщины, дети. Увидела в толпе большого ижевского начальника; кроме того, директора ижевского йога-центра; кроме того, иностранцев – немцев, сербов, украинцев. Вот женщина приехала из Одессы. Ей трудно стоять – возраст. Сидит на скамеечке. «Как же вы пойдете?» – говорю. «С Божией помощью. Сколько смогу».

Выносят икону. Начинается молебен, поется акафист святителю Николаю, с которым и предстоит пройти этот путь. Празднично, торжественно. Палит солнце, но о трудностях не думается. Я наготове, но с таким скорее молодцеватым задором.

С приветственным словом обращаются губернатор Кировской области Никита Белых и митрополит Вятский и Слободской Марк. Я не вижу их, а только слышу, что крестный ход – это делание любви: «Иди не для себя, иди с любовью: поделись ночлегом, накорми голодного – это и будет твой крест. Чего мы сто им, если ничего никому не можем дать?» Гудит толпа, и я различаю последние слова: «В добрый путь, за Великорецким образом, чудотворная сила которого просияла более шести веков назад!..»

Крестный ход – это делание любви: иди не для себя, иди с любовью

Огромная людская река выходит на улицы Кирова. Мимо улиц Советской, Ленина, Розы Люксембург, мимо вывесок «Роллы и суши», а также «Запчасти на заказ» идет многотысячный православный крестный ход.

Рядом мужичок с похмелья – трясется, попахивает, конечно, перегаром. Глаза мутные, в руке целлофановый пакет. С другой стороны – мать с четырьмя детьми, одного из них она везет в коляске. Я ее видела и на следующий день, и потом еще. Кажется, они прошли весь путь.

Часа через полтора первый привал – у Троицкой церкви. Служится молебен. После него многие паломники выстраиваются в очередь, чтобы приложиться к иконе.

Я, прочитав, что на привалах нужно срочно расстилать коврики и лежать – копить силы, уже раскладываюсь, но какая-то девочка говорит мне, что вон там – биотуалеты, а там – раздают воду, и всего этого может потом долго не быть. Бегу за водой, снова ложусь «копить силы», но, честно говоря, совсем не представляю, как это можно пройти 150 километров за шесть дней.

Я, конечно, чувствую себя этаким пионером на задании.

Весь день идем. Боялись холода, дождя, но нет – светит солнце. Припекает оно, и когда мы часа полтора идем по асфальту в гору. Вот, пожалуй, это была первая трудность. Разговаривать не благословляется. Паломники во время хода читают молитвы, акафист святителю Николаю. Кто-то делает это негромко или про себя, а иногда целые группы принимаются петь.

Это настолько непривычно для меня, что всё чаще начинаю думать: «Что я здесь делаю? Кто меня вообще сюда записал?» Положение осложняется и тем, что сдаваться легко в мои планы никак не входило. А еще где-то в рядах идет подруга со своей подругой. Как же это я соскочу в первый день? Что ж, иду, слушаю, смотрю, вспоминаю тех, кто мне сказал перед ходом: «Ты точно пройдешь. Нет никаких сомнений». Посмотрим.

Жара тем временем усиливается. Вдруг видим: на дороге сложена батарея из бутылок с водой. Может, тысяча штук. Паломники берут себе по одной и передают бутылки дальше по рядам.

Идем, терпим. Первые ряды почти бегут. Я хожу быстро, так что тоже со своим рюкзачищем вышагиваю сразу за певчими.

Наконец входим в село Бобино. Здесь будет наша первая ночевка.

Я обратила внимание на то, что, несмотря на шесть часов вечера, дома закрыты, окна занавешены. Говорят, что в последние годы много народу ходит, все шумные, все ищут ночлег, иногда излишне настойчиво, так что теперь переночевать у местных можно только по предварительной договоренности.

Несколько обескуражена я и новым ощущением. Вот я прошла большой отрезок. Тяжелый путь. Нужно где-то получить грамоту, кто-то при этом тебе скажет: «Молодец, пионерка и отличница Оля! Вот тебе еще и значок, и давайте похлопаем!» Можно пойти домой и лечь спать. Но ничего похожего. Никто не потрясен, никто не рукоплещет. Ожидания не оправдываются. Очевидно, здесь что-то другое. Границу какую-то внутреннюю нужно отодвинуть.

Удается устроиться на ночевку в большой армейской палатке.

Но нужно раздобыть ужин, и еще надо принести из камеры хранения тяжелый мешок – там спальник, зубная паста, кружка и ложка. Солдаты раздают еду – гречневую кашу, суп и вкуснейший травяной чай. Впрочем, всё вкуснейшее.

Храм в Бобине маленький, ладный, стоит на горке. Пока я металась с обустройством бытовых вопросов, служба закончилась. Но по-прежнему очередь – к иконе. Оказалась и я перед ней.

На улице ясно, тепло. Хочется еще побыть в этом месте, но уже оттесняют другие паломники. Иду за водой, к которой тоже очередь.

На привалах люди охотно делятся впечатлениями, рассказывают о себе

Здесь легко выстраивается коммуникация. Все же заодно. В ходу не разговариваешь много, ну а на привалах люди охотно делятся впечатлениями, рассказывают о себе.

Вот мужчина из Москвы. Он идет в девятый раз. Ну что, спрашиваю, есть результат? Да, второй год не курю. Есть и другие результаты, но они очень личные.

Вот женщина из Кирова. Ее дочка должна родить через неделю-две: «Иду за нее, чтобы ей было полегче».

Ложусь спать в 21:00. Пройдено 17 километров. Опытные паломники говорят, что завтра – самый длинный и тяжелый переход.

Подъем в 2:00, выход в 3:00. У церкви свое расписание. Луга и леса. Луна и леса.

Икону могут нести и паломники. Мужчины, конечно. Лучше всего, если сразу подходят по трое.

Идем, слышится молитвенное пение – тут и там. Я как-то привыкла, что ли, прислушиваюсь.

Первый привал, за минуту раскладываю коврик и сразу засыпаю на 40 минут.

Жара, идти тяжело. И морально тоже. Время замедлилось и вот уже второй день замерло в одной точке. Вся жизнь состоит из того, что ты идешь-идешь-идешь-идешь. Неизвестно, когда завершится этот путь. Может, через полгода?

На каждом привале совершаются богослужения. И я, поначалу использовавшая время для сна, стала подходить ближе к иконе. Поскольку продолжала идти в первых рядах, успевала к началу молебна. И постепенно что-то начало меняться, само, без напряженья. Как будто бы появились тепло и защита, покой и мир. Это можно назвать и одним словом – благодать.

Примерно в 10:00 подходим к селу Загарье. Десять утра – не так уж и много, но это значит, что мы в пути семь часов, и еще идти и идти – до восьми вечера. Мечтаю только где-нибудь присесть и погрызть свои хлебцы и энергетические батончики. Мужчина у дороги продает воду, успеваю купить бутылку. Наконец Загарье. Такие же закрытые дома с занавешенными окнами. На одном, для верности, надпись: «Не заходите за калитку: хозяев нет дома». А мы и не заходим. Ковыляем дальше.

У большого дома напротив церкви стоит мужчина из местных, улыбается, приглашает войти, и смотрю: не все, но некоторые паломники сворачивают. Ну и я свернула – поворот, еще поворот – оказываюсь на большой площадке перед домом.

И вижу накрытый стол с обедом из трех блюд. Женщина приглашает поесть. Другая ей помогает.

Семья – по своей воле и своими силами – подготовила для паломников еду, медикаменты, душ, кипяток в двух огромных чанах

Семья – по своей воле и своими силами – подготовила для паломников: еду (два вида супов, плов, каша, чай, кофе), медикаменты, туалеты, душ, кипяток в двух огромных чанах, питьевую воду (специально для паломников шесть новых кранов). И, понятное дело, не попросила за это денег.

Олег и Татьяна и, очевидно, мама одного из них – три человека – наперебой приглашают: располагайтесь, отдыхайте, вы такой путь идете!

И вот тут, друзья, я начинаю плакать, натурально лить слезы. Я никак не ожидала, что за неизвестным поворотом может оказаться такая мощная поддержка. Так было тяжело идти. Стою с этим супом и плачу.

Стараясь не философствовать, иду, располагаюсь со своим обедом под облепихой.

А Олег и Татьяна в ответ на наш вопрос: как же отблагодарить вас? – просят только молиться за их дочь, чтобы всё у нее было хорошо; слава Богу, она сейчас поступила в тот вуз, в какой хотела.

«Я, – говорю, – Олег, вас теперь никогда не забуду».

Путь второго дня действительно непростой. Тяжел он, как мне кажется, еще и тем, что приходится идти через заброшенные деревни, видеть крепкие дома, где нет жизни.

В конце дня – первые мозоли на ногах. Болят ноги и плечи.

Говорят, что самая лучшая обувь – шерстяные носки на голую ногу плюс сандалии. Но вообще-то я тоже подготовилась: ортопедические стельки плюс вездеходные волонтерские кроссовки (спасибо Олимпиаде в Сочи!), а потом еще два дня шла в легких резиновых сапогах и этих самых шерстяных носках.

Приходим на ночлег в село Монастырское.

Иду в храм, звонят колокола, прямо у входа. Как будто портативная звонница, что ли.

Усталость такая, что ты словно находишься в другом измерении, такой ошалелый немножко. Кроме того, негде присесть, только на землю (очень пригодилась так называемая «сидушка», что крепится пониже поясницы). Паломников можно узнать по походке: переваливаются как утки. И еще по зеленым ногам: медицина щедро поливает их зеленкой на привалах. Пройдено более 35 км.

Организаторы заботятся о том, чтобы люди были накормлены. Хотя бы раз в день – горячая пища, чай, кипяток. Также стараются они устроить ночлег в больших армейских палатках. Плюс биотуалеты. Даже если в какие-то времена чего-то не хватает, да и огромные очереди везде (с каждым годом число паломников увеличивается), всё равно чувствуешь доброе отношение. И испытываешь большую благодарность. Слава Богу за всё! А в очередях, как я уже говорила, есть возможность пообщаться, узнать, кто откуда, в который раз идет и как всё было в прошлые годы. Там же можно получить и поддержку: давай, сестричка, дойдешь с Божией помощью. Вообще я была в ходу без какой-либо компании, без собеседников, точнее – в этом путешествии другой Собеседник, и вот эта возможность общения с людьми – на привалах, в местах ночлега – сближала и делала нас одной силой.

Потом выясняется, что некоторые паломники даже попали в баню. Счастливчики!

Я же снова устраиваюсь в общей палатке. Рядом оказывается мужчина лет 60, в грязных башмаках – на своем и на моем коврике. Брюки тоже в грязи. Я говорю: «Вот вы сейчас запачкаете и себя, и меня». И стою, возвышаюсь над ним. Как вообще нам рядом спать-то?!

Поднимается женщина с коврика напротив: «Да ты что?! Да это же мой дед. Ты посмотри, какой он хороший! Сейчас мы все устроимся». С любовью говорит. Дед обижен: «У нас две дочери, как она, – 34 и 42 года». – «Да ты что, эта молоденькая совсем. Тебе сколько, лет двадцать?» – «Ага, – говорю. – Вроде этого». «Тьфу, – отворачивается дед. – Даже поговорить не с кем. Зелень!»

Утром они оба спрашивают меня, как спала, всё ли в порядке. «Да, – говорю. – Простите меня». Иду дальше и думаю, как хорошо, что успела им сказать эти два слова.

Начинаю замечать, что жизнь строится иначе. Силы распределяются совсем по другим законам

Начинаю замечать, что жизнь строится иначе. Силы распределяются совсем по другим законам.

Приходишь, устраиваешься на ночлег, и в 21:00 тебя словно выключают, засыпаешь сразу, без снов, на полу, на коврике и в конце концов в любой компании.

Замечаю, что не испытываю никаких проблем с тем, чтобы встать в два ночи и выйти в три утра.

Что у меня перед ходом побаливала спина, особенно после физических нагрузок, а здесь и намека никакого нет на боль.

То и дело слышу, что новичков «Николай Чудотворец за руку ведет» (вариант: «на руках несет»). Может, и так. Я чувствую защиту. Среди многих и многих тысяч людей. Защита, конечно, была и вполне видимая: все дни пути с нами медики, МЧС и полиция с собаками.

Но совершенно ясно, что здесь включается какой-то еще источник питания.

Идем через грязь. Идем лесами, лугами, полями. Все несут на себе рюкзаки, некоторые паломники – с детьми. Каждый день мы в пути часов по шестнадцать.

Я вдруг начинаю думать о солдатах Великой Отечественной войны, о пехоте. Мы-то идем – знаем куда, знаем, что через несколько дней сядем в поезда и разъедемся по домам, а они? Шли, и неизвестно, когда всё кончится, и неизвестно, будешь ли живым. Как они терпели, где брали силы, как спасались, как укрепляли дух свой? Многое начинаешь понимать, а точнее – чувствовать нутром, когда вот так несколько дней с рюкзаком идешь под палящим солнцем, под дождем, по грязи. Еще бурлаков на Волге вспоминала.

Одинокий храм в селе Горохово. Церковь Казанской иконы Божией Матери. У храма советская непростая история. И села уже нет почти. Поблизости нет жилых домов.

Говорят, богослужение совершается здесь трижды в год, во время крестных ходов.

Рядом источник. Можно окунуться, набрать воды.

В храме служба. А снаружи – крепкие мужики и несколько котлов с гречневой кашей. В одном таком – 50 кг крупы. Кормят нас и поят чаем.

Хочу сказать про атмосферу хода. Одно из самых частых слов – «простите». Вспышки злобы, если и бывают, то не находят продолжения, не выливаются в ссоры. Общая внутренняя концентрация и доброжелательность сильнее раздражения. У источника в очереди женщина с ребенком. Он капризничает, кричит, и женщина, очевидно думая, что применяет педагогический прием, подзадоривает: «А еще громче можешь? А еще?» Ребенок заходится. Родительница радостно улыбается почему-то. Наконец одна из паломниц говорит: «Простите, но у меня уже голова болит, если честно». И мать начинает орать уже на эту женщину, но потом, осекшись, спешит уйти, вместе с ребенком, не выстояв очередь. Очень заметен этот контраст здесь, в ходу. В «обычной жизни», думаю, был бы скандал. А тут это просто неуместно – так выяснять отношения.

Тут особая атмосфера: одно из самых частых слов – «простите»

В Горохове большой привал. Можно и на службу успеть, и отдохнуть и выспаться. И с новыми силами пойти дальше.

Ближе к вечеру входим в село Великорецкое – здесь и была обретена икона много лет назад. С этого момента начинаются праздники души.

Вот снимок сверху. Паломники подходят к храму, пройдя путь длиной 80 километров.

Решила сама поставить палатку (тут спасибо ГТО, не зря я туристический норматив сдавала). Устраиваюсь прямо у стен монастыря, и вокруг мгновенно вырастает палаточный городок. Здесь предстоит провести две ночи. Точнее, полторы.

Паломники – неприхотливый народ. Кто-то будет ночевать на полу в храме (оказывается, это позволено), а кто-то – в красном спальном мешке на его ступенях.

Иду смотреть окрестности. Нас уже поджидает праздничная ярмарка – конфеты-бараночки, льняные платья, матрешки в человеческий рост, товары для здоровья. А вот из огромного самовара просто так наливают травяной чай, и мальчик с большим чувством читает стихи – про этот самый самовар.

Тут же и съемочная группа телеканала «Культура», снимают фильм про ход.

В Великорецком я впервые побывала на исповеди. Конечно, волновалась.

Когда подходит моя очередь, с ужасом осознаю, что включаю журналиста, вернее, он сам включается, не спросясь: «Да, батюшка, я вас услышала, а вот еще такой вопрос…»

Была полночь (многие тысячи людей исповедуются у священников в храме и на берегу реки Великой), батюшка, отец Георгий, сам еле стоял на ногах, а еще и самоотверженно выискивал слова для меня. Удивил своим прогрессивным взглядом на жизнь. Удивил и поддержал, успокоил. И благословил.

Не хочется уходить, хотя и бодрствуем мы почти уже сутки. Вижу ту самую женщину из Одессы, которую встретила в первый день. Может быть, она на чем-то приехала сюда, в Великорецкое. Улыбается мне: «Молодец, что дошла».

Начинается Литургия. Подходит девушка из паломниц, говорит, что не может больше стоять: «Можно мне на тебя опереться?» Так и запомнила я эту службу: стою – и рядом на коленях девушка держится за мою руку. А в открытые двери видно, как начинается утро.

После причастия иду к палатке и сразу засыпаю.

В селе большое торжество – празднуем явление Великорецкой иконы святителя Николая. Икона установлена на берегу реки Великой – там, где была найдена. Здесь и паломники, и местные жители, и те, кто приехал сюда ради этого дня – из Кирова, из области, отовсюду.

Между прочим, сегодня и день рождения Пушкина. Для меня это тоже праздник. Отмечаю большой кружкой солдатской каши.

Я, кстати, несколько раз замечала, что вот просишь: «Хорошо бы прекратился дождь, и я бы сходила за кашей», и дождь прекращается и возобновляется, как только ты возвращаешься в палатку. Или просишь, чтоб чуть полегче шлось, и прибавляются силы. Такие вот тихие разговоры.

Иду к реке. Освящение воды уже состоялось, и паломники спешат трижды окунуться.

Устроены раздевалки, но в них большие очереди, так что многие обнажаются при честном народе, у кустов.

И снова я думаю, как и в первый день, о том, как же у нас всё близко: и крестный ход, и улица Ленина, и стыдливость, и расхристанность, особенно если на миру. Молодухи, да и солидные женщины, сбрасывают исподнее, еще и подзадоривают полицию, которая охраняет порядок, похохатывают. Молоденький полицейский краснеет. «Да, – говорю, – работка у вас сегодня». Он улыбается, пожимает плечами: мол, всякое бывает.

Купаюсь и я. Так моя рубашка, привезенная из Индии, побывала в освященных водах реки Великой.

Может, здесь, в Великорецком, впервые и появляется чувство пройденного пути, сделанного дела. Моего собственного внутреннего тепла. Уже не нужны ни грамота, ни значок.

Некоторые паломники заканчивают тут путь – это называется «сойти с хода». Каждый выбирает крест по силам. Но всё же большинство идет дальше, завершает круг. Тем более что и обратный путь – легче, как мне кажется.

Выход в два ночи совершенно не проблема теперь. Даже чуть пораньше мы выстраиваемся у дороги, ждем икону. Ко мне подходит женщина и спрашивает: «Девушка, а когда поезд на Воркуту?» Вид у меня такой, что она спешит объяснить: «Ну как же, вы ведь в сочинской куртке». (Действительно. Мысленно шлю еще один привет Оргкомитету «Сочи–2014»: отличная экипировка, а куртка к тому же складывается в мягкую, очень удобную подушку.) Оказывается, есть такой поезд «Сочи–Воркута», и многие паломники на нем приехали.

Приходим в село Медяны в 14:00. Читается канон. Передаю записку с дорогими для меня именами – за здравие.

И опять я чувствую это – благодать, как будто душа выпрямляется.

Но люди устали, проголодались (и я в том числе) и, едва отстояв службу, бегут к большим чанам с гороховым супом. Да, бывают и ополоумевшие паломники. Сохранить лицо, когда очень хочется есть, – то еще испытание.

Я никогда не забуду девочку Вику, лет двенадцати. Она помогала разливать горячий суп

Я никогда не забуду девочку Вику, лет двенадцати. Она помогала разливать горячий суп. Паломники, взрослые люди, окружили ее и все тянулись со своей посудой. Была жара, она безропотно брала кружки, миски, ведерки, наполняла их дрожащими от напряжения руками (тяжело, горячо!) и подносила. И людей становилось только больше, и все они были очень голодными. В какой-то момент она прошептала: «Я не успеваю!» В глазах стояли слезы, но она не заплакала, а только замерла на секунду и снова бросилась к горячему чану с супом.

Викуля, даже если ты не прочтешь это, пусть у тебя всё всегда будет хорошо. Ты боец. В тот день многих тронуло то, как простодушно и честно ты выполняла свою работу.

В общем, потом ее спасла женщина, тоже с раздачи, поставила на молоко, которое предназначалось только маленьким детям.

А одна старушка сказала: «Стоило ли идти в такую даль, ноги мозолить, претерпевать всё это, если, чуть что, мы снова превращаемся в…» И не договорила.

В 19:00 заходим в Мурыгино. Это уже не село, а поселок городского типа, асфальтовые дороги, пятиэтажки. Совсем другое ощущение. Часть паломников размещают в школе, там же и медпункт, куда я ковыляю на стертых ногах. Но уже ничего – ни бытовые трудности, ни мозоли – не может омрачить радости, которая, оказывается, росла с каждым днем. И продолжает расти.

В Мурыгине строящийся храм. Там невероятной красоты иконостас, кажется фарфоровый. К иконе святителя Николая, как и всегда, выстраивается большая очередь. Много местных жителей. Стою рядом, и чувство у меня одно: я пришла с этой иконой.

Разбиваю палатку на берегу Вятки. Завтра – последний день хода.

Подъем в 2:00, выход в 3:00, после молебна. К 9:00 уже подходим к Кирову. Предстоит идти по городу целый день.

Снова батарея бутылок с водой. “Кого благодарить?” – спрашиваем. Слышим: “Бога благодарите”

Перед Кировом снова батарея бутылок с водой. И какой-то мужчина. Кого благодарить, спрашиваем. Улыбается: «Бога благодарите».

Идем по большому широкому мосту. Поднимается такой ветер, что начинает прямо-таки сдувать. У паломников улетают коврики, бутылки, косынки. Для меня «ветровой мост» – один из самых сильных, радостных этапов: тут простор, свобода. На мосту этом появляются новые силы.

Идем, и везде нас сопровождает колокольный звон. Как награда за совершенный молитвенный труд, за всё, что пройдено.

В храмах, через которые идут паломники, стараются накормить всех повкуснее. Бабули из церкви Новомучеников и Исповедников Российских (они, бабули, там все как на подбор – добрые, очень отзывчивые) выкатывают соленья, винегрет, квас, кашу, чай, гороховый суп, уху, икру кабачковую. Пир горой! Устраиваюсь на коврике с этим шикарным обедом и вспоминаю, как чашка солдатской каши выручала нас после долгого трудного перехода.

Мы идем, идем, идем, снова по асфальту. Час, другой. Опять тяжело, жара. Жители Кирова вышли на улицы, встречают. Идем.

Последние минут пятнадцать – уже и не ход даже, а полет. Летишь, знаешь, что впереди – только радость.

И вот наконец часа в четыре подлетаем к Трифонову монастырю, откуда вышли почти неделю назад.

Завершающий молебен. Владыка Марк благословляет всех и надеется увидеть в следующем году.

После службы заходим в собор, падаем на пол и на 20 минут засыпаем. Еле встаем, всё болит – ноги, спина, плечи.

А еще там есть купель. В очереди снова слышны православные распевы. Выделяется статный красавец, я заметила его еще в ходу: он шел и пел – таким голосом и так душевно, что не было сомнений: это священник. Оказалось, программист из Москвы, Алексей, идет в четвертый раз. Удивительные, совсем новые для меня люди. Ну, я на правах журналиста попросила его рассказать о себе. И он мне написал:

“Какое же на самом деле счастье – идти вместе с братьями и сестрами по вере. Потому что именно там рядом с нами Бог”

«Однажды меня знакомый, человек довольно пожилой и много повидавший на своем веку, спросил, зачем я иду в крестный ход. И я долго пытался сам для себя ответить на этот вопрос. Ответов находилось море, и всё разные. Крестный ход и землю освящает, по которой люди идут, и самих людей. И старец Николай Гурьянов говорил, что крестными ходами Россия спасется. Кто-то идет, чтобы за своих близких помолиться; многие идут, чтобы попросить у святых чего-то в своей жизни. Я вот в 2012 году, вернувшись из ВКХ, уже было зарекся не ходить сюда вовек. Но потом, где-то через полгода, сердце тоскливо заныло, снова захотелось увидеть людей, увидеть красоту вятских земель, насладиться духовным торжеством. Что внутри меня происходит, я не знаю. В тот момент хочется спать, болят ноги, а погоды хорошей не дождешься, потому что бывает либо слишком жарко, либо слишком холодно, либо слишком сыро, либо слишком сухо. Помолиться толком не успеваешь, по дороге прочитываешь молитвы совершенно бездарно и невнимательно. Благодати окрыляющей не испытываешь, волнений душевных – тоже. Цель одна только – выдержать и дойти. Но вот потом только понимаешь, что домой на самом деле возвращаешься другим человеком, отвыкшим от привычного жизненного распорядка вместе со всей душевной дрянью. Только потом приходит осознание того, какое же на самом деле счастье – идти по пыльной дороге вместе с братьями и сестрами по вере и претерпевать незначительные трудности. Потому что именно там рядом с нами Бог».

Паломники постепенно расходятся, в храме становится тихо. Мягко горят свечи, полутьма. Икона, за которой мы шли все эти дни, вернулась на место. За это время она собирала вокруг себя тысячи людей, и вот сейчас можно постоять один на один…

Послесловие

Крестный ход – это практика. Ты практикуешь беззлобие, смирение, умение преодолевать себя

Крестный ход – это практика. Вот что, как мне кажется, ты практикуешь.

Беззлобие, бестравматичное общение.

Умение любить.

Умение преодолевать себя, просто относиться к трудному. Спишь на земле, на полу в храме, учишься ходить уточкой, потому что всё болит.

Смиряешь гнев, гордыню – не подавляешь в себе, а как бы отпускаешь без усилий. Очень часто здесь произносят слово «Простите», как я уже говорила. И это ощущение – покоя и радости – ты распространяешь, как волну, и ловишь ее от других людей. Крестный ход на шестой день очень отличается от того, каким был в первый.

Я помню всех, с кем мне довелось общаться, и обо всех вспоминаю с теплом.

Катерина из Петербурга рассказывает, что с хода возвращаешься как с войны – войны с самим собой.

Есть те, кто идет уже в 19-й раз. Я спрашивала: вы же знаете, что так тяжело будет, как же вы опять идете? Тяга, говорят. Тянет. И потом, ничего мы не знаем. Каждый раз здесь открывается что-то новое.

В основном, конечно, здесь набожный народ. Дети наравне со взрослыми поют акафисты, знают все молитвы.

Ну а ты как бы вплываешь, возвращаешься в эту веру, в которую был крещен много лет назад. И многое еще непонятно, многого не знаешь, кое-что вызывает недоумение, но, неизменно, если ты хоть немного хочешь этого, совершаешь душевную работу, ты ощущаешь покой и радость – Божию благодать.

Что еще практикуешь?

Умение доверять.

Умение работать на дальнюю перспективу. Сейчас надо потерпеть, чтобы прийти к заветному.

Вообще это очень мощное духовное и телесное испытание. Первые два дня я только болталась с мыслями: «Как я сюда попала?» А потом, на третий день, начала прислушиваться, тихонько подпевать, участвовать в молитве, создавать собственный разговор со своим Собеседником.

Крестный ход – это открытое богослужение. Богослужение на природе. Дорога к живой вере. Не к той, где «поп – толоконный лоб», а к той энергии, к верной силе, которая управляет всем. Возможность почувствовать себя среди жизни.

Это также возможность увидеть свою страну: людей в самых разных проявлениях; природу, ее мощь и красоту.

А в финале я бы еще хотела добавить слова, которые написала за несколько дней до Великорецкого крестного хода.

И всё же главное, что я знаю сейчас: надо идти всё равно. Просто шевели ногами, что бы ни случалось. Случилось – а ты шевели. Иди.

Торжества будут проходить не только по всей России, но и в Белоруси, а также на Украине. Отец Александр Волков, пресс-секретарь патриарха Московского и Всея Руси Кирилла, сообщил, что празднования в честь Крещения Руси состоятся во всех епархиях русской церкви, а в Москве и Петербурге пройдет крестный ход.

Когда и где пройдет крестный ход в Москве и Петербурге

В столице России тысячи верующих, в том числе представители и главы православных церквей из разных стран, соберутся в субботу, 28 июля, на Боровицком холме по случаю 1030-летия Крещения Руси. Отметим, что в данных мероприятиях примет участие и глава государства.

В честь праздника состоится богослужение и крестный ход на Соборной площади Кремля. Молебен будет совершен у памятника равноапостольному князю Владимиру.

Отметим, что богослужение начнется в 9:30 утра, крестный ход пройдет от Соборной площади до Боровицкого холма. А в 12:15 по московскому времени во всех храмах будет совершен праздничный колокольный звон.

В Санкт-Петербурге главные торжества в день Крещения Руси начнутся в 10:00 в соборе Князь-Владимирском. Там будет совершена праздничная Божественная литургия. А в 14:00 у Казанского кафедрального собора состоится праздничный концерт, в котором примут участие известные хоры и коллективы.

В некоторых храмах Ленинградской области также есть особенная традиция - проводить обряд крещения 28 июля для детей и взрослых совершенно бесплатно.

Источник фото: ФБА «Экономика сегодня» / Степан Яцко

История и дата крещения Руси

День крещения Руси стал важным этапом в развитии Киевского княжества и значительно повлиял на дальнейшие культурные и исторические события. Православная вера пришла в Киевскую Русь в 988 году, однако дату праздника официально назначили только в XXI веке.

День крещения празднуют 28 июля не случайно. Именно в этот день православные поминают князя Владимира, который и совершил священный обряд. Интересно, что Владимир долгое время был ярым язычником. Но его мать и бабушка, княгиня Ольга, были православными.

По некоторым данным, крещение Руси первоначально являлось лишь политической стратегией. Приверженцем этой веры была Византия. И обряд крещения был выгоден как одной, так и другой стороне. Однако Владимир провел «испытание вер» и был сильно впечатлен рассказами о христианстве, что решил пройти крещение и обратить всех киявлян в эту веру.

Андрей Курников

Сегодня ночью в Екатеринбурге прошло главное событие Царских дней - крестный ход от Храма-на-Крови до мужского монастыря святых царственных страстотерпцев на Ганиной яме. Крестный ход возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Журналисты «Областной газеты» вели прямую трансляцию с места событий.

По предварительным данным, озвученным в ходе брифинга наместником монастыря епископом Нижнетагильским и Невьянским Евгением, в Царском крестном ходе приняли участие порядка 100 000 человек .

За Божественной литургией причастились порядка 15 000 человек. Причастие велось из 100 чаш.

08:20 Татьяна Мерзлякова, уполномоченный по правам человека в Свердловской области:

Я первый раз прошла полный маршрут царского крестного хода. Было тяжело, да. Когда проходила мимо своего дома, мне хотелось незаметно сбежать. Но я решила идти до конца. Это путь покаяния, который мы должны пройти. Духовного очищения. Оно того стоит, поверьте. Я счастлива, что с нами шли губернатор, полномочный представитель президента, патриарх. Все были вместе со своим народом в эти памятные дни.

08:00 Патриарх провёл утреннее богослужение на Ганиной Яме. Атмосферу сложно передать словами. Крестоходцы продолжают идти, паломники останутся здесь не на один час. Люди очевидно устали, но все улыбаются

06:42 Патриарх проводит службу на Ганиной Яме.

06:40 Некоторые мужчины в дорогих костюмах впереди шествия, кажется, готовы променять свои лакированные ботинки на пару стоптанных мокасин у ближайшего паломника.

06:30 У обочины рядом с дорогой в монастырь стоят цыганки и просят у паломников денег для помощи их "больным детям". Даже в такой благодатный день находятся мошенницы, алчущие выгоды на добрых чувствах верующих.

06:20 Чем ближе к Ганиной яме, тем громче звон колоколов в монастыре и тише молитвы у крестоходцев. Женщины вполголоса поют "Помилуй нас, Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий".

06:15 Для прохода паломников полностью перекрыли ЕКАД. Несмотря на то, что водителей об этом предупреждали заранее, находятся автолюбители, которые всё равно едут по кольцевой дороге. Но их быстро разворачивают обратно.

06:00 От посёлка Шувакиш до Ганиной ямы специально к приезду Патриарха Кирилла сделали асфальтовую дорогу, чтобы паломникам было удобнее идти.

05:50 Паломники вошли в посёлок Шувакиш - до Ганиной ямы им осталось около двух километров. Впереди, за несколько сотен метров от колонны, идёт митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл, который прибудет в монастырь святых царственных страстотерпцев на 10 минут раньше крестоходцев, чтобы подготовить всё к патриаршему визиту.

05:40 Крестный ход идёт по лесной дороге. Пахнет сыростью и грибами. Пожалуй, здесь, в тишине, осознание трагедии столетней давности приходит четче, яснее, чем в суетливом городе. Крестный ход приближается к конечной точке.

Что было в районе Ганиной Ямы 100 лет назад?

В XIX веке в этих местах пытались добывать золото, тут находился рудник. Считается, что в середине века владельцем участка земли стал некий подрядчик Гавриил, которого жители расположенной поблизости деревни Коптяки называли Ганей. На руднике добывали руду и жгли уголь, но уже в начале XX века рудник был заброшен и фактически представлял собой карьер, заполненный талыми водами. По подсчетам историков, вокруг Ганиной Ямы находилось три десятка старых шахт, шурфов и котлованов. В одну из шахт и были сброшены тела расстрелянной царской семьи и приближенных.

05:30 Николай Цуканов и Евгений Куйвашев вместе слушали службу, вместе идут крестным ходом.

05:15 О чём говорят идущие? О житейском. Девчонки из педколледжа плохо сдали экзамены. Идут не молиться за хорошие оценки, а "потому что в жизни надо всё попробовать и не по" Матильде" же историю учить". Парни обсуждают победу Франции на ЧМ. "Ну, пошли крестным ходом. Движуха. Чем не спорт?" Бабушки паломницы жалуются на стоптанные башмаки и маленькую пенсию. Сотрудники мэрии - на чересчур быстрого патриарха.

Впереди колонны паломников шагает Дмитрий Соколов - основатель команды КВН "Уральские пельмени". Он идёт вместе с женой и своими детьми: двое из них спят в коляске, а третий ребёнок догоняет отца.

Дмитрий рассказал, что присоединился к крестному ходу на Сортировке, после ночного богослужения в Среднеуральском женском монастыре во имя иконы Божией Матери "Спорительница хлебов".

Иду и чувствую лёгкость, - отметил он. - Святая семья помогает нам и даёт силы, чтобы пройти царским путём.

05:00 Крестный ход вошёл в посёлок Семь ключей. Здесь улица Техническая сужается почти в полтора раза, поэтому колонна паломников немного замедлилась. Выглянуло солнце, которое подбодрило крестоходцев, и теперь они идут по царскому пути с новыми силами. Вслед им лают собаки - посёлок просыпается.

04:30 Сортировка - микрорайон небольшой, поэтому люди, живущие на улице Технической, очень хорошо слышат шум православной колонны. Местные жители просыпаются от хвалебных песнопений и наблюдают за крестным ходом из распахнутых окон.

04:14 Крестный ход идёт по Сортировке. На центральной улице микрорайона - Технической - рядом с рынком "Таганский ряд" выстроились трудовые мигранты. Они с удивлением смотрят на колонну паломников и снимают шествие на смартфоны.

04:10 Паломники раскачали мост на подходе к Сортировке. Мост всего метров 30, но впечатлений людям хватило. Особенно таким впечатлительным, как некоторые журналисты "Облгазеты" в юбке. Мост пошатывало конкретно, надо выяснить, безопасен ли этот участок маршрута для такого числа людей.

04:08 Среди крестоходцев много разных людей. Встречаются и совсем уж маргинальные личности. Например, так называемые "гопники", знакомые многим по телесериалу "Реальные пацаны".

Ребята почти все из небольших городов Свердловской области. Они говорят, что приезд Патриарха для них очень большой подарок. Каждый из них идёт в колонне, чтобы потом рассказать друзьям о том, как это было.

03:45 На удивление много родителей с колясками. Только в обозримой колонне рядом с нами пять колясок.

03:39 Город спит и не знает, что сегодня светлая ночь. Темноты почти и не было.

03:25 Все улицы по пути крестного хода перекрыты за 100 метров от шествия, в тротуары расчищены от препятствий для паломников. Например, на углу улиц Токарей и Татищева убрали цветочный киоск, чтобы он не мешал крестоходцам.

03:20 Колонна паломников растянулась на несколько километров. Православные песнопения слышны со всех концов крестного шествия - в начале колонны Бога славят хоругвеносцы, а за спиной Патриарха Кирилла поют священники и казаки.

03:16 Удивительно легко идётся царским крестным ходом. Многие верующие говорят, что в таких шествиях не чувствуется усталости, ты идёшь, подхваченный какой-то неведомой силой. Но от патриарха мы всё-таки отстали. Очень бодро идёт предстоятель.

03:05 Крестный ход встречает колокольным звоном храм святого Иннокентия, который расположен на улице Ленина в центре Екатеринбурга

02:58 Один из священнослужителей Московской Патриархии рассказал, что Патриарх Кирилл с лёгкостью пройдет весь путь - ежедневно он проходит по 8-10 километров.

02:55 Крестный ход идёт по главному проспекту Екатеринбурга. Идёт депутат ЕГД Дмитрий Сергин. Поистине подвиг для человека с ограниченными возможностям здоровья

02:39 Патриарх Кирилл идёт на удивление быстрым шагом, за ним едва успевают сопровождающие. Кажется, люди даже не верят, что можно просто так идти по центру города рядом с патриархом, без охранников и мигалок.

02:37 Во время общения с журналистами Татьяна Мерзлякова сказала, что крестный ход - это покаяние, и важно всем почувствовать это.

Столетие цареубийства бывает раз в жизни, - сказала Татьяна Георгиевна.

02:35 Евгений Куйвашев и Вадим Дубичев тоже среди участников крестного хода.

02:25 А пока журналистский пул отправился на специальных автобусах на первую точку царского маршрута, журналисты "Облгазеты" после молитвенного стояния самоотверженно пошли пешком. С народом. Рядом с нами идёт уполномоченный по правам человека в Свердловской области Татьяна Мерзлякова, а также звезда Уральских пельменей Юлия Михалкова.

02:20 В крестном ходе первый раз принимает участие известный уральский бизнесмен Андрей Симановский. По его словам, он пришёл сюда, чтобы отвлечься от рабочих проблем и наконец подумать о вечном.

Хочу пройти крестным ходом до конца. Пешком. Для меня это важно. Исторический день. Потом поделюсь впечатлениями.

02:15 Патриарший кортеж в сопровождении машин ДПС и скорой помощи готов к старту крестного хода.

02:10 У патриаршего подворья дежурит скорая. По словам врачей, этой ночью к ним обратились уже пять человек. В основном, люди жалуются на давление и общую слабость. Врачи говорят, что это паломники, которые приехали или пришли издалека.

2:03 Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл лично идет во главе Крестного хода. Напомним, что владыке 71 год, но беспокоиться за его здоровье вряд ли стоит. Несколько лет назад владыка высказывался о желании слетать в космос. Как сообщала Лента.ру об этом он заявил на встрече с руководством Роскосмоса. Эту информацию тогда подтвердил глава корпорации Анатолий Перминов, сообщивший о том, что в прошлом патриарх выполнил 20 учебных полетов на самолетах «Миг», осуществляя даже фигуры высшего пилотажа.

Патриарх регулярно участвует в Крестных ходах. В прошлом году Предстоятель Русской Православной церкви прошел вместе с участниками Великорецкого крестного хода, который считается одним из самых древних в нашей стране. Он проходит в начале июня в Кировской области, а его общий маршрут превышает 180 километров.

Одно из мирских увлечений патриарха Кирилла - лыжи. Причем, он отдает предпочтение тем, для которых не нужна лыжня - горным и водным.

Патриарх Кирилл - соавтор трилогии о сооснователе самбо Василии Ощепкове, который является основоположником международных соревнований по дзюдо и другим единоборствам в СССР. Неоднократно он высказался о том, что считает единоборства важным средством сплочения своей паствы. Книгу «И вечный бой» без проблем можно найти в книжных магазинах нашего города или заказать через популярные специализированные сервисы. Цена достаточно демократична - около 290 рублей.

2:00 Божественная литургия закончилась. Начинается формирование колонн для ночного крестного хода до Ганиной Ямы.

Напоминаем, что в теле крестного хода 25 бригад, состоящих из священнослужителей, сестер милосердия и волонтеров. Те, кто не смогут идти на протяжении всего маршрута могут воспользоваться автобусами, которые довезут паломников до Ганиной Ямы к началу богослужения.

Попросить помощи или узнать местонахождение автобуса можно по телефону диспетчера Православной службы милосердия - 268-99-29, +7-950-64-69-019.

01:50 Патриарх Кирилл обратился к собравшимся:

Такое преступление, какое было здесь совершено, не может быть случайным. За ним коллективная вина всего народа. Некий поворот в исторической жизни всей Руси. Что же происходило с народом нашим сто лет назад? Ведь абсолютное большинство было крещёными, ведь они посещали церкви. Почему же спустили курок убийцы без зазрения совести? Значит, не всё было благополучно.

Отступление от бога, потеря духовной связи с церковью... Когда же, почему же это произошло с нашим народом? Почему он в какой-то момент времени, как поезд, входящий в крутой вираж устремился к катастрофе... Чужие мысли, чужие идеалы, не имевшие ничего общего с христианством, стали восприниматься интеллигенцией, аристократией и частью духовенства как мысли передовые...

Самые страшные кровавые перевороты происходили во время попытки изменить жизнь к лучшему. Отказавшись от духовного первородства, помрачились идеей круто изменить нашу жизнь, и захваченные этой идеей многие дошли до преступления... А можно через разрушение святыни, через кровь построить эту лучшую жизнь? История говорит - невозможно.

Мы должны помнить трагедии прошлого. У нас должен быть иммунитет к призывам добиться человеческого счастья через разрушения и кровь.

Венцом отступления от самого дорогого стала казнь царской семьи. Людей невиновных.

Собравшись здесь в таком множестве, мы вспоминаем трагедию Ипатьевского дома в надежде, что никогда ничего подобного у нас не повторится.

Мы должны вынести важный урок из этого - никакая помощь извне нам не нужна. Мы должны помнить прошлое.

Мы должны сформировать устойчивое неприятие идей устремляться в какое-то лучшее будущее, чтобы никогда подобных трагедий не происходило в России.

Да хранит Господь весь русский народ, который вышел из киевской купели и хранит православную веру.

В память о своём богослужении Патриарх Кирилл подарил Храму-на-Крови золотой напрестольный крест, а Екатеринбургской епархии - 15 евангелий для 15 храмов.

01:34 Среди тех, кто бодр по долгу службы, десятки сотрудников правопорядка. Сегодня они обеспечивают безопасность памятного богослужения и крестного хода. Сотни паломников прошли через рамки металлоискателей. Надо сказать, что при рекордном числе приезжих никакой давки пока замечено не было.

01:30 Появляются первые уставшие. Это волонтёры, которые во время Царских дней практически не спят. Подавляющее большинство на площади стоит на ногах всю службу. Единицы принесли складные стулья.

01:26 Похоже, что самому маленькому паломнику нет и одного года. Он сладко спит в коляске под убаюкивающие голоса священнослужителей. Среди людей почтенного возраста здесь есть те, кому уже за 80.

01:25 Вместе с Патриархом Кириллом служат 12 архиереев Русской Православной Церкви. Случайно это или нет, но столько же было апостолов с Иисусом Христом. Среди иерархов есть постоянные и временные члены Священного Синода РПЦ, епископы Екатеринбургской епархии.

Кстати, постоянными членами Синода являются митрополиты Киевский и всея Украины, Санкт-Петербургский и Ладожский, Крутицкий и Коломенский, Минский и Слуцкий, Кишиневский и всея Молдовы, Астанайский и Казахстанский, Ташкентский и Узбекистанский, председатель отдела внешних церковных связей и управляющий делами Московской Патриархии.

Временным членом Синода может стать любой епископ РПЦ после двухлетнего срока его управления епархией.

01:20 Вся площадь читает "Отче наш".

01:11 "Боже, очисти нас, грешных, и помилуй нас", - говорит в молитве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Божественная литургия продолжается уже более часа. Люди становятся на колени.

01:10 Священнослужители вместе с паломниками произнесли символ веры. Эта молитва представляет собой краткое изложение основ христианского вероучения и состоит из 12 частей.

00:51 Среди молящихся очень много молодых парней и девушек. В этом году, кстати, впервые на Царских днях работают православные волонтёры. Их можно узнать по ярко-красным футболкам. Они помогают приезжим сориенироваться в новом месте, дают разъяснения по особенностям крестного хода, подсказывают телефоны экстренных служб, места, где можно взять бесплатную воду, .

00:39 Трансляция службы идёт в прямом эфире телеканала Союз

У облачения Патриарха - особый смысл и каждая часть одеяний имеет своё особое значение. В облачении можно увидеть бархат, парчу, золотое шитье и даже драгоценные камни. Несмотря на внешнюю представительность облачение весит не так много - 3- 4 килограмма. Кстати, вне богослужений «обычная» одежда архиерея это обычная чёрная ряса и белый куколь на голове. Интересно, что ряса застегивается лишь на вороте и на поясе.

00:36 В Екатеринбург для участия в Царских днях приехали паломники из Сербии. Группа из 50 верующих, среди которых есть священники, монахи и миряне из разных регионов страны, прибыла на Средний Урал несколько дней назад. Они уже были в Алапаевске, а сегодня, после патриаршего богослужения в Храме-на-Крови, пойдут крестным ходом до Ганиной ямы.

Перед началом божественной литургии сербы общались с братьями по вере и пели песни о любви к России. По словам Александра Милевича, паломника из Белграда, многие русские плачут, когда слышат эту песню.

Мы приехали в Екатеринбург, потому что почитаем святого царя Николая II, который потерял семью и империю, - рассказал Александр Милевич. - Наш народ благодарен ему за то, что по его решению Россия вступила в Первую мировую войну. Ему не стоило этого делать - ваша страна не была готова к этой войне, но царь всё равно решил защитить Сербию от посягательств европейских стран. А ещё мы в восторге от ваших людей и их доброго отношения к нам. Вы разделяете нашу боль о потере Косово и Метохии, а многие из вас вместе с нами надеются об их возвращении в Сербию.

00:30 Идёт служба.

00:00 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл начинает Божественную литургию. Площадь у храма переполнена, люди стоят плечом к плечу, в этом году число приехавших паломников должно побить все рекорды.

Патриарх Кирилл впервые участвует в проведении Царских дней в Екатеринбурге.

23:55 Паломники преклоняются перед иконой святого царственного страстотерпца Николая. Остались считанные минуты до долгожданной Божественной литургии.

23:50 Колокольный звон разливается над храмовым возвышением. От чувства сопричастности к поистине историческому событию у многих на глазах слёзы.

23:45 Среди паломников много иностранцев. Франческо Родригес Биляско приехал из Мадрида. Его дед был майором во время гражданской войны в Испании в 1936-1939 годах и воевал против коммунистов на стороне генерала Франко.

Франческо дружит с семьей Марии Владимировны Романовой, главой Российского Императорского дома, которая живёт в Испании.

Он рассказал, что сейчас великая княгиня находится в Тобольске. В этом городе царская семья находилась в ссылке с августа 1917 по апрель 1918 года, потом их перевели в Екатеринбург.

Испанец приехал сюда на два дня, специально для участия в Царских днях. Он ждёт патриаршего богослужения, но в крестный ход до Ганиной ямы не пойдёт.

По словам Франческо, в Испании живёт много русских, а в Мадриде действует несколько православных храмов.

В России много верующих, а в Испании их мало, - сказал Франческо. - У вас религия возрождается. Коммунисты, эти диктаторы и убийцы, погубившие много миллионов людей в России, уже не у власти, поэтому в вашей стране всё больше людей обращаются к православию. Россия сделала правильный выбор, став демократией. В Китае, на Кубе и в Никарагуа, где у власти до сих пор коммунисты, люди живут плохо и без веры.

23:35 Люди передают друг другу горящие церковные свечи. В сумерках царит неповторимая атмосфера. Паломники держат в руках портреты Николая II, фотографии царской семьи, старинные иконы. Дарят друг другу памятные карточки с изображением святых царственных страстотерпцев.

23:30 Начинаются молитвенные чтения на площади у храма.

23:18 вышла на площадку перед храмом в элегантной сиреневый шляпке. Ольга Николаевна очень эмоционально отвечает на вопрос о признании Царских останков. По её мнению, ничего ещё не решено и рано делать выводы. Генетическая экспертиза, на её взгляд, ложь, которая сопровождает эпопею с царскими останками уже далеко не первый год.

Это торжественный день. Главное для меня - это богослужение, которое мы сейчас ждём. Мы молимся невинно убиенным и чувствуем помощь от них. Мне очень жалко, что это случилось... Это больно. Но сейчас хочу перейти на новости в газетах о признании Царских останков. Ничего, абсолютно ничего ещё не решено. Та же ложь, что и была сто лет назад, повторяется сегодня. Мы слышим эту ложь и сейчас. Об останках стали говорить с 80-х годов, останки возили в Лондон - эксперты уже заранее знали результат. Это было втирание мозгов. Давайте надеяться на правду. Это моё мнение. Я не хочу гадать. Поживем - увидим.

Ольга Николаевна Куликовская-Романова , вдова племянника Николая II и внука императора Александра III - Тихона Николаевича Куликовского-Романова. Общественный деятель, Почётный академик Российской Академии Художеств, автор множества публикаций в зарубежной и российской прессе, член Союза писателей России.

  • Родилась в 1926 году в Югославии в семье русских эмигрантов.
  • Училась в Мариинском Донском институте благородных девиц (филиал Смольного), эвакуированном из Новочеркасска во время Гражданской войны в город Белая Церковь в Югославии.
  • В годы Второй мировой войны была интернирована в Штутгарт, где работала на фабрике. Впоследствии переехала в Венесуэлу, получила медицинское, коммерческое, архитектурное образование.
  • Перебравшись в Канаду, работала переводчиком в государственных учреждениях.
  • В 1986 году в Торонто вышла замуж за Тихона Николаевича Куликовского-Романова.
  • В 1991 году Куликовские-Романовы организовали благотворительный Фонд «Программа помощи России» имени Ея Императорского Высочества Великой Княгини Ольги Александровны, который оказывает помощь больницам, приютам, организациям и отдельным людям.

Владеет семью языками: русский, французский, немецкий, испанский, английский, сербский, итальянский.

23:15 Илзе Лиепа:

Удивительная атмосфера среди паломников, я чувствую, как у нас открываются лучшие человеческие качества. Хочется помогать друг другу. Очень сильное чувство единения.

23:10 Ждём Наталью Поклонскую.

23:05 Илзе Лиепа плачет:

Я не могу слышать, когда нашего императора называют слабым правителем. Я бы хотела, чтобы молодое поколение так не думало. Это несправедливо.

Известную балерину трудно узнать в толпе. На ней чёрная юбка в пол, серая ветровка и строгий платок, через плечо - рюкзак.

23:00 Царские дни посетила известная балерина Илзе Лиепа.

Вся наша семья благоговейно относится к царской семье. Эта трагедия - переломный момент в жизни страны.

У нас ощущение что всё, что происходит в Екатеринбурге, событие поистине великое. Мы счастливы, какое-то невероятное воодушевление. Так много людей откликнулись на это грандиозное событие.

Преподобномученица Елизавета является моей небесной заступницей. Я сегодня пойду крестным ходом в память о ней.

22:56 Из Новой Зеландии, Австралии, США, Сингапура в Екатеринбург приехали почти пять десятков паломников. Все члены русской зарубежной церкви. Владимир Бойков:

За рубежом очень сильно почитают царскую семью. На моё приглашение откликнулись десятки людей, они хотят пройти царским путём. Мы хотим, чтобы господь изменил сердца русских людей по всему миру - достойны ли мы подвига Царских мучеников... Нам очень трудно, но трудности закаляют. Давайте хранить свою русскость, свою особость перед Богом.

22:55 Пресс-подход протоиерея Владимира Бойкова, благочинного приходов Русской Зарубежной Церкви в Новой Зеландии. : 17 из них он летел из Окленда до Дохи, столицы Катара, потом была пересадка длиной 16 часов, 5-часовой перелёт в Москву и 2 часа до Екатеринбурга. Вместе со священником прилетели 42 паломника.

22:50 Удивительно, у храма собрались уже сотни паломников, но при этом над площадью повисла благодатная тишина.

22:48 Павел Куликовский прибыл на Царские дни в Екатеринбург. С помощью переводчика он пообщался с журналистами. Первый вопрос об .

Как мне сообщили, это ещё не окончательное решение следственного комитета. Но я очень рад, что расследование продолжается. Я надеюсь на объективные результаты.

Посещая Екатеринбург, я испытываю смешанные чувства. Чувство ответственности и радости одновременно.

Я уверен, что царские дни будут проходить в Екатеринбурге и через пять, и через много лет. Я много путешествую по России, вижу, как много делается для сохранения памяти Романовых. Любовь к ним будет храниться в народной памяти всегда.

Я живу в России с 2008 года. Я хотел увидеть собственными глазами, как сохраняется наследие Романовых. Я решил издавать журнал "Новости Романовых". Это благотворительный проект, у нас 18 000 подписчиков. В обществе растёт интерес к российской истории. Я очень рад прикоснуться к историческим событиям здесь, в Екатеринбурге.

Павел Эдуардович Куликовский , праправнук императора Александра III, почётный член Объединения членов рода Романовых

Родился в 1960 году в Торонто (Канада) в семье гражданина Канады Ральфа Эдварда Джонса и Ксении Гурьевны Куликовской – старшей внучки Великой Княгини Ольги Александровны. Ольга Александровна была дочерью императора Александра III и императрицы Марии Федоровны, а также сестрой императора Николая II. Является прямым потомком царской и императорской династии Романовых.

Большую часть жизни провел в Дании, с 2008 года живёт в Москве.

С июля 2017 года официальный представитель Объединения членов рода Романовых.

22:30 На площадке у храма в эти минуты последние приготовления перед Божественной литургией.

22:18 Группа паломников из Сербии поёт молитвенные песнопения у храма со стороны улицы Карла Либкнехта. Прохожие заслушались, поют очень душевно. Паломники ехали трое суток на автобусе группой в 53 человека. Некоторые приезжают в Екатеринбург не первый раз

22:15 Первое впечатление от паломников, которые в эти минуты собираются у храма: очень много молодёжи.

22:10 Православные сёстры милосердия Екатеринбургской епархии проходят инструктаж по оказанию первой помощи паломникам во время крестного хода.

Спасатели МЧС тоже готовы к нештатным ситуациям, которые могут случиться во время крестного хода.

21:59 Паломники начинают стягиваться небольшими группами к Храму-на-Крови.

По оценкам Екатеринбургской епархии, в паломничестве примут участие более 100 тысяч верующих из России, Украины, Белоруссии, Казахстана и дальнего зарубежья - Австралии, Сингапура, Великобритании, Германии, Сербии и других стран. Православным предстоит пройти пешком около 21 километра. Маршрут будет пролегать по центральным улицам города через ВИЗ, Сортировку, посёлки Семь ключей и Шувакиш.

Перед крестным ходом, ровно в полночь, в Храме-на-Крови состоится Божественная литургия. Богослужение проведёт Предстоятель Русской Православной Церкви. Вместе с ним будут молиться первые лица Уральского федерального округа и Свердловской области. Ожидается, что в богослужении примут участие представители дома Романовых, известные политики, общественные деятели.

История Царских дней началась 16 июля 1989 года. В этот день на пустыре, где ранее располагался Ипатьевский дом, был отслужен первый молебен в память о святых царственных страстотерпцах. Верующие пришли на место расстрела царской семьи с самодельными хоругвями. В десять часов вечера они собрались в круг, поставили свечи и стали молиться. Не прошло и получаса, как появился сотрудник милиции и потребовал разойтись. Следом за ним прибыл ОМОН, который не стал церемониться с православными и задержал 11 человек, в том числе двоих несовершеннолетних. Остальных грубо разогнали, а свечи растоптали.

Но отношение властей к православию вскоре поменялось и на волне перестройки в августе 1990 года на месте Ипатьевского дома установили деревянный Поклонный крест, возле которого стали регулярно молиться верующие. Несмотря на это, атеисты постоянно его ломали, поэтому к концу того же года деревянный крест заменили на металлический.

Именно отсюда состоялся первый крестный ход по Царской дороге в 1992 году. С того времени они стали ежегодными.

В 1990-е в паломничестве до Ганиной ямы участвовало несколько десятков человек, но после того, как в августе 2000 года Русская Православная Церковь причислила царскую семью к лику святых, число крестоходцев стало расти: в 2000 году в крестном ходе по Царской дороге участвовало около 300 верующих, в 2002-ом - уже 4 тысячи, в 2012-ом - порядка 50 тысяч, а в 2016-ом - свыше 60 тысяч.

Сюжет


В 2018 году в России отмечают 150-летие со дня рождения императора Николая II и 100-летие трагической гибели Царской семьи.

В ночь с 16 на 17 июля 1918 года в Екатеринбурге была расстреляна семья последнего русского императора Николая II. К той роковой ночи уже не существовало ни монархии, ни зародившегося было института российского парламентаризма, но, пожалуй, что именно пули, выпущенные по членам царской семьи и их слугам, стали финальным аккордом в истории Российской империи.

Спустя 85 лет на месте расправы был построен Храм-на-Крови, ставший культовым местом для многих православных. Здесь каждый год стартует Царский крестный ход до Ганиной Ямы – заброшенного рудника, где, по версии РПЦ, и были уничтожены останки членов императорской семьи.

Мы русские, потому что царь за нас отдал жизнь

Год назад во главе хода шла депутат Госдумы Наталья Поклонская. В год столетия расстрела царской семьи ход возглавил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, прибывший в Екатеринбург на прошлой неделе.

Тысячи паломников собирались в течение всего дня перед началом ночной божественной литургии и крестного хода на площади у Храма-на-крови. Слева от храма расположился целый палаточный лагерь с прибывшими. Видно, что многие здесь уже не впервые. Люди запаслись термосами с горячим чаем, флягами с водой, простынями и одеялами.

​ из Санкт-Петербурга 12 лет подряд проходит пешком три тысячи километров в столицу Урала. На дорогу уходит четыре месяца.

– Я хожу сюда на прославление царской семьи и за покаянием. Покаяние должно быть у каждого человека. Если он почитает царя, то у него сердце лежит для того, чтобы снова царская власть была на русской земле. Мы русские, потому что царь за нас отдал жизнь, – объясняет Тюлькин корреспонденту Радио Свобода. – Ноги подчас очень болят, когда прихожу сюда, но с верой в Бога все можно преодолеть. Все зависит от желания человека и от воли божьей. Царь уже 100 лет нас не покидает, это оплот наш.

К вечеру среди верующих уже не протолкнуться. В одночасье площадь перед Храмом-на-Крови наполняют десятки тысяч человек. Звучат самые разные разговоры.

– Как вы думаете, патриарх Кирилл искренен в своих словах? – спрашивает молодой человек Никита своего московского знакомого Сергея , приехавшего в Екатеринбург на Царские дни (комплекс мероприятий, приуроченный к годовщине расстрела царской семьи).

– Очень редко, – говорит в ответ собеседник. – Кирилл со студенческих лет выезжал в капиталистические страны. Вы не находите в этом ничего удивительного? Даже партсекретари и директора крупнейших заводов сначала могли побывать лишь в странах соцлагеря, типа Болгарии или ГДР, и потом только, если сильно повезет, кого-то из них могли выпустить и в капстраны. А тут молодой парень становится постоянным представителем нашей церкви в Женеве. Налицо связь с КГБ, не утраченная по сей день. В наших традициях иначе и невозможно, когда речь заходит о больших должностях в таких влиятельных организациях, как РПЦ. Но о какой тогда вообще можно говорить искренности и служении Богу, когда человек работает на структуры, возникшие из советского большевистского лона?

Паломница из Тюмени Светлана подхватывает разговор:

– Страстотерпцы отдали свои жизни за Бога-отца, Сына и Святого Духа. А с тем, что сейчас происходит, вообще непонятно, чему мы служим на самом деле. Народ сегодня далек от исконного православия, люди все чаще действуют по наитию: им предпочтительнее просто поставить галочку, что они пришли, покричали вместе со всеми о любви к Господу и все. Но мало кто действительно чувствует в себе Бога.

Мы живы, и должны быть сегодня вместе с теми, кто прошел через ужасные страдания ради всех нас

Тем временем ночная божественная литургия подходит к концу, патриарх Кирилл говорит о "коллективной вине народа" за убийство царской семьи и обращается к собравшимся с призывом не поддаваться на обещания счастливой жизни от тех, кто под влиянием извне пытается разрушить сложившиеся устои государства.

В третьем часу ночи люди выстраиваются, чтобы идти на Ганину Яму. Процедура не самая простая: нужно обеспечить организованный выход ста тысяч человек (именно столько было паломников со всего мира, по данным церкви) из-за ограждений и направить их по верному маршруту.

​Расстояние – больше 20 км. Паломники идут как минимум пять часов без остановки, с сумками на плечах и маленькими детьми в колясках. Впрочем, те, кто потратил деньги, силы и время для того, чтобы добраться до Екатеринбурга, это расстояние измеряют явно не часами и километрами.

– По этой дороге антихристы везли святых, чтобы навечно запрятать от нас их души. Но они не смогли этого сделать. Мы знаем теперь, где были захоронены царские останки. И мы должны проходить этот путь. Мы живы, и должны быть сегодня вместе с теми, кто прошел через ужасные страдания ради всех нас, – рассказывает по дороге Григорий , паломник из Минска.

Он уже в третий раз приезжает в Екатеринбург для участия в крестном ходе. В веру его обратила смерть от рака 10-летнего сына Михаила.

– После того, как Мишка умер, мы с моей супругой долго мучились, никак не могли понять, почему нашу семью настигло горе, за что нам такое наказание. Но только вера в Христа спасла нас от страданий. Я уверен, что Господь всем воздает по заслугам, и тот, кто верит в него и служит ему, обязательно будет счастлив.

Сегодня у Григория и его жены Натальи растут трое родных и двое приемных детей.

– Я сам из Ярославля, каждый год участвую в Царском крестном ходе с товарищем из Ростова-на-Дону, раньше вместе учились, потом работали. Сейчас каждый год встречаемся, ходим на Ганину Яму, – рассказывает Владимир .

По дороге говорят о судьбах монархии и о том, можно ли ее возродить в нынешней России.

– Уж больно у нас народ непокорный и самолюбивый, чтобы можно было жить при власти монарха, – говорит жительница Екатеринбурга Александра . Ее муж Владимир добавляет:

– Мне кажется, сегодня уже слишком много времени прошло после революции, чтобы можно было что-то исправить и вернуться к былому.

Утро крестный ход встречает за городом. До Ганиной Ямы остаются считаные километры. Тех, кто смог преодолеть это расстояние, ждет утренний молебен и полевая кухня. Обратно в Екатеринбург паломники возвращались уже автотранспортом.

Царский крестный ход в Екатеринбурге прокомментировал для Радио Свобода один из авторов Основ социальной концепции РПЦ, историк, профессор Андрей Зубов :

– Нынешняя церковь была основана Сталиным в 1943 году после полного уничтожения старой истинной церкви. А потому РПЦ – это во многом наследники убийц-большевиков. Руководством церкви и околоцерковными людьми движут разные цели: к примеру, в случае с той же Поклонской – это просто пустой фанатизм. Вместе с тем зачастую стремление к истине для этих людей остается на втором плане. И тот же самый крестный ход не исключение.

Давно известно, что останки царской семьи после Ганиной Ямы были захоронены на Поросенковом логу, но крестный ход движется именно до Ганиной Ямы, просто потому, что "так надо". Потому что, в отличие от Поросенкова лога, это место уже стало раскрученным туристическим объектом, в него вложено множество денег, и нужно поддерживать его статус.

РПЦ – это во многом наследники убийц-большевиков

Лично я в таких масштабных акциях не участвую из принципа. "Хочешь помолиться за своего отца – помолись за него в тиши". Может, кому-то и требуется нараспашку выставлять свои религиозные чувства, но мне – нет. Общение с Богом – это очень интимный и глубоко личный процесс.

Говоря о событиях столетней давности, я бы отделил зверское убийство царской семьи от собственно революции. Во многих странах в то время свергали монархов. Семью немецкого кайзера, к примеру, выслали в Голландию. Но такое жестокое убийство всей семьи со слугами – это несмываемый позор. К тому же надо учитывать, что Николай к тому моменту уже отрекся от престола, он отказался от власти ради России! Но большевиков и это не остановило.

Что же касается того, какой могла стать Россия, то вполне логичным продолжением Российской империи могла стать республика, как Германия, или конституционная монархия, как Великобритания или Швеция. Причем опыт прошедших ста лет на примере указанных стран показывает, что как раз конституционная монархия даже более стабильна и надежна, чем республика. С Швецией или Великобританией никогда бы не произошло той катастрофы, что случилась с Германией, где к власти пришли нацисты во главе с Гитлером.

© 2024 steadicams.ru - Кирпич. Дизайн и декор. Фасад. Облицовка. Фасадные панели