Любовь, похожая на смерть. Джим Моррисон — последние дни жизни и фотографии незадолго до смерти Любовницы женщины подруги джима моррисона

Любовь, похожая на смерть. Джим Моррисон — последние дни жизни и фотографии незадолго до смерти Любовницы женщины подруги джима моррисона

Рок-музыка знает множество звездных пар – Джон Леннон и Йоко Оно, Пол и Линда Маккартни, Сид Вишес и Нэнси Спанджен, Курт Кобейн и Кортни Лав… Но даже в этом списке любовь Джима Моррисона и Памелы Курсон стоит особняком. Ни одной из перечисленных выше женщин не было посвящено столько песен и стихов, как Пэм. Она считалась чуть ли не официальной музой лидера группы «Дорз», что, конечно же, в Небесной Канцелярии котируется гораздо выше, чем статус просто возлюбленной или даже жены.

Текст: Дмитрий Ржанников

Весной 1966 года в лос-анджелесский бар London Fog вошла невероятной красоты рыжеволосая девушка и села за столик, чтобы послушать играющую на сцене группу. Группа называлась The Doors, а девушку звали Памела Курсон.

Profusion stock/Vostock Photo

Ей было девятнадцать лет. Она подрабатывала танцовщицей в ночных клубах Лос-Анджелеса. Эта профессия – так называемых девушек Go-Go – только-только появилась, и работы было хоть отбавляй: знай себе виляй бедрами под музыку да заводи публику… Ну и что, что танцевать нужно без лифчика, кого это теперь шокирует?!

The Doors была «домашней» группой этого бара и играла по четыре сорокаминутных сета за вечер, с девяти вечера до двух ночи, шесть ночей в неделю. Работа была адской, платили за нее всего по пять долларов в будни и по десять в выходные. Но выпивка была бесплатной, естественно.

The Doors в нью-йоркском клубе Ondine. Группа была создана летом 1965 года студентами кинематографического колледжа Университета Калифорнии (UCLA) Рэем Манзареком (слева) и Джимом Моррисоном (в центре). Осенью к ним присоединился гитарист Робби Кригер (справа). 1966 год.
Getty Images Russia

В тот вечер в зале было не более десяти человек, но парень у микрофонной стойки, Джим Моррисон, пел так, будто выступал перед десятитысячной аудиторией и это был не иначе как последний концерт в его жизни.

В перерыве Моррисон подсел к Памеле, и через полчаса разговора она вдруг ясно поняла, что хочет провести с ним рядом всю свою жизнь. Отныне она старалась не пропускать ни одного концерта, а потом и ни одной репетиции, фактически став пятым членом группы The Doors, которая день ото дня становилась все популярнее и популярнее.

Продюсер Пол Ротшильд и Джим Моррисон в перерыве между записью второго альбома The Doors «Странные дни» в лос-анджелесской студии «Сансет саунд». 1967 год.
Rex/Fotodom.ru

К лету 1966-го The Doors повысили свой статус. Они стали резидентами одного из самых модных клубов Лос-Анджелеса Whisky a Go Go с гонораром 135 долларов в неделю каждому. Новые финансовые условия позволили Джиму поселиться в шикарном номере отеля «Тропикана», который стоил бешеных денег – девять долларов в сутки. Джим и Памела пока еще не жили вместе, но половину ночей уже проводили друг с другом.

Их роман только начинался, и они переживали невероятно романтическое время. Гуляли по берегу океана, а перед сном Джим читал Памеле свои стихи…

…Я буду любить тебя
До тех пор, пока не кончится дождь
И пока звезды не упадут с неба
В наши ладони…*

Рэй Манзарек, клавишник и сооснователь группы The Doors, описывая Джима и Пэм в тот период, говорил: «Они были словно один человек. Как две стороны одной медали. Мужчина и женщина в одной личности… Они идеально подходили друг другу».

Первый свой гонорар из Whisky Джим целиком потратил на праздничный ужин в шикарном ресторане и на подарки для Пэм. В дальнейшем он всегда следовал этой формуле. Минимум себе – лишь бы хватало на выпивку и прочие радости жизни, все остальное – Памеле. Он никогда и ни в чем ей не отказывал. Друзья считали, что он ее слишком балует и до добра это не доведет.

А тем временем Джим Моррисон стал превращаться в настоящий секс-символ. Естественно, от девчонок не было отбоя, и Пэм приходилось нелегко. Она не собиралась делить Джима ни с кем. Однажды, опоздав на концерт, она застала Джима с одной из таких девчонок, сидящей у него на коленях. Рука Джима путешествовала под ее мини-юбкой. Памела, ни слова не говоря, схватила с барной стойки ножницы и попыталась воткнуть их в девушку. Та с визгом убежала, а Джим как ни в чем не бывало снова полез выступать на сцену.

В начале 1967 года The Doors выпустили свой первый альбом, так и называвшийся – The Doors. Он мгновенно взлетел на верхние строчки хит-парадов и положил начало «дорзомании». Его продажи принесли каждому из The Doors по пятьдесят тысяч долларов. Одна из песен альбома называлась Twentieth Century Fox («Красотка двадцатого века»). Всем, конечно же, было понятно, о какой красотке идет речь. Это была одна из первых в череде множества песен, посвященных Памеле.

Памела Курсон вместе с группой The Doors в студии «Сансет саунд». 1967 год.
Rex/Fotodom.ru

В конце 1967-го Джим и Пэм решили жить вместе. Они сняли дом на окраине Лос-Анджелеса, в районе Лорел-каньон, где жили голливудские знаменитости, и вовсю наслаждались свалившимся на них богатством. Памела больше не работала в клубе, а Джим мог тратить на выпивку гораздо больше, чем раньше. Любимым развлечением Джима и Пэм были поездки в пустыню. Они уезжали как можно дальше от цивилизации и бродили сутками напролет по тайным индейским тропам, ночуя под открытым небом у костра. Джим плясал для Пэм шаманские танцы и читал стихи, а она танцевала для него стриптиз при свете звезд…

…Я вижу, как пылают твои волосы в свете костра,
Холмы охвачены пламенем…
Если кто-нибудь скажет, что я никогда не любил тебя,
Знай, это ложь…

Когда The Doors уезжали на гастроли, Джим звонил Пэм из каждого телефонного автомата и читал ей только что написанные стихи. Друзья смеялись над ним и называли подкаблучником. «Да, я такой», – говорил Джим и заваливался в кровать с очередной красоткой.

1967
Эта знаменитая фотография Моррисона была сделана фотографом Джоэлем Бродским в его манхэттенской студии. Бродский назвал отснятую тогда серию фотографий Моррисона «Молодой лев».
Diomedia

Понятно, что любовная идиллия вскоре дала трещину. При столь безудержном женском восхищении, которое окружало Моррисона, он не мог принадлежать одной Памеле. Даже если бы захотел. Положение секс-символа обязывало. Когда тебе на шею каждый день и каждую ночь вешаются десятками красивые девчонки, какая тут может быть верность? Его любовные похождения очень быстро становились легендами. Не проходило и недели, чтобы какая-нибудь красотка не заявлялась к нему и не требовала денег на аборт или на лечение от гонореи.

Джим Моррисон с поклонницами. Некоторые из них, как, например, Памелла Де Барре, написали о своих встречах с ним и с другими музыкантами книги. Конец 1960-х годов.
Getty Images Russia

– Кто эта сука? – кричала Пэм, бросая в Джима тарелки и его любимые диски.

– Не помню, любимая. Был пьян, – отбивался Джим, но деньги на докторов красоткам всегда давал.

Для того чтобы сохранить отношения с Пэм, он купил ей магазин модной одежды, о котором она всегда мечтала. Бутик, как сейчас говорят. И даже участвовал в его раскрутке, хоть и ненавидел это дело. Бухгалтеру The Doors Джим дал указание о неограниченном доступе Памелы к своим финансам. В любой момент она могла полететь в Милан, Лондон или Париж, чтобы купить последние коллекции модной одежды.

Бухгалтер группы вспоминал: «Деньги ничего не значили для Джима, он давал Памеле столько, сколько она хотела. Для него главным было лишь то, чтобы она была счастлива». По его свидетельству, Джим вложил в «Фемиду» четверть миллиона долларов. Чтобы узнать, сколько это по нынешним деньгам, умножьте на десять. Очень быстро бутик Памелы Курсон «Фемида» стал настоящей достопримечательностью Лос-Анджелеса. В нем можно было встретить самых ярких звезд шоу-бизнеса.

В декабре 1967-го Джим и Пэм сыграли свадьбу… правда, в качестве свидетелей бракосочетания Рэя Манзарека и Дороти Фуджикавы. Когда после праздничного ужина они вернулись в свое жилище, Памела сказала:

– Джим, я тоже хочу так. По-настоящему…

– Но ты же знаешь, что согласно контракту я должен быть свободным. Кому на хрен нужна женатая звезда?! Я принадлежу всем. И каждой. Смирись уже с этим наконец! Тебе мало того, что я тебя люблю?! Только тебя одну.

Смерть Джима Моррисона - 3 июля 1971 года в Париже - произошла так незаметно, что слух о ней достиг менеджера певца В Лос-Анджелесе только через два дня. Когда звонок из Лондона разбудил Билла Сиддонса, он не принял его всерьез. С какой стати? Сообщения о смерти Моррисона стали таким же обычным явлением, как рассказы о встречах с летающими тарелками. Однажды прошел слух, что он ослеп или умер от передозировки; на следующий день он погиб в автокатастрофе, или попал в сумасшедший дом, или ему ампутировали обе ноги. Его опасная аура как бы предполагала все эти ужасные происшествия, и аура эта усиливалась его образом жизни, постоянно пьяным или под кайфом, постоянно вываливающимся из окон, или разбивающим машину, или недвусмысленно заявляющим, что он решил свести счеты с жизнью.

Однако после того, как Сиддонс перевернулся на другой бок и попробовал снова заснуть, ему не давал покоя какой-то тревожный импульс, который в конце концов заставил позвонить на парижскую квартиру, занимаемую звездой в течение последних четырех месяцев. Памела Курсон, подружка Моррисона, ничего толком не объяснила, а сказала менеджеру "прийти немедленно", как будто он жил за углом.

Через три дня Сиддонс обратился к фанам Моррисона с обращением, обнародованным через фирму по связям с общественностью. "Я только что вернулся из Парижа, - заявил он, - где присутствовал на похоронах Джима Моррисона. Джима похоронили после простой церемонии, на которой присутствовали только самые близкие друзья. Первоначальная информация о смерти и похоронах не оглашалась, поскольку те из нас, кто его любил и близко знал как человека, хотели избежать той шумихи и клоунады, которая окружала смерть таких личностей, как Дженис Джоплин и Джимми Хендрикс".

Действительно ли смерти Джоплин и Хендрикса были окружены "клоунадой"? Не думаю. Были шок и ужас, горе и любопытство, но "шумиха" вокруг этих смертей была связана с их причиной - применением наркотиков. Если 27-летний Джим Моррисон умер, как утверждал пресс-релиз, "мирно, от естественных причин... на руках у своей жены Пэм, после обращения к врачу по поводу проблем с дыханием", с какой стати бояться шумихи?

На самом деле смерть Моррисона таила нечто большее, чем следовало из деликатного заявления Сиддонса: фактически ни один разумный человек не верил, что Джим Моррисон мирно скончался во сне от естественной причины. И все же даже теперь, через двадцать пять лет, мы точно не знаем, что произошло. Музыка Моррисона переживает возрождение, давшее вторую жизнь многим старым рок-звездам, его альбомы продаются лучше, чем когда бы то ни было, а его легенда рассказывается и пересказывается в целом потоке статей и книг, Моррисон увековечен в замечательном фильме Оливера Стоуна, и все же нам еще предстоит услышать убедительную историю его смерти. Смерть также имела для него не меньшее значение, чем жизнь; по сути дела для него это было одно и то же, потому что ни один представитель контркультуры, как при Моррисоне, так и до него, не жил с образом смерти, так глубоко запечатленным в уме.

От начала до конца своей короткой, но блестящей карьеры Джим Моррисон писал о смерти, говорил о смерти и изображал смерть на сцене. Его шедевр, зловещее, шаманское странствие духа под названием "The End" ("Конец"), полностью посвящен смерти и ее ассоциациям: отцеубийству, кровосмешению, наркотикам, любви и концу света. Смертью веет не только от его стихов, ее холодящее дыхание исходит также и от потусторонней музыки ДОРЗ, нередко напоминающей рок-н-ролльный танец смерти. Каждый, кто знал Моррисона, признавал, что на нем лежала печать ранней смерти, и постоянное предвкушение смерти отразилось в телеграмме, отправленной им 7 марта 1968 года, когда группа находилась на пике славы. В тот день служба новостей опубликовала текст телеграммы: "Джим Моррисон умер - чуть позже".

У Моррисона было множество причин для подобной мании смерти, и он мучительно пытался выразить их. Прежде всего он рассматривал жизнь как попытку высвободиться из смертельных объятий безумия и бесчувственности, отупляющего воздействия повседневности, в которую все мы погружаемся после детства. В бунтарской и рискованной жизни таких поэтов андеграунда, как Бодлер и Рембо, в нигилистической философии Ницше он находил подтверждение собственному инстинктивному убеждению в том, что единственным способом прорваться к страсти, свету и экстазу была жизнь в опасности. Как бы то ни было, следует признать, что жизнь и искусство Джима Моррисона представляли собой непрерывный диалог со смертью, и отсюда следует абсурдность отношения некоторых авторов к его смерти как с событию малозначительному. Не знать того, как умер Джим Моррисон, - это все равно, что просмотреть трагедию, последний акт которой состоит из десятка различных черновых вариантов.

В результате такого подхода появилась биография поп-журналиста Джерри Хопкинса, представляющая собой безнадежную мешанину из слухов и предвзятых размышлений. Наиболее правдоподобные из этих историй Хопкинс назвал "официальными" версиями, не удосужившись объяснить, что именно обеспечивает их официальность. Очевидно, эту историю рассказала Памела Курсон за те несколько лет, которые отделяли ее смерть от смерти Моррисона.

В соответствии с этим рассказом Джим провел ранние часы вечера 2 июля за столом на террасе ресторана неподалеку от своей квартиры с Памелой, его подругой последних пяти лет, миловидной, веснушчатой, невинной на вид девчушкой из графства Орандж, Калифорния, сильно пристрастившейся к героину. С ним был старый приятель, Алан Роней, родившийся в Париже, кинотехник, который живет в Лос-Анджелесе, но в то время гостил у двух известных французских киношников - Жака Деми (режиссера "Шербурских зонтиков") и его жены Агнес Варда. После обеда Моррисон пошел один смотреть фильм, порекомендованный ему Ронеем, картину Рауля Уолша 1947 года под названием "Преследование", вестерн в стиле "черного кино" с Робертом Митчумом в главной роли.

Когда Моррисон вернулся домой поздно вечером, его немного вырвало кровью. Памелу это не слишком обеспокоило, потому что такое раньше уже случалось без особых последствий. Когда он сказал, что собирается принять ванну, она отправилась спать. В пять часов утра она проснулась и нашла его в ванне, "его руки лежали на керамических бортах, голова была откинута назад, длинные мокрые волосы спутались, мальчишеская улыбка застыла на чисто выбритом лице". Поначалу Памела подумала, что он разыгрывает одну из своих зловещих шуток, но затем позвонила в реанимационное отделение пожарной службы.

У Джерри Хопкинса есть и совсем другое, гораздо более интересное описание, на которое он просто ссылается, видимо, считая его не слишком достоверным. Эта реконструкция принадлежит Эрве Мюллеру, французскому поп-журналисту, который провел некоторое время с Моррисоном в последние месяцы его жизни. Он действительно звонил на квартиру певца утром, в день его смерти, получив ответ Алана Ронея, что парочка уехала за город на уик-энд. Впоследствии Мюллер опубликовал книгу о Моррисоне, в которой уклонился от подробного описания смерти своего героя, но через некоторое время его изыскания появились на страницах французского журнала "Глоб".

По версии Мюллера, в дни перед кончиной Моррисон ждал партию героина из Марселя (штаб-квартиры "Французской связи", т.е. корсиканской мафии). Джим оплатил эту покупку заранее, это было дорого, но наркотик того стоил, потому что поставщик, кличка которого была Китаец, привозил только "китайский белый" (хорошо очищенный героин из Гонконга). После обычных проволочек, несомненно, сопровождаемых многочисленными извинениями связных мафии в Париже и приступами паранойи в семействе Моррисонов, поступила весточка, что "смэк" (героин) можно получить в обычном месте стрелок Моррисона - Рок-н-ролл Цирке.

Цирк представлял собой пещеру под сводами в доме 57 на Рю-де-Сен, в студенческом квартале Сен-Жермен. Украшенный огромными снимками рок-звезд в цирковой одежде, он был предназначен для воспроизведения модных британских клубов, таких, как Бэг О"Нейлз. Клиентура его была ограниченной, часы работы - от полуночи до рассвета, кухня - американский "соул", дизайн сверхсекретной курительной комнаты - марокканский, а развлечения - помимо танцев под пластинки - спонтанные джем-сейшены заезжих рок-звезд, которым захотелось как следует оттянуться.

Предыдущий менеджер, Сэм Бернетт, вспоминает, что Моррисон приходил каждый вечер. "Каждый раз он был под кайфом или пьяный, в ненормальном состоянии. Его редко узнавали, потому что он разжирел и выглядел на все сорок. Однажды он оборзел, и вышибалы, которые не знали, кто он такой, вышвырнули его на улицу, где его подобрал и отвел на хату французский рок-фан. Проведя таким образом ночь, Джим приглашал всех подряд позавтракать в дорогом бульварном ресторане. Однажды ночью Джим попытался взобраться на сцену в Цирке, но не смог петь, поскольку был слишком пьян. Последние дни своей жизни он провел в мужских туалетах, где происходил дележ наркотиков.

Именно в туалете, по словам Мюллера, Моррисон провел свою последнюю ночь вместе с торговцем наркотиками по кличке Крошка Робер. Передавая дозу, Робер предупредил Джима: "Это не шутка". Джим тут же вмазался и впал в кому. Парочка "друзей Пэм", возможно, какие-то сердобольные вышибалы из клуба, выволокли Джима из туалета и перетащили в соседнее кабаре "Альказар", которое к тому времени было уже закрыто. Здесь они загрузили его в такси и позже положили в холодную ванну, чтобы оклемался.

Мюллер не настаивает на своей истории, поскольку все его свидетели - наркоманы и мелкие торговцы, не имеющие солидной репутации. И все же в этой истории нет ничего невероятного.

Моррисон не был наркоманом, но часто покупал героин для Пэм (добывать "смэк" - мужское дело). Мишель Одер, бывший муж Вайвы, суперзвезды Энди Уорхола, вспоминает, что не раз встречал Джима в номерах торговца героином в нью-йорском отеле Челси. Американский диск-жокей Кэмерон Уотсон рассказывает, что за пару недель до смерти Джима, он встретил его на террасе Кафе де Флор с одним фотографом, который подошел к Уотсону и шепотом сказал: "Джим Моррисон хочет купить "смэк". Не знаешь, где можно достать?"

То, что Моррисон сделал нечто, против чего его предостерегали, было совершенно в его характере. Сам он не стал бы колоться наркотиком, потому что испытывал ужас к иглам. Он бы скорее понюхал. И пара сильных доз могла его убить, поскольку люди, не принимающие наркотиков, не обладают защитной функцией наркомана. И хотя версия Мюллера не имеет достаточных оснований, она может быть правдой, поскольку она жизненна. Перед лицом двух взаимоисключающих версий одного и того же события биограф инстинктивно ищет третий источник, на который можно было бы положиться. Но что это за источник? Очевидно, осталось множество близких людей Джима Моррисона, которые знают о его смерти гораздо больше, чем рассказывают, но наивно было бы думать, что через столько лет они заговорят без такой убедительной причины, как, например, участие в серьезном художественном (или документальном) фильме о последних днях Джима Моррисона.

Не имея возможности сделать подобное предложение, я решил обратиться к архивам французской полиции. Разумеется, такие документы носят конфиденциальный характер и предоставляются только членам семьи или их полномочным представителям, но опыт подсказал, что всегда бывает какой-нибудь способ просочиться сквозь бюрократические заслоны.

Однако прежде я решил спросить Джерри Хопкинса насчет того, что он думает о моей попытке. Он уверил меня в том, что никаких официальных протоколов не осталось, поскольку вскрытия не было. Это было очевидной ерундой, потому что в таком городе, как Париж, ни один человек не может умереть без полицейского протокола. С другой стороны, смерть Джима Моррисона могла быть скрыта полицией по какой-то загадочной причине, и тогда запись о смерти все-таки есть, но ей грош цена.

Выяснилось, что доступ к архивам не так уж сложен, как я предполагал. Пройдя через обычную бюрократическую канитель и неопределенность ожидания, мои парижские помощники, Марта Легас и Анн Сурада, все же добыли необходимые документы: досье криминального департамента французской полиции и рапорт бригады "скорой помощи" в архиве департамента пожарной службы.

Полицейский рапорт состоит в основном из пересказа деталей расследования, проведенного в участке во второй половине дня смерти Моррисона. Показания давали лейтенант-пожарник, который командовал спасательной бригадой, офицер уголовного розыска, обследовавший место происшествия (который одновременно руководил слушанием), врач, производивший осмотр тела, и два главных свидетеля: Памела Курсон и Алан Роней.

Показания Курсон заслуживают особого внимания, поскольку претендуют на полное описание последней ночи Джима Моррисона. (Роней выступал в качестве переводчика, а это означает, что полиция не допрашивала свидетелей по отдельности.) В переводе слово "ami" передается как "друг", хотя, разумеется оно означает еще и "любовник".

"Я друг мистера Моррисона, - заявила Памела. - Я жила с ним как жена пять лет. Мы с моим другом приехали во Францию в марте... Он был писатель, но жил на собственные доходы. Перед тем как поселиться на Рю-де-Ботрейн, мы на три недели остановились в отеле "Ницца" на улице Изящных Искусств. Здесь мой друг заболел. Он жаловался, что ему трудно дышать, и по ночам у него были приступы кашля. Я вызвала врача, который приехал в отель и прописал таблетки от астмы. Мой друг не любил ходить по врачам и никогда не заботился о своем здоровье. Я не могу сказать, кто был тот доктор, и я не соблюдала его предписания. До этого мы были в Лондоне, и у моего друга уже была эта болезнь.

Вчера вечером... мой друг пошел один пообедать в ресторан, наверняка где-то поблизости. Когда он вернулся из ресторана, мы вдвоем пошли смотреть фильм "Преследование" в кинотеатр. Мы вернулись из кино примерно в час ночи. Я приготовила поесть, а мой друг показывал любительские фильмы. Казалось, что он здоров и очень счастлив. Но я должна сказать, что он никогда не жаловался, это было не в его натуре. Потом он слушал пластинки в спальне. Мы лежали вместе и слушали. Кажется, мы заснули примерно в 2,30, хотя точно не скажу. Проигрыватель выключился автоматически. Нет, в последнюю ночь мы не занимались сексом.

Примерно в 3.30, как мне кажется - в спальне не было часов и время меня не волновало, - я проснулась от шумного дыхания моего друга... у меня было впечатление, что он задыхается. Я стала его трясти и несколько раз ударила по щекам, чтобы разбудить. Я спросила, в чем дело. Я хотела вызвать врача. Мой друг сказал, что чувствует себя отлично и не хочет видеть никакого врача. Он встал и прошелся по комнате. Затем он сказал, что хочет принять теплую ванну.

Когда он был в ванной, то позвал меня, сказал, что его тошнит и хочется блевать. По пути в ванную я взяла с кухни оранжевую посудину. Его вырвало, и мне показалось, что там кровь. Я вылила содержимое посудины. Потом его вырвало еще раз - теперь одной кровью. Потом его вырвало третий раз - сгустками крови.

Я не знаю, как долго спала. Я вздрогнула, проснулась и увидела, что он все еще там. Его голова не была в воде. Казалось, что он спит. Под ноздрями было немного крови. Я попыталась его разбудить. Я думала, что он болен и потерял сознание. Я попыталась вытащить его из ванны, но не смогла. Тогда я позвонила мистеру Ронею, он тоже американец, и попросила его вызвать "скорую".

Когда мистер Роней приехал со своей подругой, мадам Агнес (Варда) Деми, они, кажется, вызвали то ли пожарных, то ли полицию".

Как не трудно догадаться, показания Ронея совпадают с показаниями Курсон во всех деталях, кроме одной:

"Я знаю мистера Моррисона с 1963 года. Он один из моих друзей. Сегодня утром, примерно в 8.30, меня разбудил телефонный звонок мисс Курсон, которая просила помощи. Она просила меня приехать немедленно. Она плакала. Она сказала, что ее друг потерял сознание. Я тут же встал и отправился на Рю-де-Ботрейн в сопровождении своей подруги, мадам Деми. Приехав, я увидел на улице пожарных. Я спросил, что происходит, но они не ответили. Я поднялся в квартиру. Я увидел мисс Курсон... которая сказала, что ее друг мертв... Его уже вынесли из ванной и положили в постель.

Мой друг Моррисон много пил и плохо переносил спиртное.

Я уверен, что мой друг никогда не употреблял наркотиков. Он часто говорил о глупости молодых людей, которые употребляют наркотики, и считал это очень серьезной проблемой".

Прежде всего бросается в глаза то, что эти заявления во многом отличаются от так называемой официальной версии, опубликованной в известной биографии Хопкинса - Шугермэна. Второе - существует противоречие в показаниях Ронея и Курсон. Роней утверждает, что, когда он приехал, пожарные находились возле дома. Но Курсон говорит, что Роней и Варда вызвали пожарных после своего приезда. Если предположить, что Роней сказал правду, кто же действительно вызвал пожарных?..

Похороны состоялись во второй половине дня в четверг. Не был приглашен никто из членов семьи, никто из духовенства. Присутствовали: Памела Курсон, Алан Роней, Агнес Варда, Билл Сиддонс и Робин Уэртл - молодая канадка, которая в Париже выполняла роль секретаря Джима и Пэм. Они почитали стихи и бросили цветы на гроб, когда он был погружен в землю на глубину пяти метров.

В тот же самый день Курсон заполнила свидетельство о смерти в офисе американского консула. На следующий день она и Сиддонс вылетели в Лос-Анджелес. И только после этого общественность известили о смерти Моррисона тщательно взвешенным заявлением.

25 апреля 1974 года Памела Курсон, 27 лет, была обнаружена мертвой в своей голливудской квартире от передозировки героина, вскоре после получения 20.000 долларов в качестве единственной наследницы Джима Моррисона. Она отпраздновала это событие приобретением желтого "Фольксвагена" и унции "китайского белого".

То, что причиной смерти был героин, подтверждает рассказ Дэнни Шугермэна в книге "Авеню в стране чудес", где он описывает вечер, проведенный с Памелой, после ее возвращения в Лос-Анджелес, когда они кололись "коричневым сахаром" (мексиканский героин). Она сказала буквально следующее:

"Я убила его. Это был мой наркотик... Он узнал, что я готовлю его, и - ты знаешь Джима - решил попробовать. И я ему дала? Он никогда раньше его не делал, а я ему дала. Потом он сказал, что плохо себя чувствует... Мне надо было вызвать "скорую", но я махнула рукой... Когда я проснулась на рассвете... я зашла в ванную, и он лежал там... Он улыбался... и я подумала, что он меня разыгрывает".

До переезда в Европу Джим Моррисон не имел истории какой-либо сердечной болезни или астмы. Он много пил и перепробовал много наркотиков, но никогда серьезно не болел. Что же касается кашля, он был вызван тремя пачками сигарет, выкуриваемых Джимом каждый день.

Перевод: Олег Хафизов, allalive.narod.ru

Памела Курсон (Pamela Susan Courson)
(22 декабря 1946 г. - 25 апреля 1974 г.)

Рыжеволосая муза Джима Моррисона, посвящения которой можно прочитать в текстах многие его песен, в том числе "Queen Of The Highway", "Five To One", "Twentieth Century Fox", "Roadhouse Blues". После смерти Джима и Памелы её родители обращались в суд с тем, чтобы их отношения признали фактическим браком.

Памела родилась в городке Уид , штат Калифорния. По воспоминаниям знакомых она была не очень общительным ребенком, да и семья их не особо дружила с соседями. До средних классов школы она довольно неплохо училась. Но уже в 16-летнем возрасте Пэм начала прогуливать занятия в Средней школе округа Орандж , и в конце концов уехала в Лос-Анджелес, где жила на съемной квартире вместе с подругой.

Мнения касательно того, где и в какой момент Джим познакомился с Пэм, расходятся. Некоторые биографы утверждают, что они встретились впервые в клубе "London Fog " на Сансет-Стрип, где группа выступала в 1965 году, когда Памела была еще изучавшей искусство студенткой в Городском колледже Лос-Анджелеса . С другой стороны,её близкие друзья говорят, что они познакомились месяцев за 6 до этого на вечеринке, которая проходила либо в UCLA , либо в колледже.

Отношения Джима и Памелы были бурными, оба они, бывало, ходили на сторону. По некоторым данным, Памела до Моррисона встречалась с Артуром Ли из группы Love. Некоторое время Пэм владела бутиком "Themis ", который Джим прикупил для нее, когда у их завелись деньги. В её свидетельстве о смерти в качестве рода занятий так и осталось "владелица магазина женской одежды".

После смерти Моррисона в 1971 году Памела, по завещанию Джима, унаследовала все его имущество, хотя в завещании он и признавал себя "неженатым". Из-за продолжительной судебной тяжбы вступить в права наследования она смогла только через два года. С остальным членами группы Памела перестала общаться, получив свю часть авторских отчислений.

Влоть до своей смерти в 1974 году Памела вела затворнический образ жизни и все больше подсаживалась на героин. 25 апреля её обнаружили мертвой на диване в гостиной её квартиры в Лос-Анджелесе , которую она снимала вместе с двумя друзьями. Причиной смерти была передозировка героина. Соседка рассказывала, что она мечтала снова встретить Джима. Родители Памелы хотели, чтобы её похоронили на кладбище Пер-Лашез рядом с Джимом, и уже обозначили это место захоронения в свидетельстве о смерти, однако из-за сложностей с оформлением перевозки тела во Францию от этой идеи пришлось отказаться. Пэм похоронили в Мемориальном парке Фэйрхэвен (Fairhaven Memorial Park) в Санта-Ана, штат Калифорния, под именем "Памелы Сьюзан Моррисон".

Колумбус и Пени Курсон, после смерти дочери стали наследниками имущества Моррисона, однако родители Джима опротестовали их права. В своем завещании, написанном еще 12 февраля 1969 года, Моррисон оставляет все имущество Памеле Курсон, распорядителем назначая своего адвоката Макса Финка (Max Fink). С его смертью все права на наследство перешли к Памеле, а после - к ее ближайшим родственникам. В поддержку своих прав на наследство Курсоны представили неподписанный документ, который Памела якобы получила в штате Колорадо, и который является декларацией того, что Памела Курсон и Джим Моррисон заключили соглашение о фактическом браке в соответствии с законами этого штата. Возможность оформления фактического брака была отменена в Калифорнии еще в 1896 году, однако законы конфликта юрисдикций, действующие в этом штате, признают фактические браки, законно заключенные в других штатах. Колорадо является одним из 11 штатов США, где до сих пор признаются фактические браки. В этом случае поскольку фактический брак был официально заключен в соответствии с законами штата Колорадо, он должен был признаваться и штатом Калифорния. Однако подписей ни Моррисона, ни Курсон на этом документе не было, как не было и свидетельств того, что кто-то из них знал о существовании этого документа. Кроме того, ни один из супругов не являлся жителем штата Колорадо.

Но несмотря на все обстоятельства суд по делам о наследстве решил, что Памела Курсон и Джим Моррисон состояли в фактическом браке в соответствии с законодательством штата Колорадо. В результате дело о наследстве было закрыто в пользу семьи Курсон, которая и вступила в законные права.


Похоронена:
Fairhaven Memorial Park
Santa Ana
Orange County
California, USA
Участок: Garden courts, compartment 164

Биография

Памела Курсон родилась 22 декабря в 1946 году в городке Уид, штат Калифорния. По воспоминаниям знакомых она была не очень общительным ребёнком, да и семья их не особо дружила с соседями. До средних классов школы она довольно неплохо училась. Но уже в 16-летнем возрасте Пэм начала прогуливать занятия в Средней школе округа Орандж, и в конце концов уехала в Лос-Анджелес, где жила на съёмной квартире вместе с подругой. Окончив школу в 1965 году, она переехала в Лос-Анджелес , где стала студенткой Los Angeles City College и познакомилась с музыкантами The Doors . Кроме управления модным бутиком «Themis», подаренным Джимом, Памела не сделала никакой карьеры.

Курсон посвящены многие стихи и некоторые песни Моррисона, в том числе: «My Eyes Have Seen You», «Blue Sunday», «Indian Summer», «L.A. Woman», «Love Street», «Orange County Suite», «Queen of the Highway», «We Could Be So Good Together», «Wild Child» . Есть мнение, что именно ей посвящена «Cinnamon Girl» Нила Янга , хотя сам певец не подтверждал этого .

Джим и смерть

Мнения касательно того, где и в какой момент Джим познакомился с Пэм, расходятся. Некоторые биографы утверждают, что они встретились впервые в клубе "London Fog" на Сансет-Стрип, где группа выступала в 1965 году, когда Памела была ещё изучавшей искусство студенткой в Городском колледже Лос-Анджелеса. С другой стороны, её близкие друзья говорят, что они познакомились месяцев за 6 до этого на вечеринке, которая проходила либо в UCLA, либо в колледже.

Отношения Джима и Памелы были бурными, оба они, бывало, ходили на сторону. По некоторым данным, Памела до Моррисона встречалась с Артуром Ли из группы Love . Некоторое время Пэм владела бутиком "Themis", который Джим прикупил для неё, когда у них завелись деньги. В её свидетельстве о смерти в качестве рода занятий так и осталось "владелица магазина женской одежды".

После смерти Моррисона в 1971 году Памела, по завещанию Джима, унаследовала всё его имущество, хотя в завещании он и признавал себя "неженатым". Из-за продолжительной судебной тяжбы вступить в права наследования она смогла только через два года. С остальными членами группы Памела перестала общаться, получив свою часть авторских отчислений.

Вплоть до своей смерти в 1974 году Памела вела затворнический образ жизни и все больше подсаживалась на героин. 25 апреля её обнаружили мертвой на диване в гостиной её квартиры в Лос-Анджелесе, которую она снимала вместе с двумя друзьями. Причиной смерти была передозировка героина. Соседка рассказывала, что она мечтала снова встретить Джима. Родители Памелы хотели, чтобы её похоронили на кладбище Пер-Лашез рядом с Джимом, и уже обозначили это место захоронения в свидетельстве о смерти, однако из-за сложностей с оформлением перевозки тела во Францию от этой идеи пришлось отказаться. Пэм похоронили в Мемориальном парке Фэйрхэвен (Fairhaven Memorial Park) в Санта-Ана, штат Калифорния, под именем "Памелы Сьюзан Моррисон".

8 декабря 1943 года в Мельбурне, штат Флорида, США, родился Джим Моррисон - певец, поэт, автор песен, лидер и вокалист группы The Doors. Представляем вам выпуск с фотографиями чувственно-мрачного солиста The Doors, которые сделал для журнала LIFE в 1968 году фотограф Йель Джоэл. Кроме того, в выпуске также есть несколько редких снимков с концерта группы в нью-йоркском «Филмор-Ист».

Спонсор поста: Стихи на любой вкус

I am a Lizard king. I can do anything. На фотографии, которую сделал известный фотограф Йель Джоэл в 1968 году для журнала LIFE, запечатлен 24-летний Джим Моррисон, в одной из своих песен спевший: «Я Ящер-властелин. Все могу лишь я один». (Yale Joel / TIME & LIFE Pictures)

К 1968 году, когда в Нью-Йорке состоялась фотосессия Йеля Джоэла, The Doors уже записали два альбома и готовили к выходу третий - Waiting for the Sun.

На пике популярности The Doors 33-летний журналист LIFE Фред Пауледж решил разобраться в музыке, которую с таким упоением слушала его 9-летняя дочь. В своей статье журналист написал: «Самое дьявольское, что есть в The Doors, - Джим Моррисон. Моррисону 24 года… и он производит впечатление - как на публике, так на сцене - человека угрюмого, темпераментного, витающего в облаках и всегда под воздействием наркотиков». (Yale Joel / TIME & LIFE Pictures)

Джим Моррисон прыгает на сцене во время концерта The Doors в легендарном нью-йоркском клубе Fillmore East. За недолгую историю существования клуба на его сцене появлялись все основные звезды рок-сцены 60-х: начиная от Джими Хендрикса и заканчивая Jefferson Airplane. «Наши живые выступления совершенно отличаются от студийных записей, - признался журналу LIFE барабанщик группы Джон Денсмор. - Я имею в виду, что они больше похожи на театральное представление». (Yale Joel / TIME & LIFE Pictures)

Барабанщик Джон Денсмор, клавишник Рэй Манзарек и Джим Моррисон выступают в «Филмор-Ист». Фотограф журнала LIFE Йель Джоэл сделал этот снимок из-за кулис сцены в «Филмор-Ист». (Yale Joel / TIME & LIFE Pictures)

Выступления Джима Моррисона часто были похожи на гипнотические сеансы. Во время концертов Джим входил в трансовое состояние, импровизируя и сочиняя стихотворения. (Michael Ochs Archives / Getty Images)


Группа The Doors в полном составе. Моррисон (слева) познакомился с Рэем Манзареком (второй слева), который впоследствии стал клавишником группы, в 1965 году на пляже в Калифорнии. Манзарек любил поэзию Моррисона и подумал, что стихи Джима хорошо бы легли на рок-музыку. Вскоре после этого гитарист Робби Кригер (второй справа) и ударник Джон Денсмор присоединились к их компании. Так была создана группа The Doors. (K K Ulf Kruger Ohg / Getty Images)

Моррисон позирует с подругой Памелой Курсон, с которой у них были длительные отношения. Снимок сделан во время фотосессии в 1969 году в пещерах Бронсон, на Голливудских холмах в Калифорнии. 3 июля 1971 года Памела нашла Джима мертвым в ванной комнате их парижской квартиры. Сама он тоже ушла из жизни молодой - спустя три года после смерти Моррисона Памела умерла от передозировки героина. Памела - единственный человек, который видел Джима Моррисона мертвым, что породило слухи об убийстве или инсценированной смерти певца, так как он завещал ей все имущество, включая права на использование его произведений. (Estate Of Edmund Teske / Getty Images)

Группа The Doors в полном составе. Справа налево: солист Джим Моррисон, клавишник Рэй Манзарек, гитарист Робби Кригер и ударник Джон Денсмор. Группа завоевала мировую славу в 1967 году, когда их сингл Light My Fire занял первое место в чарте Billboard. (Michael Ochs Archives / Getty Images)

Могила Джима Моррисона на кладбище Пер-Лашез в Париже. Снимок сделан 7 сентября 1971 года. Могила певца стала местом культового поклонения фанатов, исписывающих соседние могилы надписями о своей любви к кумиру и строчками из песен The Doors. (Joe Marquette / AP)

Моррисона по праву считают одним из самых харизматичных и примечательных исполнителей в истории рока. (Michael Ochs Archives / Getty Images)

Редкий снимок из дела об аресте Моррисона. На этом фото, сделанном 28 сентября 1963 года и хранящемся в Государственном архиве отделения Флориды, изображен Джим Моррисон во время ареста. Джим был задержан после футбольного матча команды Государственного университета Флориды. (AP)

Перед смертью Джим Моррисон покинул США и поселился в своей парижской квартире на улице Ботрей (Beautreillis). Но там он прожил всего несколько недель. По официальной версии, Моррисон умер 3 июля 1971 года в Париже от сердечного приступа, однако настоящей причины его смерти никто не знает. Единственный человек, который видел смерть певца, - подруга Моррисона Памела. Но она унесла тайну его смерти с собой в могилу. (Marc Piasecki / Getty Images)

© 2024 steadicams.ru - Кирпич. Дизайн и декор. Фасад. Облицовка. Фасадные панели