Творческий конкурс при поступлении в вуз. Как сдают творческий экзамен по журналистике в спбгу Творческий конкурс при поступлении в вуз

Творческий конкурс при поступлении в вуз. Как сдают творческий экзамен по журналистике в спбгу Творческий конкурс при поступлении в вуз

ПОЛОЖЕНИЕ О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЯХ ТВОРЧЕСКОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ – ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЕ В ОДНОМ ИЗ ЖУРНАЛИСТСКИХ ЖАНРОВ (ПИСЬМЕННО) И ТВОРЧЕСКОМ СОБЕСЕДОВАНИИ ПО ПРОФИЛЮ ПОДГОТОВКИ

Цель дополнительных вступительных испытаний творческой и профессиональной направленности – выявить у абитуриента личностные способности, знания, умения и навыки, необходимые для овладения профессиональными компетенциями журналиста.

При поступлении на факультет журналистики Томского государственного университета творческие испытания являются обязательными, помимо двух других экзаменов, которые проводятся в форме ЕГЭ (русский язык, литература).

Проверяемые способности, знания, умения и навыки:

  • Творческие интеллектуальные способности;
  • Социальная ориентированность и знание наиболее значимых общественных проблем, освещаемых средствами массовой информации;
  • Широта кругозора и познавательных интересов;
  • Осведомлённость о медиа практиках и коммуникационных технологиях;
  • Рефлексия по поводу мотивов выбора профессии;
  • Предрасположенность к профессии журналиста;
  • Самостоятельность и оригинальность суждений;
  • Навыки устной и письменной коммуникации.

    Структура и содержание творческих испытания

    Дополнительные вступительные испытания состоит из двух экзаменов: творческой работы в одном из журналистских жанров (письменный экзамен) и творческого собеседования по профилю подготовки (устный экзамен). Результаты абитуриента в каждом экзамене оцениваются по 100-балльной шкале.

    Творческая работа

    Письменный экзамен проводится в форме создания самостоятельного произведения на одну из предложенных комиссией тем, написанного в одном из журналистских жанров. Тематика письменной работы определяется темами публикаций в средствах массовой информации. Темы, предлагаемые для написания творческих работ, составляются председателем приемной комиссии каждый год заново в нескольких комплектах и не должны сообщаться абитуриентам до начала экзамена. Предлагаемые темы не связаны с каким-либо отдельным автором или произведением художественной литературы.

    На написание творческой работы отводится три астрономических часа (180 минут) без учета времени, затрачиваемого на подготовку листов бумаги и оглашение тем. Абитуриент не имеет права опаздывать к назначенному времени начала вступительного испытания или использовать на написание сочинения времени больше установленного. Использование каких-либо печатных, электронных и других источников информации справочного или иного характера при написании сочинения не допускается.

    Абитуриентам предлагается не менее десяти тем сочинения на выбор. Во время экзамена абитуриент может подготовить предварительный (черновой) и окончательный варианты сочинения, из которых оценивается последний. Работы проверяются в зашифрованном виде, скрывающем авторство. Абитуриент должен проявить свою эрудицию, творческие способности, уровень кругозора, понимание актуальных общественных проблем, умение использовать реальные факты для раскрытия темы, продемонстрировать самостоятельность суждений, собственную авторскую позицию и стиль, владение журналистским жанром и нормами письменной речи. Объем произведения не ограничен и обусловлен необходимостью полного раскрытия темы.

    Собеседование

    Устный экзамен представляет собой творческое собеседование по профилю подготовки. Собеседование проводится индивидуально с каждым абитуриентом. Собеседование предполагает диалог членов приемной комиссии с абитуриентом, в ходе которого задаются дополнительные и уточняющие вопросы. Абитуриента попросят обосновать свои суждения, подкрепить их примерами из общественной жизни и практики современных средств массовой информации и т.п. Основная задача комиссии – выявить мотивированность выбора профессии, полноту представлений о журналистике и медиаотрасли; уровень социальной ориентированности абитуриента. Беседа проводится в свободной форме, вопросы и ответы протоколируются. Комиссия ожидает от абитуриента способности сформулировать и аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию, быстро реагировать на вопросы экзаменаторов, оценивает волевые качества и креативность.

    По желанию абитуриент может предоставить на собеседование свое творческое портфолио. В него мы рекомендуем включить собственные журналистские публикации, дипломы и сертификаты о профильном обучении и участии в профильных конкурсах, рекомендации от редакций, с которыми сотрудничал абитуриент (в том числе и от школьных изданий), фото- и видеоматериалы, дизайн-работы, а также литературное творчество - словом, все то, что позволит оценить ваши творческие способности, применимые в профессии журналиста.

    Примерные темы для анализа мотивации абитуриента:

    • Самовыражение автора в журналистских текстах;
    • Уровень заработной платы в медиаиндустрии;
    • Миссия журналиста и социальное переустройство.

    Примерные темы для проверки полноты представлений о журналистике и медиаотрасли:

    • Газеты и журналы в России и в регионе;
    • ТВ и радио на федеральном и местном уровне;
    • Онлайн-журналистика и новые медиа.

    Примерные темы для выяснения социальной ориентированности:

    • Текущие политические события в мире;
    • Экономические процессы в стране;
    • Индикаторы социального неблагополучия в регионе и показатели регионального развития.
      1. Журналист: Ежемесячный журнал / М., 2012–2014.
      2. Журналистика & медиарынок: Ежемесячный журнал / М., 2012–2014.
      3. Рэндалл Дэвид. Универсальный журналист. М.: Международный центр журналистики, 1996. — 120 с.
      4. Свитич Л.Г. Профессия – журналист. Изд. 3-е. – М.: Аспект Пресс, 2011. – 256 с.
      5. Средства массовой информации России /под ред. Я.Н. Засурского. – М.: Аспект Пресс, 2008. – 378 с.

Дополнительная литература о различных особенностях журналистской профессии содержится на сайте факультета журналистики ТГУ.

Творческий конкурс - это экзамен, позволяющий оценить способности абитуриента к творческой деятельности в какой-либо области.

Будущие журналисты пишут сочинения и статьи, художники рисуют на холсте, актеры демонстрируют сценическую речь и актёрское мастерство, а вокалисты заливисто поют.

В отличие от ЗНО единого стандарта процедуры проведения и критериев оценивания творческого конкурса нет. Программы и задания разрабатывается преподавателями этого же учебного заведения, они же его проводят, и сами же рассматривают апелляции на объективность оценивания работ абитуриентов.

Программа творческого конкурса состоит из пояснительной записки, в которой подробно описываются общие положения конкурса, требования к уровню подготовки абитуриента, описание задания, критерии оценивания работы, список рекомендованной литературы.

По правилам ВУЗы оглашают программы творческих конкурсов не позднее, чем за четыре месяца до начала их проведения, времени подготовиться достаточно.

Подготовка к творческому конкурсу

Если готовиться самостоятельно, заблаговременно найдите и скачайте программы творческих конкурсов прошлых лет, предварительно ознакомьтесь с ними, почитайте рекомендованную литературу, так сказать пройдите теоретический этап. Когда ВУЗ огласит программу творческого конкурса на текущий год, у Вас есть четыре месяца на основательную практическую подготовку к указанным в программе темам.

Можно заниматься с репетитором для подготовки к творческому конкурсу, но только в том случае, если сами не можете изучить предмет и в выбранном учебном заведении нет подготовительных курсов.

Если в ВУЗе есть подготовительные курсы, однозначно записывайтесь и посещайте, дополнительных баллов они не принесут (дополнительные баллы начисляют за подготовительные курсы только для естественно-математических и инженерно-технических специальностей), но ведут эти курсы те же преподаватели, которые разрабатывают программы и задания творческого конкурса, проверяют работы абитуриентов.

С одной стороны это возможность «подтянуть» уровень знаний до необходимого, с другой при добросовестном посещении и выполнении программы курсов Вы уже «свой» для преподавателя (возможно, лично он и будет проверять Вашу работу!), ему интересно и дальше работать с толковыми студентами, в таком случае Ваш талант не останется незамеченным, высокий балл обеспечен.

Для примера рассмотрим:

Творческий конкурс на факультет журналистики

Это может быть написание журналистского произведения по результатам смоделированной для поступающих пресс-конференции.

Предварительно в программе творческого конкурса указан перечень из тем пресс-конференции, обычно 15-20 тем. Обратите внимание, что в программе могут написать ориентировочных тем, т.е. оставляют себе место для «манёвра», тема на экзамене может отличаться от указанных в программе и претензий не предъявишь.

Общение абитуриентов с участниками (или участником) разговора происходит в течение определённого времени (продолжительность должна быть указана в программе проведения конкурса), в процессе можно фиксировать на бумаге ход беседы, вопросы и ответы, пользоваться записывающей техникой запрещается.

По собранным материалам в течение полутора-двух часов поступающий пишет журналистское произведение в произвольно выбранном жанре заданного объёма, обычно до двух листов бумаги формата А4.

Пользоваться печатными источников информации: учебники, справочники и т.п. при написании письменной работы также запрещено.

1. Вы уверены, что именно журналистика?

Это весьма общее слово, описывающее крайне специфическую отрасль. Говоря «журналистика», вы можете подразумевать массу других специальностей и направлений, для которых вы пока просто не знаете названия. Стоит покопать глубже.

В журналистике высоко ценится конкретика: точное изложение фактов, точная интерпретация слов эксперта, грамотная работа с цифрами. И первый этап тренировки вашей конкретности - часто задаваемый вопрос на творческих собеседованиях:

Что именно привлекает вас в журналистике?

Кем вы хотите работать, как видите свою будущую работу?

Большинство преподавателей журфаков на собеседовании ожидают увидеть самостоятельно думающего, грамотно формулирующего свои мысли молодого человека. На собеседовании нет четырех заранее заготовленных ответов, из которых нужно выбрать правильный.

Чаще всего вопросы формируются так, чтобы «раскрыть» абитуриента, позволить ему рассказать о себе, о своих ожиданиях, пристрастиях, увлечениях, амбициях.

Предполагается, что поступающему есть что сказать. Удивление вызывают абитуриенты, которые на вопросы отвечают односложно, смотрят в пол, не берут инициативу в разговоре. Журналистика - это сфера коммуникации, где умение и желание общаться ценится очень высоко. Если на собеседовании абитуриент заявляет тему своего интереса, последующие вопросы чаще всего будут уточняющими по этой теме.

При этом преподаватели стараются задавать вопросы максимально широко:
- Что именно вам интересно в ___?
- Есть ли у вас какой-то опыт, с кем-то вы уже общались, писали уже про _____?
- Расскажите поподробнее о _____.

На такие вопросы нет «правильного ответа», который «нужно угадать, чтобы понравиться».
Больше всего преподаватели-практики не любят общие слова и размытые формулировки. Конкретика, факты, четкость высказываний показывают, что абитуриент понимает, о чем говорит.

Конкретика, конкретика и еще раз конкретика. Читайте, узнавайте, спрашивайте, интересуйтесь. И не переживайте, если не поступите.

Неконкретные формулировки

  • Мне нравится встречаться с новыми людьми
  • Мне интересно узнавать что-то новое и интересное
  • Мне хотелось бы научиться журналистике
  • Я хочу писать о культуре

Конкретные формулировки

  • Я интересуюсь балетом, регулярно хожу в Новосибирский театр оперы и балета, последняя книга, которую я прочитала по теме, была « ______», пробую писать рецензии на постановки, вот пример, но до ______ мне еще далеко.
  • Мне интересны молодые бизнесмены, стартаперы, тема развития молодежного предпринимательства, я сделал три интервью с ними, участвовал в Стартап-школе, пытаясь разобраться, что ими движет и какие перспективы есть у этого направления.
  • Я по духу - репортер, мне важно самому побывать на месте событий, своими глазами увидеть происходящее, пообщаться с очевидцами.
  • Я еще не определилась, какая сфера журналистики меня привлекает, но я уже попробовала себя в научной журналистике - написала пост в блоге о научной конференции «_______»
  • Мне интересны передачи и журналы о путешествиях, я прочитала книги «_______» и «_______» о такой журналистике. Я сама путешествовала по _____, и это был не банальный отдых по путевке. Я написала ______ по результатам этой поездки.

ЧТО МОЖНО УМЕТЬ В МЕДИА?

316 навыков, которые вы можете освоить

Индивидуальный план для тех, кто хочет стать медиапрофи

Вешаешь карту на стену. Одним цветом выделяешь то, что умеешь делать хорошо. Вторым - то, чему хочешь научиться. Делаешь шаг назад, даешь мозгу время подумать, скомбинировать увиденное. На утро понимаешь, чему тебе нужно учиться, для того, чтобы работать в медиа)) Проверено.

Карта медийных компетенций. Повесьте себе на стену, управляйте своим образованием

Странно выглядят на собеседованиях абитуриенты, которые никаких СМИ не читают, не слушают, не смотрят. Это парадокс, что человек хочет идти создавать то, чем сам не пользуется, но с распространением социальных сетей такие ответы на вступительных собеседованиях встречаются всё чаще.

Социальные сети не являются СМИ, они - всего лишь платформа, на которой разные авторы и редакции могут публиковать свои материалы. Поглубже разобраться в этой теме бывает полезно, чтобы выделиться на фоне остальных поступающих, рассуждающих о новых медиа и глобализации на уровне обывательского здравого смысла.

Журналистика - это рассказ о том, что происходит в той или иной сфере деятельности человеческого общества. Журналист не просто «умеет брать интервью, писать, снимать, монтировать». Он понимает, о чем идет речь, может выделить причины и следствия событий, умеет определять достоверность источников информации, выбирать экспертов для интервью, задавать им осмысленные вопросы.

Миф о том, что если у ученика хорошо получаются сочинения, а в его текстах мало ошибок, ему надо поступать на журналистику, широко распространен среди учителей русского языка и литературы. Считается, что грамотно написанный текст обеспечивает успех на профессиональном журналистском поприще.

Увы. Несмотря на то что журналисты действительно много пишут, знания орфографии и пунктуации - не самые важные в этой работе. Грамотность - хороший плюс, экономящий время и нервы редакторов и корректоров, но он далеко не ключевой.

Журналист читает массу документов, встречается и разговаривает с людьми, которые часто противоречат друг другу, разбирается в цифрах и терминах, пробует из всего этого месива выстроить логичную историю и доступно ее рассказать.

Если в тексте присутствуют орфографические ошибки - их поправит корректор или редактор. Если будут ошибки в фактах и логике - материал выбросят в корзину.

2. Какая журналистика вас привлекает?

На втором этапе важно определиться, какая тематическая сфера вам интересна. Не ТВ/газета/интернет/радио. А тематическая область.

Преподаватели на собеседованиях открыты и готовы услышать любую, даже экзотическую тему, которая увлекает абитуриента. Главное - продемонстрировать, что этот интерес не поверхностный, что абитуриент реально погружен в эту тематику, следит за событиями,персонами, экспертами, читает специализированные сайты, журналы, книги.

Имитировать этот интерес невозможно. Увлеченный человек виден издалека, он может рассказывать массу интересного, уточнять детали, делиться своими эмоциями, приводить примеры, дискутировать с собеседником. Из человека, которому мало что в жизни интересно, ответы приходится вытягивать клещами.

Почему увлечённость - это важно? Журналистика предполагает, что вам интересен мир вокруг или какая-то часть, грань этого мира. Она должна быть интересна настолько, что вы готовы погружаться в неё, узнавать новых людей, задавать им вопросы, перелопачивать документы, сравнивать, сомневаться, уточнять, думать, читать и рассказывать другим людям то, что вы узнали, в интересной форме.

Подумайте, какая часть мира вас привлекает:

  • Социальная сфера (образование, здравоохранение, городское планирование и развитие, качество жизни, ЖКХ, пенсионная система, благотворительность и так далее),
  • Региональная политика и управление (деятельность депутатов, отделений политических партий, деятельность мэров и муниципалитетов, формирование регионального бюджета),
  • Национальная и международная политика и экономика (долгосрочные стратегии, национальные программы, дипломатия, транснациональные корпорации, международные организации и альянсы, биржи, индексы и офшоры),
  • Наука и технологии (изобретения, открытия, внедрение научных разработок в ежедневную жизнь, нано- и биотехнологии, инновации, энергетика, экология, адронный коллайдер),
  • Спорт (любительский и профессиональный, на локальном и международном уровне, спартакиады, олимпиады и Кубок Дэвиса),
  • Музыка, кино, театр, литература (стили и направления, классики и новые авторы, фестивали, премии, массовая и элитарная культура, показы и критика),
  • Бизнес и занятость (рынки, налоги, рабочие места и безработица, кредиты на развитие, стартапы и инвесторы),
  • Происшествия и криминал (бедствия и катастрофы, конфликты и беспорядки, расследования и суды),
  • Информационные сети, новые медиа, коммуникации (глобальные системы связи, массовые открытые онлайн-курсы, трансмедиа, многопользовательские сетевые игры, социальные сети),
  • Космос (спутники, космические станции, космический туризм),
  • Что-то ещё?

Что за творческий конкурс?

Чтобы поступить на факультет дизайна, помимо ЕГЭ вам нужно сдать творческий конкурс. Он включает в себя собеседование и просмотр вашего творческого проекта. В зависимости от выбранного профиля творческий конкурс может отличаться тем, какой творческий проект вы представляете.
Минимальный бал - 60. Если вы набрали ниже, вы не сможете участвовать в конкурсе.

Что за собеседование?

Собеседование - это диалог абитуриента и приемной комиссии. Вас могут спросить об авторах, тенденциях, направлениях определенной эпохи, например, Античности или Раннего или высокого Средневековье. Абитуриентам попадаются вопросы про тенденции XIV–XX веков. Также вас попросят охарактеризовать одну из эпох. Будьте готовы, что вам могут задать дополнительные вопросы.

Так, а что за творческий проект?

Творческий проект - это серия ваших работ (6–12), раскрывающая ваш потенциал. Работы должны соответствовать профилю обучения. Тему вы можете выбрать самостоятельно.

Существуют особые критерии оценивания:

  • стилистическое единство;
  • концептуальная завершенность серии;
  • оригинальность авторского замысла;
  • гармоничное цветовое и композиционное решение;
  • внятная подача проекта.

Какие существуют примеры творческих проектов?

Если вы выбираете профиль «Коммуникационный дизайн», это могут быть серии плакатов или обложек, если «Анимацию» - серии персонажей или кадров к мультфильму.

Как можно подготовиться к творческому конкурсу?

1) Если вы решили поступать на дизайн, наверняка у вас уже есть какие-то работы или наброски. Используйте их. Дорабатывайте и практикуйтесь.
2) Следите за новостями мира дизайна и обязательно постарайтесь разобраться в искусстве.
3) Если вы ученик 10–11 класса, запишитесь на подготовительные курсы. Вы получите необходимые знания и советы по подготовке собственного проекта.
4) Ну а если вы живете где-нибудь в Новосибирске и возможности приехать на занятия в Вышку нет, то занимайтесь в интернет-школе .

В нашей дневной рубрике The Ответ мы разбираем важные вопросы, с которыми сталкиваемся едва ли не каждый день. По делу, коротко и простым языком. Ваш маленький тьюториал по выживанию Я не хочу жить в общаге, что делать? Совсем не обязательно дожидаться окончания бакалавриата или магистратуры, чтобы

В нашей дневной рубрике The Ответ мы разбираем важные вопросы, с которыми сталкиваемся едва ли не каждый день. По делу, коротко и простым языком. Ваш маленький тьюториал по выживанию Что такое The Вышка? Это мы! Одно из крупнейших студенческих СМИ в России. Мы расскажем, о ком

Лично я не поступал на журфак, но мне с легкостью удалось найти людей, которые и помогли подготовить материал для этой статьи, за что им большое спасибо. По словам ребят, прохождение творческого экзамена не было сложной процедурой, но все же требовало подготовки.

Первое, что вам необходимо сделать - ознакомиться с программой творческого конкурса на официальном сайте желаемого ВУЗа, такая информация может содержаться в разделах «Абітурієнту», «Вступ» и других подобных. Например, вот программы творческих экзаменов в КНУКиИ и ДНУ им. Гончара . Второе, тщательно готовьтесь к написанию собственного высказывания, с которым вы столкнетесь во время написания теста ЗНО по укр. языку и литературе. Да-да, вы не ослышались, по словам студентки журфака Русланы Пророковой, успешное написание собственного высказывания - частично гарантирует вам сдачу творческого экзамена. Это связано с тем, что требования к работам хоть и не одинаковы, но очень похожи, поскольку ЗНО также требует знания орфографии, стилистики, анализа и построения предложений, умения делать выводы и приводить аргументы.

Ниже представлено повествование от первого лица студентки 2-го курса факультета журналистики КНУКиИ Русланы Пророковой о том, как ей пришлось сдавать творческий конкурс в 2015-м году:

Процесс сдачи был очень прозрачным: нас завели в аудиторию, рассаживались мы сами по свободным местам. После вступительного слова нам раздали титульные листы и разлинованные. После того, как все подписали титулки, прошлись девушки — студентки, сотрудницы университета и члены Студпарламента — зашифровали титул и листочек буквами с цифрами. Затем титулки вынесли. И только тогда открыли экран, где была написана тема материала: «Я — журналіст 21 століття. Актуальні питання журналістики». Объем — 4 страницы А4 (рекомендуемый), времени давался час. Конечно, этого оказалось маловато, так что сразу пришлось писать в чистовик. Преподаватели, которые наблюдали за нами, объяснили критерии, по которым будет проходить оценивание. Никакой техникой и литературой пользоваться нельзя было. В результате я получила 193.5 балла, чем осталась довольна. После 3 семестров обучения в своей группе могу отметить, что результаты творческого были вполне справедливы и подтвердились в процессе обучения.
Что касается моей подготовки, то её особо и не было, т.к. планировала я вообще поступление на специальность «диктор и ведущий программ ТВ». Все, что мне помогло — это знание грамматики, широкий словарный запас, четкая структура материала, яркие примеры как из истории, так и из литературы, — то, что я учила для сдачи ВНО. Отдельно именно для сдачи творческого я лишь ежедневно читала статьи в газетах, изучала их строение, порядок слов, расстановку акцентов, а также просматривала сочинения на популярные темы типа «Професія журналіста», «Україна — моя Батьківщина», «Важливість української мови», «Як знайти себе», «Значення моралі», «Принципи добра» и т.п., подыскивала цитаты для них. Так что ничего сложного для меня не было. Все решало желание и умение.

А вот как сдают творческий конкурс по журналистике в Киевском университете им. Бориса Гринченка и Киевском национальном университете им. Тараса Шевченка со слов бывшего абитуриента, нынешнего студента журфака Владислава Дунаенко:

В КНУ им. Шевченка творческий конкурс состоял из трёх этапов:
1-й этап — тестирование по истории и географии;
2-й этап — приглашали какого-то известного человека, с которым абитуриентам предстояло провести пресс-конференцию, то бишь слушали, что он рассказывает, задавали вопросы, а потом нужно было написать статью, используя всё то, что услышали на конференции;
3-й этап — собеседование, просто разговор на разные темы: политика, экономика, журналистика, медиа и т.д.

В КУ им. Гринченка у нас было всего два этапа:

1-й этап — вы смотрите видео-новость, небольшой новостной сюжет, и после этого нужно написать эссе, но не просто рассказать, про что было сказано в видео, а сделать это как отдельный журналистский материал;
2-й этап — подобие экзамена, вытягиваешь билет, там попадается афоризм, готовишься минут 10-15 и потом минут 3-5 нужно свободно говорить на тему данного афоризма, такой себе монолог.

Материалы для подготовки к творческому конкурсу на журналистику

Для подготовки вам могут быть полезны справочники/учебники из Библиотеки , а также некоторые пособия, которые мне прислал преподаватель кафедры журналистики НУ «Острожская академия» Виталий Голубев, а именно:

Выражаю огромную благодарность Руслане Пророковой, Алене Власюк, Владиславу Дунаенко и Виталию Голубеву за предоставленную информацию, что послужила материалом для статьи.

© 2024 steadicams.ru - Кирпич. Дизайн и декор. Фасад. Облицовка. Фасадные панели