Сообщение про славянского бога перуна. Бог грома и молнии у славян

Сообщение про славянского бога перуна. Бог грома и молнии у славян

Виктор Корольков

Картина художника
Андрея Клименко

Перун, в славянской мифологии самый знаменитый из братьев Сварожичей. Он бог грозовых туч, грома и молнии. Очень выразительный портрет Громовержца дал Константин Бальмонт:
У Перуна мысли быстры,
Что захочет – так сейчас.
Сыплет искры, мечет искры
Из зрачков сверкнувших глаз
.
Может, именно за буйный нрав князья и воины выбрали Перуна своим небесным предводителем. Великий князь Владимир Святославич поставил его во главе остальных богов и установил монумент рядом с княжеским дворцом в Киеве. После крещения Руси сам же велел его свергнуть и утопить в водах Днепра. Люди бежали следом и кричали: «Выдыбай, Боже!»(«Выплывай, Боже!»). Место, где волны выбросили на берег деревянную статую Громовержца, и по сей день называется Выдубичами. На Подоле была построена одна из древнейших в Киеве церквей Ильи Пророка (христианская замена Перуну). Перед входом в церковь изображен седовласый мужчина, возносящийся на небо на колеснице, запряженной огненными лошадьми.


Бог Перун, художник Андрей Мазин

Родителями Перуна были Сварог и Лада (от ее второго имени, Слава, произошло название славян). Появление на свет Перуна ознаменовалось мощным землетрясением. В древней «Книге Коляды» сказано:
«Загремели тогда громы на небе, Засверкали тогда в тучах молнии, И явился на свет, словно молния, Сын Сварога Перун Громовержец».

Не успел младенец подрасти, как его похитил Скипер-зверь (то есть получеловек-полускорпион. Он подробно описан в древней шумеро-вавилонской поэме о Гильгамеше. Скипер охранял вход в потусторонний мир). Чудовище прихватило с собой и сестер Перуна – богинь Живу, Марену и Лелю. Перуна Скипер погрузил в вековечный сон, а богинь превратил в волосатых чудищ. Лада в горе призвала своих старших сыновей и велела им немедленно отправляться на поиски Перуна и сестер. Обернулись те в вещих птиц – Сирина, Алконоста и Стратима, полетели по белу свету. Все облетели, не нашли и следа младенца Перуна. Только заметили сидящего у входа в подземелье Скипер-зверя. Тот, при виде Сварожичей, сразу скрылся. Поняли братья, где им искать пропажу, и опустились в подземелье.

Долго пробирались по мрачным проходам и наконец увидели спящего непробудным сном Перуна. За минувшие годы он вырос, стал мужчиной, да вот только пробудить его от мертвого забытья никак не удавалось. Тогда послали Сварожичи птицу Гамаюн в Репейские горы за святой сурьей – живой водой. Обмыли ею брата, и тот встал живой и здоровый. Как пришел в себя Перун, так и сказал, что отомстит Скипер-зверю и сестер обязательно отыщет.

Немало препятствий он преодолел в темном царстве Нави, со многими ужасами столкнулся, но все же нашел Живу, Марену и Лелю, превращенных Скипером в чудовищ. Расколдовал Перун сестер и отправился ко дворцу Скипера, что из людских костей сложен был. Крепко схватились они и долго бились. Наконец Перун поднял врага и бросил его оземь. Расступилась Мать Сыра Земля и навсегда поглотила Скипера. После этой победы Перун отправился в небесный мир – Правь. Там повстречалась ему прекрасная дочь бога звездного неба Дыя (греки его называли Зевсом) и богини Луны Дивии – Дива-Додола.

Понравилась она Перуну, и предложил он юной богине выйти за него замуж. Но ночная дева испугалась Громовержца, расплакалась и убежала прочь. Перун же от задуманного не отступился и отправился следом за ней. Так он пришел в дом Дыя и посватался к его дочке. Отец Дивы не сразу ответил жениху, а пригласил его в дом побеседовать и отобедать. И, пока они беседовали, случилась беда: из Черного моря выползло чудище – трехглавый змий. Увидел он Диву и решил ее похитить. Поднял шум, стал реветь и крушить все вокруг. Услышали его Дый с Перуном и вышли из дворца. Оба Громовержца метнули в чудище свои молнии и загнали змия на самое дно моря.

Виктор Корольков

После этой битвы Дый согласился отдать дочь за Перуна. Вскоре они и свадьбу справили. С тех пор Диву стали называть Перыней или Перуницей – женой Перуна. У них родилась дочь Девана. Силой она пошла в батюшку, гордостью непомерной – в матушку. От обоих родителей усвоила волшебные умения: могла в любого зверя оборотиться, в рыбу морскую и в могучую птицу. Потому и стала великой охотницей.Она скакала по лесам в сопровождении двух страшных волков, которые слушались ее, как обычные собаки. Любую дичь добывала и не знала в своей забаве себе равных.

Потому Девана страшно возгордилась и решила завоевать небесную обитель богов, скинуть с трона Сварога и самой править тремя мирами: Правью, Явью и Навью. Узнал о ее планах Даждьбог и обо всем рассказал Перуну. Страшно разгневался Громовержец и поспешил навстречу дочери. Завидел ее в лесу и зарычал по-звериному. Сразу же лютые волки Деваны, поджав хвосты, в страхе бросились прочь.

Начал было Перун увещевать дочку, а та знай стоит на своем – захвачу Правь, стану владычицей над мирами, а Сварог будет мне прислуживать. Ничего не оставалось Громовержцу, как вызвать охотницу на бой. Выставили отец с дочерью копья и понеслись навстречу друг другу на резвых конях. Скрестились копья и разлетелись щепками. Взялись они за мечи, но и они сломались от мощи ударов.Тогда обернулась Девана хищной львицей, бросилась с рычанием на отца. А он стал могучим львом. Ударом лапы опрокинул ее на спину.

Виктор Корольков

Тут, впервые в своей жизни, испугалась Девана. Превратилась в птицу и попыталась было улететь, но Перун в облике орла настиг ее и швырнул вниз. Охотница скользнула рыбой в воду, а Перун и на этот раз ее перехитрил: неводом выловил дочь. Заплакала Девана, стала просить у отца прощения, поклялась впредь слушаться его. На том они и помирились.

Девана была известна многим народам. Греки называли ее Артемидой и признавали, что Охотница – славянская богиня. Римляне, лишь чуть переиначив ее имя, называли Дианой. Многие приключения Перуна известны по мифам разных народов, сказкам и русским былинам об Илье Муромце.

В Новгороде было самое известное на Руси святилище Перуна, построенное в виде колеса с шестью спицами, – громового знака. Громовой знак был вырезан и на каждом славянском доме – как защита от молнии Перуна. Перун упомянут в летописях в договорах русов и славян с ромеями (кн. Олег – 907 год, князь Игорь – 945 год, князь Святослав – 971 год). Сварожич (Перун – в русских летописях, Перунова, Перун, то есть Юпитер – в "Mater Verborum", Пероун - в "Слове и откровении святых апостолов" из поучений против язычества 14 века).
Как елинский бог (намек на Зевса) поминается в "Слове о мздоимании" (список XVI века) и в "Слове о покаянии" (список XVI века). Верховный бог пантеона кн. Владимира – бог правящей военной элиты, князя и дружины. Бог карающий за несоблюдение законов Яви и Прави. Исчерпывающие сведения о идоле Перуна содержатся в "Густинской летописи": "Во первых Перконосъ, си есть Перунъ, бяше у них старший богъ, созданъ на подобie человече, ему же въ рукахъ бяше камень многоценный аки огнь, ему же яко Богу жертву приношаху и огнь неугасающiй зъ дубового древiя непрестанно паляху; аще ли бы случилося за нераденiемъ служащаго iерея когда сему огню угаснути, таковаго же iерея безъ всякого извета и милости убиваху".

А также в поучении "О идолах Владимировых": "Въ первых постави началнейшаго кумира. Iменемъ перуна бога грому i молнiю i облаков дождевых на пригорку высоком над буричевым потоком подобию члвечку. тулов его бе от древа хитростне изсечен главу iмущь слияну от сребра уши златы нозе железны. Въ руках же держаше камен по подобию перуна палающа. Рубинами. И каръбуклем украшен…" Далее слово в слово повторяется история с неугасимым огнем. По Френцелю – "Percuno, Deo tonitru & fulguru". Поминается Перун также в "Поведании о (Мамаевом) побоище вел. кн. Дитрия Ивановича Донского" вместе с Мокошем в числе языческих богов нечестивых "татар". Но, скорее всего, сердобольный составитель повествования записал в помощники к нечестивым основных языческих богов, каких, несомненно, знал еще тогда – Мокоса(Велеса) и Перуна.

Надо признать, что среди сторонников князя Дмитрия Ивановича, тогда – союзника другого хана Тахтамыша, были крещеные татары, а, может быть, и не только крещеные. Разорение приемником Мамая Москвы в 1382 году заставило всячески замалчивать этот факт в русской истории и подать битву на Куликовом поле в интересах православной церкви. Перунов день – Четверг. Особо отмечается день Ильи-пророка (2 августа) и период с 20 июля по 2-4 августа. Также отмечают Перунов день 21 июня ("Федор-Стратилат грозами богат") Его металл – олово, его камень – белемнит (чертов палец-перуновы стрелы), сапфир, лазурит; дерево – дуб, бук. Связывался с плодородием, в православии соотнесен с Ильей Пророком, как защитником явьего мира от навьего, литературно в позднее время соотнесен с Зевсом, владеющим перуном. Соотносится с Перкунасом балтов, Тором скандинавов, Таринисом – кельтов.

Итак, Перун, сын Сварога старший:
1. Бог грома и молний, как небесного огня
2. Покровитель воинов и княжеской дружины.
3. Бог-управитель, бог карающий за неисполнение законов.
4. Защитник Яви.
5. Податель мужской силы.

Символика капища – дубовый идол, камень, или два камня по обе стороны от кумира, жертвенный огонь, возжигаемый перед кумиром, шестилучевое колесо на кумире, символ молнии или стрелы, а то и собственно громовая стрела при кумире. Вероятно, язычники не рубили живых деревьев под кумиры – живой, но старый, мощный дуб уже был для них символом поклонения, нанеся на него золотой и серебряной краской черты лица. Дуб, пораженный молнией почитался особенно и обереги, посохи, жезлы, стрелы, сделанные из него считались лучшими хранителями от Нави.

Греков, Индра индусов, Тор скандинавов, Перкунас балтов). Имя Перуна часто связывают с санскритским корнем «par» и сопоставляют с прозвищем Индры – Parjanya-parganya (молниеносная туча). По воззрению славян, Перун в теплые дни весны являлся со своими молниями, оплодотворял землю дождями и выводил из-за рассеянных туч ясное солнце. Его творческой силой пробуждалась природа к жизни. Производитель, творец, он как бы вновь созидал мир.

Но Перун – также божество грозное и карающее, которое возбуждает страх и трепет. У индоевропейцев бог-громовержец постоянно связывался с военной функцией. На Руси Перуна представляли в виде немолодого мужа: по сообщению летописей, голова его деревянного идола в Киеве была серебряной (седина?), а усы – золотыми. Борода громовержца у всех индоевропейских наций играла какую-то особую роль, что отчасти отразилось в русских фольклорных формулах, относящихся к «бороде Ильи-пророка», чей образ (как и образ Георгия Победоносца) заменил Перуна после крещения . Главным оружием Перуна были камни и стрелы (олицетворения молний), палица, плеть, а также топоры.

Збручский идол. Возможно, изображение Перуна. Ок. X века

В образе всадника на коне или на колеснице Перун поражает своим оружием змеевидного врага (в изначальном варианте мифа – то мифологическое существо, которому соответствует бог Волос -Велес, в поздних текстах – сказочный Зми-улан и т. п.). Тот прячется от Перуна вначале в дереве, потом – в камне, человеке, животных, воде. После победы Перуна над врагом освобождаются воды (в других вариантах мифа – скот, женщина, похищенная противником Перуна – Додола, Марена, Мокошь), и проливается дождь. Миф о Перуне олицетворял нисхождение грома, грозы, плодородного дождя.

Этому мифу соответствуют общеславянские ритуалы, связанные с культом Перуна и имеющие целью вызывание дождя. Наиболее распространённым из них было обливание женщины, возможно, первоначально связанной с жертвами Перуну. По летописным сообщениям, Перуну также приносились в жертву животные, дети и пленники.

Относимые к Перуну мифы и ритуалы часто связывались с дубами и дубовыми рощами, а также с возвышенностями, на которых в древности ставили идолы этого бога и его святилища. У таких дубов произносились торжественные клятвы. Названия возвышенностей и гор, происходящие от имени Перуна, встречаются по всей древней области расселения славян. В балтийской и славянской мифологиях Перун и Перкунас приурочиваются к четырём сторонам света, что видно, в частности, из названия четверга – четвёртого дня недели – как «дня Перуна» у полабов, и из четырёх(восьми)-членной структуры святилища Перуна на Перыни под Новгородом.

Имя Перуна связано с древнегерманским словом fairguni («скала»). В древнеисландской мифологии Фьёргюн (Fiorgynn) – это имя матери громовержца Тора.

Согласно древнерусскому источнику «Перун есть мног» – этот бог имел несколько географических и сезонных ипостасей, каждая из которых играла и самостоятельную роль. В дохристианской Руси он почитался как высший бог.

Во время крещения киевлян, святой князь Владимир , прежде высоко чтивший Перуна, приказал привязать его идола к хвосту лошади и «влещи с горы по Боричеву на Ручей» в Днепр, приставив 12 мужей бить поверженный кумир жезлами. Народ при виде этого плакал. На Перуновом холме Владимир воздвиг церковь во имя святого Василия.

0 Перун - это один из самых сильных и доминирующих богов в славянской мифологии. По своей значимости он занимает место рядом Зевсом в греческой мифологии. Перун - бог бурь, грома и молний. Славянский бог грома считается страшной фигурой с точки зрения власти, но, как и Зевс, также является отцом и считается главой пантеона богов в мифологии славян.
Хотя Перун является эквивалентом Одина в норвежской мифологии, его внешность более похожа на Тора. Имея длинную рыжую бороду, Перун - очень мускулистый, мощный человек, который садится на колесницу, запряжённую оленями, держа в руке большой топор, либо молот в зависимости от мифологических предпочтений. Добавьте наш полезный сайт сайт к себе в закладки, чтобы время от времени заглядывать к нам на огонёк.
Однако, перед тем, как продолжить, мне хотелось бы указать вам на ещё парочку интересных публикаций по тематике образования и науки. Например, кто такой Даждьбог , что такое Фата Моргана , как понять слово Сублимация , что означает Айкью и т. п.
Итак, продолжим, славянский бог Перун, значение ?

Перун в славянской мифологии - это бог грома, туч и молний, а так же покровитель воинов и князей в древнерусском языческом пантеоне.


Перун не только бог грома и молний, он также покровитель солдат и благородных воинов, правящий бог и хранитель закона, а ещё он считается идеалом мужской власти и господства. Перун занимает знаковое место в мифологии, как могущественный, яростный бог, действия которого были отчасти основаны на его характере.

Как и в случае с большей частью мифов и легенд используемых в разных культурах, истории Перуна были предназначены, для того, чтобы объяснить природные явления происходящие в окружающем мире славянским народам. Землетрясения, бурные штормы и другие непредсказуемые стихийные бедствия часто приписывались Перуну и его неоднозначному характеру. Занимая лидирующее положение среди богов, он стал самым ярким примером того, как их сила повлияла на мир, в котором жили славяне.

Топор Перуна

Топор Перуна используется, чтобы поразить зло и возвращается в руку после того, как его бросили. Топор Перуна иногда называют «топор-амулет», он является археологическим артефактом, который носили, как кулон, и имеет форму боевого топора. Подобная бижутерия в основном встречается в современной России, Украине, Белоруссии и некоторых частях Скандинавии.
Размер кулона колеблется в длину от 4 до 5,5 см, а ширина лезвия от 2,8 до 4 см. Бронза - это самый распространённый материал используемый для его изготовления. Большинство изделий были датированы 11 - 12 веками, и было собрано более 60 экземпляров.
Два основных дизайна топора были найдены на территории России. Оба рисунка включают отверстие в центре лезвия, и оба были украшены зигзагообразными линиями, олицетворяющими молнию или, скорее всего, имитирующие инкрустированные орнаменты настоящих топоров, рядом с краем лезвия.

Первый тип - это удлинённый топор (нижняя сторона лезвия удлинена) с плоской верхней стороной. Внешне он напоминает боевой топор. На нижней его стороне обычно присутствует выступ-рукоятка. Эти топорики украшены кругами, которые, как считается, олицетворяют небесные тела.

Второй тип
отличается своей симметричной формой и широким лезвием. Подобно ручке первого типа, вторая имеет два роговых выступа, диаметрально противоположных на верхней и нижней сторонах.

Семья Перуна

Перун - сын Сварога и Лады, чьё рождение ознаменовалось мощным землетрясением. Он самый известный из братьев Сварожичей, которые правят небесами. Но Перун также является самым мощным и яростным из всех богов. Возможно именно его характер послужил причиной того, что он был избран лидером в славянской мифологии.
Даже в детстве Перун демонстрировал, как свою силу, так и свой характер. Существуют истории, где он преодолевает большие трудности, связанные с подземным миром, где он спал, в то время, как семья искала его много лет. Бог молний сражался со зверями подземного мира и преодолел множество препятствий, которые привели его обратно в небесные чертоги.
Там он познакомился с дочерью бога небес, Dyje и лунной богиней Divii и женился на ней после преодоления многочисленных сложностей. Перун начал своё правление, как глава пантеона богов, преодолевая ещё больше трудностей, чтобы сохранить свою власть.

Происхождение Перуна в славянской мифологии

Славянским мифам тысячи лет, но в отличие от греков их истории не были записаны до примерно 6-го века нашей эры. Когда эти сказания и истории были собраны, Перун оказался самым известным из славянских богов. Византийский историк Прокопий первым описал подвиги Перуна, так как его деяния были в основном известны только славянам, жившим в Восточной Европе. Интересно, что славянские народы, жившие в западных районах Европы, не упоминали Перуна напрямую по имени, но есть много ссылок, свидетельствующих о том, что он им так же хорошо известен.
К 980 году князь Владимир Великий воздвиг семь статуй языческих богов, а Перун оказался самым почитаемым и известным из них. Мифология Перуна стала более известной, и истории создаваемые на протяжении веков, когда славяне начали объединять свою власть в России и Восточной Европе, стали популярны во многих землях. Статуи стали воздвигаться в Восточной Европе и в России, причём это происходило вплоть до Крещения Руси.

Поклонение Перуну

У славян этот могущественный бог воплотился во многих каменных и деревянных идолах воздвигнутых в его честь. Фактически, фигуры из дуба или камня по образу Перуна были довольно распространены в дохристианской славянской культуре. Кажется, что дуб был самой идеальной формой, в которой вырезались эти формы. Многие славянские деревни вырезали образ Перуна из самого большого дуба, который рос рядом с тем местом, где проводились празднества в его честь.
Некоторые храмы и сегодня по-прежнему существуют в предгорьях, на вершинах гор или в священных рощах древних дубов. Там, где было место для поклонения, можно было найти образы Перуна. Довольно часто в жертву этому богу приносили животных. В дополнение к дубу, этого бога олицетворял "день четверг " и "металл олово ", которое было неразрывно с ним связанно.

Начало христианства

Как и все европейские мифы, рождённые у греков, славян, римлян, приход христианства со временем смягчил поклонение этим языческим богам. В рамках этого процесса Восточная Православная Церковь фактически включила элементы Перуна в нового христианского святого, Илью Громовержца, который был комбинацией Перуна и Ильи пророка в Ветхом Завете. Илья Громовержец описывается, как существо раскатывающее по небосводу в пылающей колеснице, что довольно близко подходит к старому славянскому мифу.
Для славян в западной части Европы, Михаил Архангел являлся отличной заменой, как командир небесных армий, который победил Дьявола . Включив в свой культ некоторые элементы из славянской мифологии, католическая и православная церкви смогли привести славян к своей вере. Сегодня богатая славянская мифология, описывающая Перуна и славянских богов, состоит из интересных, красочных историй о великой борьбе и окончательном триумфе.

Прочтя эту познавательную статью, вы узнали, кто такой славянский бог Перун , и теперь сможете объяснить влияние этого персонажа на христианскую религию.

Узнайте больше о славянских богах!






Перун - бог-громовержец в мифологии славян, наиболее известный и почитаемый. Какое место он занимал в пантеоне, чем знаменит и как поклонялись этому божеству?

В статье:

Перун - воин-громовержец

Перун - самый почитаемый среди славян бог, владыка грома и молний, покровитель князя и его дружины. «Разящий» был чистым воплощением мужского начала. - дуб, молот, топор, плеть, а характерными чертами облика его идола являлись серебряная голова и золотые усы. Наши предки не только сравнивали Перуна со скандинавским богом Тором, знаками которого также были молот и молнии, но и считали их одной сущностью, а отличия во внешности объясняли разным восприятием действительности у народов.

Считалось, что Перун путешествует по небу в колеснице, сжимая в руке молнию, которую также называли «чертовым пальцем». По легенде демон, которого пытался поразить Громовержец, ускользал от его гнева, прячась то в человеке, то в камне, то в жабе, то в ветвях деревьев. Поэтому молнии ударяли в возвышенности или одиноко стоящие стволы - чаще всего это был дуб, который позднее стали почитать как священное дерево Перуна. Под ним устраивали ритуальные убийства быков и петухов, призванные задобрить бога и показать ему уважение.

Дуб, в который попала молния

Знаки Перуна - цветы ириса, синие, как холодное пламя молний, символизирующее очищение духа от скверны. В «Повести временных лет » упоминаются «громовые камни», которые находили практически на всех . Особенно много их было на новгородском, которое считалось крупнейшим на территории Руси, - странные топоры, высеченные из камня. Славяне полагали, что сам бог создавал их, ударяя молнией в скалы.

Легенды свидетельствуют, что во время рождения Перуна случилось сильнейшее землетрясение. Его родителями были Сварог (бог-кузнец) и Лада, она же Слава - от этого имени и произошло название славян. Когда Перун был совсем юным, его вместе с тремя сестрами похитил получеловек-полускорпион Скипер-зверь, который погрузил бога в глубокий сон. Спасли брата Сварожичи Сирин, Стратим и Алконост, обмыв его живой водой.

Дива-Додола - верная жена Перуна

Перуница — Жена Перуна

Предки сохранили и романтичную легенду о знакомстве Перуна с его женой. Перуница, или Перына - дочь Дыя, повелителя звездного неба, и Дивии, властительницы Луны, насылавшей на людей вещие сны. Второе имя Дыя, которым нарекли его греки, - Зевс.

Молодая богиня с первого взгляда понравилась Перуну, который, не мудрствуя лукаво, предложил пожениться. Испугавшись подобного напора, Дива заплакала и бросилась бежать домой. Но упрямый Громовержец последовал за ней, не зная, что на пути его подстерегала новая беда - чудовищный трехглавый змей, живший в Черном море. Заприметив красавицу, он решил завладеть ею.

Перун отыскал дом своей возлюбленной и был приглашен побеседовать с родителями. Хотя Дый и не спешил давать согласие на брак дочери, ему понравился смельчак, не побоявшийся преодолеть огромное расстояние ради гордой Дивы. От беседы их отвлек чудовищный грохот и рев - змей, выползший со дна морского, крушил все вокруг, пытаясь похитить Додолу. Оба громовержца вступили в жестокую схватку с монстром, и, поразив его молниями, загнали обратно в пучину. После этого Дый, убедившийся в могуществе Перуна, дал согласие на свадьбу.

Дети Перуна - великие боги славян

Тарх Перунович

Среди детей Громовержца наибольшего внимания заслуживают двое - Тарх Перунович, он же Дажьбог, и Девана , ставшие неотъемлемой частью пантеона южных славян. Упоминания о них присутствуют даже в индуистских верованиях. Например, некоторые славяноведы утверждают, что именно был прообразом Будды.

Дажьбог всегда считался Богом-Хранителем знаний, владеющий великой мудростью. Его имя означает «дающий счастье», «дающий бог». Изначально он спас людей, страдающих от тьмы и холода, согрев их своим теплом и сиянием, а после подарил девять книг, в которых были собраны все тайны мира с самого начала его существования. Сын Перуна был покровителем солнечного света и плодородия. Его часто упоминают в песнях, а к имени князя Владимира добавили эпитеты «Красное Солнышко», что являлось наивысшим проявлением почитания и народной любви, ассоциирующим князя с божеством.

Дочь Перуна была известна практически всем народам. Греки называли ее Артемидой, говоря, что бесстрашная охотница пришла к ним с далеких славянских земель. Римляне же нарекли богиню Дианой.

Дочь Перуна — Девана

Девана знаменита неимоверной силой, унаследованной от отца. Она обладала возможностью превращаться в зверя, птицу, рыбу. Еще в юном возрасте девушка приручила огромных страшных волков, ластившихся к ее рукам как домашние собаки. Со временем охотница, не имеющая равных в своем ремесле, безумно возгордилась. В итоге она решила, что будет лучшим правителем, чем ее дед Сварог. Правь, Явь и Навь должны были стать новыми угодьями Деваны.

Однако Дажьбог прознал о планах сестры и рассказал все отцу. Разъяренный Перун бросился искать непокорную дочь и заметил ее в лесу, выслеживающую добычу. От страшного звериного рыка Громовержца опала с деревьев листва, а ручные волки Деваны, скуля и поджав хвосты, удрали. Принялся Перун убеждать упрямую дочь, но она стояла на своем - все три мира должны быть ее. Отчаявшись, Громовержец вызвал Девану на поединок.

От мощи божеств раскалилась сталь мечей, и бросили они их на землю; копья превратились в щепки. Хитрая Девана переменилась в львицу и атаковала отца, рассчитывая застать его врасплох. Но стал Перун гривастым львом и сбил с ног дочь. Охотница безумно испугалась впервые в жизни и, превратившись в птицу, взмыла в небеса. Но Громовержец в личине орла сбросил ее из-под туч в воду.

Девана стала рыбою и попыталась уплыть, но попалась в отцовский невод. Отчаявшись, зарыдала девушка, моля о помиловании. Сжалился Перун и обнял свое дитя, прощая ее. С тех пор Девана поклялась слушаться отца, зная, что страшная кара грозит ей за гордыню.

Велес и Перун - битва жизни и смерти

Перун и Велес

Велес издавна был добрым богом, покровителем скота, сказателей и поэтов, хранителем контрактов, памяти и душ предков, повелителем вод и дождей. Именно его фигура была ключевой для севера Руси. Ему приносили в дар стебли злаков - так называемую «бородку змея» , ибо Велес подобен змее. Из-за облика его люди сочли божество оборотнем, чертом, спрятавшим свое гадкое естество под чешуей. Они призвали Перуна для того, чтобы он победил чудовище.

Давняя нелюбовь к змеям - ведь именно змей пытался похитить будущую жену Громовержца - дала о себе знать, и согласился он на поединок. Перун пытался убить , но ничего не получалось - хитрый бог ускользал, превращаясь то в лошадь, что одним взмахом хвоста поднимала сильный ветер, а ударом копыта высекала искры, то в чудовищного кабана, разоряющего посевы в отместку людям, просившим заступничества у Перуна. От вражеских молний не было ему вреда, а потому однажды, набравшись храбрости, Велес похитил прекрасную Мокошу и увел весь домашний скот Перуна в зеленые дебри.

Разъярился Громовержец, метнул молнии - и вспыхнул лес. Вот только не удалось так выманить хитрого Велеса. Отчаявшись, Перун спустился на землю и стал лично искать врага. И вот ему повезло - бродя среди чащи, наткнулся он на громадный дуб, в дупле которого спал утомленный погоней змей, да храпел так сильно, что ничего не слышал. Тотчас ударом молнии расколол Перун дерево, зажал Велеса и поджег ствол. Взвыл змей не своим голосом, взмолил о пощаде, но Громовержец был непреклонен и потребовал вернуть ему дочь и скот.

Языческий славянский пантеон имеет достаточно много божеств. Но мифы и сложившаяся традиция самым узнаваемым из них сделали повелителя грома и молнии Перуна. На закате языческой эры даже считалось, что Перун - бог славян, который имеет вес над всеми остальными и является в этом отношении верховным. В то время это могло быть и так, хотя современные исследователи нередко отрицают верховенство Перуна. Ниже мы подробно рассмотрим этого персонажа языческой старины, а также кратко пройдемся по другим богам, которым поклонялись (да и сейчас поклоняются) славяне.

Перун

Бог Перун, как уже было сказано выше, это властелин грома, молнии, олицетворение силы и мощи стихии, повелитель огня. Согласно мифам, он - младший сын богини по имени Лада и ее супруга Сварога. Бог грома некоторыми исследователями славянского фольклора относится ко второму поколению божеств. Другие считают, что логичнее отнести его к третьему поколению. Однако, вне зависимости от этого, бог Перун по праву занимает место самого известного и знаменитого бога из славянского пантеона и древнеславянской мифологии. Если говорить о функциях, которые приписывались этому божеству, то нужно первым делом вспомнить, что именно он считался покровителем князя, княжеской власти и сопровождавшей князя дружины. Он представлял собой олицетворение непобедимой мощи, силы. Это следует понимать не только в чисто военном смысле. Это касается прежде всего противоборства света и тьмы, где языческий бог Перун выступал на стороне света. Само имя Перуна происходит от праславянского корня «перунъ», который означает удар. Оттого он является одновременно и богом-воином и богом-громовержцем, совмещая в себе, таким образом, архетипы, которые, к примеру, в римской мифологии были дифференцированы в Марсе и Юпитере. Согласно древней легенде, когда Перун появился на свет от своей матери Лады, весь Ирий (верхний мир, в котором обитают боги) был сотрясен небывалыми по силе молниями и громом. Сварог же обучил его кузнечному ремеслу и великолепному владению всеми видами вооружения, которые на тот момент были. Характер у этого бога, конечно, был сложный и взбалмошный. Юный бог молнии мог заснуть только под раскаты грома и блеск гроз. А когда вырос и набрался сил, то мог соперничать с молниями в силе и скорости. Много времени понадобилось Перуну, чтобы подчинить себе стихию. Владение молнией было предначертано ему Макошью, но до того, как ее пророчество исполнилось, отец закалял сына в священном огне в собственной кузнице. Были у Перуна и собственные атрибуты, характеризующие его. Во-первых, это красный плащ - тот самый, который впоследствии стал непременной отличительной чертой русского князя. Во-вторых, Перун-громовержец имел коня. Это был, конечно, не просто конь, а настоящий богатырский скакун, по силе и выносливости под стать своему хозяину. Еще одна вещь - секира Перуна (в некоторых источниках - палица), которую ему подарил отец.

Легенды повествуют о различных подвигах, которыми прославился Перун и заслужил свой авторитет среди богов и людей. Первый из них бог грома совершил, победив в схватке Скипера - змееподобного (либо похожего на скорпиона) сына Чернобога, отличавшегося злобой. Еще одна легенда повествует о том, как Перун победил знаменитое Чудо-юдо - морское чудовище, порожденное в гневе Черномором - богом морской пучины. Сделал это бог Перун не просто так, а чтобы расположить к себе Дыя - владыку Дивьего мира, дочь которого - Додолу - Перун вознамерился взять себе в жены. Есть и множество других сказаний, в которых подробно описываются сказания о доблестном громовержце.

Исторические свидетельства позволяют предположить, что верховый славянский бог Сварог со временем уступил в популярности и интенсивности всенародного почитания своему сыну. Бог Перун затмил его и уже к VI веку, как свидетельствует Прокопий Кесарийский, стал главным божеством славянского пантеона. Древние славяне представляли его высоким, статным, немолодым мужчиной со светлыми волосами, серебряной бородой и золотыми усами, облаченным в красный плащ. В руках у него -секира. Перуна также, как предполагают, украшала восьмилучевая свастика. Это важный символ, который в числе прочего является эмблемой, символом повелителя грома. Лучи при этом интерпретируются, как стрелы Перуна, так как внешне они изображались именно в форме молнии. Таким образом, к примеру, делались кумиры, изображавшие бога. Для этого выбирался, как предполагается, мощный древний дуб (дерево Перуна), на котором изображали схематично мужское лицо, символ бога и его воинскую атрибутику. Справедливости ради нужно сказать, что и звезда Перуна, и его секира, как их изображают сегодня, это попытка реконструкции. За неимением аутентичных источников приходится довольствоваться этим, но нужно понимать, что доподлинный внешний вид этих деталей нам на сегодняшний день неизвестен. Праздник в честь Перуна, а соответственно, праздник всех защитников Родины - по языческим славянским представлениям, приходится на 20 июля. Надо также сказать, что именно божество Перун ассоциируется с легендарным папоротником. По легенде он подарил цветок этого растения на свадьбу Костромы и Купалы. Современные адепты славянского язычества атрибутируют Перуну и классическую свастику, а также руну, называемую «Сила».

Когда язычество на Руси уже пришло в упадок, перед самой христианизацией, Перун был едва ли не самым почитаемым божеством. Можно сказать, что на фоне христианства именно Перун символизировал собою языческий культ вообще, старину, традиции предков и все, что было дорого русскому человеку. Перун - бог славян, и именно его имя возвели на щит, когда пытались противостоять попыткам навязать новую веру. И именно повсеместное свержение идолов Перуна символизировало победу надвигающегося христианства. В связи с этим надо вспомнить, что именно Перун олицетворял языческую веру киевлян при князе Владимире. И хотя после его крещения с центрального капища свергли всех идолов, свержение, побитие и сплав по Днепру именно Перуна вызвал наибольший резонанс. Именно за ним преданные язычники бежали по берегу с криками: «Выдыбай!», то есть выплывай. Народная память, однако, сохранила память о боге и синтезировала ее с образом близкого по духу пророка Илии, также отличавшегося силой, ненавистью к врагам родины и некоторой властью над стихией.

На сегодняшний момент, когда вера в исконных русских богов начала возрождаться и набирает все больше сторонников в свои ряды, культ Перуна становится все популярнее. Уже существует храм Перуна, капища, в изобилии продаются аксессуары, обереги, предметы быта и культа с его символикой. Кроме того, некоторое распространение получили так называемые веды Перуна. Иначе их называют Сантиями. Хотя некоторая часть безоговорочно признает их подлинность и аутентичность, большая часть исследователей, даже из числа неоязычников все-таки относится к этому документу скептически. По содержанию они представляют собой переработанные части индийских и так называемых славяно-арийских вед. Последние, впрочем, также далеко не однозначные в научном смысле документы, и подлинность их все еще вызывает подозрения.

Боги древних славян: список и их значение

Теперь пройдемся кратко по всему пантеону славянских божеств и посмотрим, кто из них с чем ассоциировался. Сразу нужно сказать, что в значительной части сведения об аутентичном их почитании были утрачены или искажены в течение тысячелетней истории духовного довления на Руси христианства. Сегодняшняя интерпретация того, что представляли собой боги древних славян, несколько условна, предположительна, по крайней мере, в отношении фигур второстепенных, малоизвестных. Начнем же мы с такого персонажа, как Сварог.

Сварог

Данный бог почитался древними славянами в качестве божества неба, отца всего существующего. Он являлся отцом для множества богом, например, Даждьбога, Семаргла и других, не говоря уже о Перуне. Будучи отцом небес, он олицетворял собой огненную стихию и покровительствовал кузнечному ремеслу. Поэтому отчасти его роль и функции перекликаются с греческим Гефестом, хотя он гораздо масштабнее и значительнее по своей сути. Одна из реконструированных мифологических систем полагает, что Сварог был сыном Крота. Тот, в свою очередь, происходил от Ситоврата. На основании этого сторонники данной версии отрицают отцовство Сварога по отношению ко всем богам.

Само имя «Сварог» происходит от праиндоевропейского корня «сваргас», означающего "небо". Соотнесение божества неба с огнем и далее - с кузнечным делом строится на присутствии в «сваргас» другого корня - «вар», означающего горение, жар от пламени. Согласно легенде, именно Сварог одарил людей такими вещами, как плуг, клещи и обучил их искусству работы с медью и железом. Будучи самым верховным божеством, он, снабдив человечество и землю всем необходимым, отходит на покой, тогда как управлять миром остаются его сыновья, называемые Сварожичами.

Велес

Все боги древних славян, которые известны сегодня, за исключением Перуна, вряд ли сравнятся в славе и почете с Велесом. Это неудивительно, ведь именно он покровительствовал плодородию и земледелию, а значит, именно с ним было связано обилие урожая и, соответственно, выживание племени. По своему характеру Велес был связан с Навью, то есть с нижним миром, миром мертвых. Характерно, что имя Велеса восходит к корню «вел», означающего мертвеца, смерть. И будучи богом загробного мира, он, тем не менее, исполнял функции бога плодородия. Аналогичная ситуация вовсе не уникальная. К примеру, такая же наблюдается с кельтской богиней Этайн (Рианнон) и рядом других персонажей из различных культур. Поскольку с миром мертвых также были связаны понятия о магии и силе, имя Велеса находит отражение в таких словах, как «веление», «власть», «владение». А вот посещение иного мира несет человеку особенное посвящение, некую потустороннюю мудрость и вдохновение, отражающееся в творчестве. А потому Велес также становится покровителем поэзии, всяческих искусств и мудрости. По своему происхождению Велес является сыном Рода - самого первого бога, праотца и небесной Коровы. Под именем Велеса почитается сила, связывающая между собой самые противоречивые и несовместимые вещи, антиподы. Он поддерживает гармонию между разрушением и созиданием, смертью и жизнью. На Руси данный персонаж почитался также как «скотий бог» - таков его устойчивый эпитет. В этом смысле он выступал покровителем охотников, скотоводов. Кроме этого, ему вменялось в обязанность блюсти честность договоров и присматривать за путниками. Как покровитель магии и волшбы, он оказывается тесно связанным с медициной. Все это сочетается в нем и идет рука об руку. Древние корни этого культа дают нам представление также о звериной ипостаси Велеса. Как владыка подземного царства и мертвых, он называется Волосом и представлен в виде животного - обычно медведя. Кроме того, он принимает вид змея, который борется с Перуном. Это его более темная ипостась, ассоциируемая иногда с Чернобогом, представляет собой первобытный хаос, неупорядоченный мир, враждебный всякому порядку.

Чернобог

Чернобог - это, пожалуй, самая пугающая божественная фигура из всего славянского пантеона. Об этом говорит даже его имя. И в самом деле, он является повелителем Нави, то есть Тьмы. Собой Чернобог олицетворяет все зло, весь холод, весь негатив, которые наличествуют в мире. В мифах он постоянно старается свергнуть существующий порядок и свести на нет все усилия светлых богов. Прямо противостоит ему Белобог - противоположная Чернобогу фигура. И вот очень интересный момент - один раз в году Чернобог превращается в своего оппонента Белобога и ведет войну со своей же Чернобожьей ипостасью.

Даждьбог

Даждьбог - это светлая сущность, которая олицетворяла собой солнечный свет. Это обеспечило ему широкое почитание среди славянских племен. Иногда ошибочно полагают, что его имя происходит от слова «дождь». Но на самом деле оно означает «дающий». Отсюда получило распространение выражение «дай бог». Славяне именовали его с солнечным царем, сыном Сварога. Естественно, что золотой цвет стал одним из основных символов этого божества. Насколько известно из сохранившихся свидетельств, расцвет почитания Даждьбога пришелся на период двоеверия, то есть на X-XII века. Именно он считался дарителем календаря, учредителем счета дней и первым законодателем. Нужно отметить также, что, будучи богом солнечного света, он не являлся богом самого солнца. Светило находилось в компетенции другого лица - Ярилы.

Ярила

Ярила почитался в качестве сына Велеса, а иногда и его ипостаси, как дают возможность судить источники. Он был не просто солнцем, но относился к архетипу умирающих и воскресающих богов, связанных в основе своей со сменой времен года. А потому временем Ярилы, его расцветом является весна. Отсюда ему усваивали покровительство плодородию, а также сексу. В отдельных ипостасях он почитался в качестве бога воина (победителя мороза), бога-любовника, Коровьего бога.

Хорс

Хорс - это также солярное божество. Однако он олицетворяет в себе не просто солнце, а солнечный путь по небу. С ним связаны традиции катать зажженные колеса и печь блины. А еще, как считают некоторые исследователи, к культу Хорса восходит обычай водить хороводы, что и отражено в названии этого когда-то ритуального танца. Недостаток данных сегодня не позволяет точно определить, что собой представлял этот бог - особого персонажа или некое дополнение-ипостась к другим солярным богам. Следует только сказать, что Хорс был в числе тех главных идолов, которых князь Владимир, в бытность свою язычником, распорядился поставить в центре Киева близ княжеского дворца.

Лада

Лада - это одна из немногих богинь славянского пантеона. Она считалась покровительницей брака, изобилия и, в некотором смысле, плодородия. Характерно, что ее культ среди славян поддерживался в народной среде в некоторых местах плоть до XV века. Олицетворяла она собой также вторую часть летнего времени года - времени, когда зреет и наливается урожай. Иногда ее ассоциируют также с матерью двенадцати братьев-месяцев, круг которых составляет годовой цикл. Лада считалась воплощением мира, порядка, гармонии. Отсюда происходят слова «ладить», «ладно» и так далее.

Леля

Гораздо менее известна богиня Леля. Это дочь Лады. Она была богиней весны, первой зелени, цветов, распускающихся листьев и начала всего нового. Леля олицетворяла собой все нежное, женственное, юное, а также заботу, ухаживания и проявление любви. Отсюда, к примеру, происходят слова «лелеять» и «ляля». В древности в честь этой богини девушки по весне устраивали ляльник - праздник с особым риуталом, роль жрицы в котором исполняла одна из девушек.

© 2024 steadicams.ru - Кирпич. Дизайн и декор. Фасад. Облицовка. Фасадные панели