Валютный контроль при экспорте. Валютный контроль при экспорте товаров

Валютный контроль при экспорте. Валютный контроль при экспорте товаров

10.12.2023

В настоящее время широко распространены внешнеэкономические сделки между субъектами предпринимательской деятельности.
Экспорт - вывоз, товара, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, с таможенной территории Российской Федерации за границу без обязательства об обратном ввозе. Факт экспорта фиксируется в момент пересечения товаром таможенной границы Российской Федерации, предоставления услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности. К экспорту товаров приравниваются отдельные коммерческие операции без вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации за границу, в частности при закупке иностранным лицом товара у российского лица и передаче его другому российскому лицу для переработки и последующего вывоза переработанного товара за границу.
Существуют два основных режима проведения денежных расчетов в иностранной валюте при исполнении внешнеторговых сделок. Текущие и специально названные валютные операции, связанные с движением капитала, осуществляются резидентами без ограничений. Остальные валютные операции, связанные с движением капитала, проводятся в порядке, установленном Банком России. Переводы в Российскую Федерацию и из Российской Федерации иностранной валюты для осуществления расчетов без отсрочки платежа по экспорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности), а также для проведения расчетов, связанных с кредитованием экспортно-импортных операций на срок не более 90 дней, являются текущими валютными операциями и выполняются без каких-либо ограничений. Таким образом, российские резиденты могут заниматься экспортом услуг свободно, без получения каких-либо разрешений и создания препятствий со стороны государственных органов. Единственным условием является получение оплаты за услуги в срок, не превышающий 90 дней с момента их оказания, - хотя на практике это не всегда выполняется.
После экспорта товара экспортер обязан зачислить выручку на свой рублевый или валютные счета в банке, подписавшем паспорт сделки по соответствующему контракту, если иное не разрешено Банком России.
Паспорт сделки - документ валютного контроля, содержащий необходимые для осуществления валютного контроля сведения из контракта (договора, соглашения) между резидентом и нерезидентом, предусматривающего экспорт товаров с территории Российской Федерации и их оплату в иностранной валюте или валюте Российской Федерации. Он оформляется в уполномоченном банке либо его филиале резидентом, от имени которого заключен контракт. По каждому заключенному экспортером контракту оформляется один паспорт сделки, подписываемый одним банком, где открыт счет экспортера, на который должна поступить от нерезидента выручка за экспортируемые по данному контракту товары. Паспорт сделки оформляется в двух экземплярах.
Экспортер одновременно с заполненным и подписанным паспортом сделки представляет в банк оригинал и копию контракта, на основании которого он был составлен. В случае, если условиями контракта предусматривается предоставление иностранной стороне отсрочки платежа на срок, превышающий 90 календарных дней, экспортер представляет в банк копию соответствующего разрешения, полученного в установленном порядке.
Первый экземпляр паспорта сделки возвращается экспортеру вместе с оригиналом контракта.
Второй экземпляр служит основанием для формирования банком досье, в которое он помещается наряду с другими документами, поступающими в Банк в связи с операциями, проводимыми в рамках контракта.
Досье - формируемая по каждому паспорту сделки подборка документов для контроля за поступлением выручки за экспортируемые товары, т. е. денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации, переведенных или подлежащих переводу в пользу экспортера нерезидентом в качестве оплаты за экспортируемые по контракту товары. Формирование досье производится уполномоченным банком либо его филиалом, в котором открыт счет экспортера, на который должна поступить выручка. С момента подписания паспорта сделки банк принимает данный контракт на расчетное обслуживание и выполняет функции агента валютного контроля за поступлением выручки.
Экспортер вправе без дополнительного разрешения уплачивать на основании контракта в пользу нерезидента неустойку (штраф, пени) при неисполнении условий контракта о качестве, количестве и сроках поставки товаров, а также осуществлять переводы в случаях, если товары в момент, когда риски несла российская сторона, оказались уничтоженными, безвозвратно утерянными вследствие аварии или действия непреодолимой силы, недостачи, происшедшей в силу естественного износа или убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения, либо товары выбыли из ведения российской стороны вследствие неправомерных действий органов или должностных лиц иностранного государства. При этом платежи должны осуществляться со счета экспортера в банке. При неполучении (несвоевременном получении) резидентом выручки по контракту решение о привлечении экспортера к ответственности либо об освобождении его от ответственности принимается таможенными органами в установленном порядке.
Отказ банка от подписания паспорта сделки возможен в следующих случаях:
несоответствие данных, содержащихся в контракте, сведениям, указанным в паспорте сделки;
несоответствие предусмотренных контрактом валютных операций требованиям законодательных и иных нормативных актов Российской Федерации;
оформление паспорта сделки с нарушением установленных требований;
отсутствие в контракте условий, предусматривающих поступление выручки на счет экспортера в банке;
представление в банк контракта, составленного на иностранном языке, при отсутствии его перевода на русский язык;
непредставление экспортером в банк копии разрешения, полученного в установленном порядке. При отказе банк возвращает экспортеру представленные документы.
Экспортер обязан одновременно с представлением грузовой таможенной декларации представить в таможенный орган, осуществляющий таможенное оформление экспортируемых товаров, ксерокопию с хранящегося у него оригинала паспорта сделки.
Таможенные органы проверяют соответствие сведений, содержащихся в представленной экспортером ксерокопии паспорта сделки, сведениям, заявленным в грузовой таможенной декларации, условиям контракта и информации из других имеющихся в их распоряжении документов, а также соответствие оттиска печати банка на ксерокопии паспорта сделки образцу оттиска печати, содержащегося в карточке образцов оттисков печатей банка, используемых для целей валютного контроля. Экспортер в течение 15 календарных дней с даты принятия решения о выпуске товаров представляет в банк оформленную ксерокопию грузовой таможенной декларации, которая используется банком для формирования ведомости и помещается в досье.
При поступлении денежных средств (иностранной валюты или валюты Российской Федерации) на счет экспортера от нерезидента банк не Позднее следующего рабочего дня информирует об этом экспортера в порядке, устанавливаемом банком. При поступлении в банк денежных средств по контракту экспортер в срок не позднее 7 календарных дней, следующих за датой зачисления денежных средств на его рублевый или транзитный валютный счет, обязан в порядке, установленном банком, представить в последний информацию о реквизитах паспорта сделки (номер и дата), по которому поступили денежные средства, о виде полученного платежа, о распределении суммы полученной выручки. Сведения о поступлении (переводе) денежных средств по контракту должны быть отражены банком в ведомости в первый рабочий день, следующий за днем получения от экспортера информации. Банк обязан обеспечить регистрацию и учет всех входящих и исходящих документов в соответствии с внутренними правилами делопроизводства. Все вышеперечисленные действия не распространяются на:
сделки по экспорту товаров из Российской Федерации, по которым не предусмотрено проведения расчетов за эти товары в иностранных валютах или в валюте Российской Федерации (бартерные сделки, безвозмездные поставки, в том числе гуманитарная помощь, и др.);
сделки, не предусматривающие перехода права собственности на вывозимые с таможенной территории Российской Федерации товары (в том числе по договорам аренды, лизинга (за исключением случаев приобретения нерезидентом предмета аренды, лизинга по остаточной стоимости) и т. п.);
экспорт работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности.
При наличии у собственника товара договора комиссии (агентского договора) с внешнеторговым посредником (комиссионером; агентом, действующим от своего имени) - резидентом Российской Федерации, предусматривающего экспорт товара за счет его собственника (комитента, принципала), но oт имени комиссионера (агента), паспорт сделки подписывается комиссионером (агентом), который в этом случае является экспортером и отвечает за своевременное поступление выручки в полном объеме на свой счет в уполномоченном банке. Для таможенного оформления товаров используются копии паспорта сделки, заверенные комиссионером (агентом) в установленном порядке.
Под внешнеторговыми бартерными сделками понимаются совершаемые при осуществлении внешнеторговой деятельности сделки, предусматривающие обмен эквивалентными по стоимости товарами, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности. К бартерным сделкам не относятся сделки, предусматривающие использование при их осуществлении денежных или иных платежных средств.
Бартерные сделки совершаются в простой письменной форме путем заключения двустороннего договора мены, который должен соответствовать следующим требованиям: договор должен иметь дату и номер; оформляется он в виде одного документа; в договоре должны быть определены номенклатура, количество, качество, цена товара по каждой товарной позиции, сроки и условия экспорта, импорта товаров; перечень работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, их стоимость, сроки выполнения работ, момент предоставления услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности; перечень документов, представляемых российскому лицу для подтверждения факта выполнения работ, предоставления услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности; порядок удовлетворения претензий в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения сторонами условий договора. Российские лица, заключившие или от имени которых заключены бартерные сделки, обязаны в сроки, установленные законодательством Российской Федерации для исполнения текущих валютных операций, исчисляемые с даты выпуска экспортируемых товаров таможенными органами Российской Федерации либо с момента выполнения работ, предоставления услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности, обеспечить ввоз на таможенную территорию Российской Федерации эквивалентных по стоимости товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности с подтверждением факта ввоза соответствующими документами.
Превышение указанных сроков и выполнение иностранным лицом встречного обязательства способом, не предусматривающим ввоза на таможенную территорию Российской Федерации товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, допускаются лишь при условии получения разрешения, выдаваемого Министерством внешних экономических связей Российской Федерации.
Экспорт товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности может быть осуществлен только после оформления паспорта бартерной сделки. В случае изменения условий договора, устанавливающих обмен товарами, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, на условия, предусматривающие осуществление расчетов в денежных или иных платежных средствах, российские лица обязаны обеспечить возврат этих средств в сумме, эквивалентной стоимости экспортированных товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, на свои счета в уполномоченных банках с соблюдением требований валютного регулирования и валютного контроля.
Понятие «услуга» подразумевает предпринимательскую деятельность, направленную на удовлетворение потребностей других лиц, за исключением деятельности, осуществляемой на основе трудовых правоотношений. Применительно к услуге как к деятельности, результат которой не имеет материального воплощения, вывоз за пределы таможенной территории Российской Федерации возможен в том случае, если услуга оказана на территории Российской Федерации, но ее полезные свойства (экономические результаты) использованы за пределами этой территории. Это уже будет экспорт услуги. В случае оказания и использования услуги на территории Российской Федерации отсутствует признак вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации, а следовательно, экспорт услуги. При международном коммерческом сотрудничестве услуга продается и покупается наравне с обычным товаром.
Экспорт услуг представляет собой их вывоз с таможенной территории Российской Федерации без обязательства об обратном ввозе. Факт экспорта фиксируется в момент предоставления услуг, а вот при экспорте товаров он определяется моментом пересечения товаром таможенной границы.
Вывоз услуги с таможенной территории Российской Федерации констатируется в силу самого факта передачи резидентом услуги нерезиденту и не требует дополнительного подтверждения этого обстоятельства документами, исходящими от компетентных государственных органов. Если российским участником внешнеторговой деятельности резидентом предоставлены услуги в пользу иностранного участника внешнеторговой деятельности нерезидента, а следовательно, удовлетворены потребности последнего, то имеет место экспорт. Услуга переходит от лица, находящегося под юрисдикцией России, к иному лицу, чья гражданская правоспособность определяется по праву иностранного государства. Правило об отсутствии у нерезидента обязательства об обратном ввозе услуги при этом соблюдается. Предоставленную услугу вернуть уже нельзя.
Исполнение обязательств по оказанию услуг является необратимым. Удовлетворение потребностей нерезидента происходит тогда, когда услуга им получена и может быть использована к собственной выгоде. Причем важно не то, где применяются результаты услуг, а то, чьи потребности в услугах были удовлетворены. Для некоторых видов услуг вообще невозможно определить, где, кем и когда будут использованы их результаты. Поскольку законодатель связывает факт экспорта только с моментом предоставления услуги и фактом ее оказания резидентом нерезиденту, то не имеет правового значения, где на самом деле были оказаны услуги, на территории какой страны использованы их полезные свойства или составлен акт о выполнении обязательств. Указанные обстоятельства не являются квалифицирующими признаками экспорта услуги и не должны приниматься во внимание судами при рассмотрении конкретных дел.

Еще по теме Вопрос 16. Экспорт. Валютный контроль по экспорту:

  1. Тема 17. Финансово-правовые основы валютного регулирования в РФ
  2. Содержание процесса регулирования национального валютного рынка
  3. 6.3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФИНАНСОВ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ В ОБЛАСТИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  4. Современное состояние регулирования валютных отношений в Республике Казахстан
  5. Валютная политика, валютное законодательство и валютный контроль

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право -

Е.О. Калинченко, экономист-бухгалтер

ВЭД: документы валютного контроля для банка

Какие документы и в какие сроки должны подавать в банк резиденты, заключившие контракт с нерезидентом

Банковский валютный контроль - неотъемлемая часть внешнеэкономической деятельности. Если вы заключили, например, внешнеторговый контракт с иностранной организацией, подписали с нерезидентом договор на оказание услуг, аренды (лизинга), то вам не избежать общения с банком в рамках валютного контроля. Но вот насколько оно будет тесным, зависит от целого ряда факторов. Эта статья поможет вам разобраться, какие документы и в какие сроки нужно будет подать в банк в отношении контракта с нерезидентом.

Нерезиденты для целей валютного контроля - это, в частност ип. 7 ч. 1 ст. 1 Закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ (далее - Закон № 173-ФЗ) :

  • организации, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и находящиеся за пределами нашей страны;
  • филиалы (постоянные представительства) этих организаций, находящиеся на территории России;
  • физические лица, не являющиеся гражданами нашей страны (за исключением постоянно проживающих у нас иностранных граждан (лиц без гражданства), имеющих вид на жительство);
  • граждане России, которые в иностранном государстве не менее 1 года:
  • постоянно проживают;
  • временно пребывают на основании как минимум годовой рабочей или учебной визы (их совокупности с общим сроком действия не менее 1 года).

Паспорт сделки

Как только вы заключили контракт с нерезидентом, первое, что вам нужно сделать в рамках банковского валютного контроля, - определить, надо оформлять паспорт сделки или нет.

Если сумма вашего контракта с нерезидентом равна в эквиваленте 50 тыс. долл. США по курсу, установленному ЦБ РФ на дату заключения контракта, или превышает эту величину, вам необходимо оформить паспорт сделки в уполномоченном банке, через который будут проходить расчеты по контракт упп. 5.2 , 6.1 Инструкции ЦБ от 04.06.2012 № 138-И (далее - Инструкция № 138-И) . А в ситуации, когда все расчеты пойдут через счета в зарубежных банках, оформлять паспорт сделки вам придется в территориальном отделении Центробанка по вашему юридическому адрес уп. 11.1 Инструкции № 138-И . Забегая вперед, скажем, что в последующем туда же необходимо будет подавать и справки валютного контрол яп. 11.5 Инструкции № 138-И . Если же расчеты лишь частично пойдут через зарубежные счета, то паспорт сделки нужно открывать в уполномоченном банке и отчитываться перед ним жепп. 11.2 , 11.10 Инструкции № 138-И .

Подробнее об оформлении, переоформлении и закрытии паспортов сделок написано:

Случается, что на дату заключения контракта паспорт сделки не требуется, поскольку сумма обязательств меньше 50 тыс. долл. США в эквиваленте. Однако в дальнейшем обязательства увеличиваются (их общая сумма становится равна 50 тыс. долл. в эквиваленте или больше). И вам уже нужно оформить паспорт сделки. Сделать это необходимо не позднее даты, когда сумма обязательств по контракту превысит указанную выше сумм уп. 6.5.3 Инструкции № 138-И . Поэтому если вы предполагаете такое развитие событий, то можете подать в банк документы, необходимые для оформления паспорта сделки, заране еп. 1 Информационного письма ЦБ от 07.05.2014 № 44 .

Предельный срок, в который должен быть оформлен паспорт сделки, зависит от того, какая операция будет первой по контракту. В общих случаях оформить паспорт сделки нужно в сроки, указанные в таблице.

Первая операция по контракту с нерезидентом Крайний срок подачи документов для оформления паспорта сделки
Зачисление на счет иностранной валюты (рубле й)п. 6.5.1 Инструкции № 138-И Не позднее 15 рабочих дней со дня поступления денег на счетпп. 2.3 , 3.8 Инструкции № 138-И
Списание со счета иностранной валюты (рубле й)п. 6.5.2 Инструкции № 138-И Одновременно с распоряжением на перевод валюты или расчетным документо мпп. 2.3 , 3.8 Инструкции № 138-И
Ввоз в Россию (вывоз из России) декларируемых товаро вп. 6.5.4 Инструкции № 138-И Не позднее даты подачи декларации на товары (документов, используемых в качестве декларации)
Ввоз в Россию (вывоз из России) недекларируемых товаро впп. 6.5.5 , 9.1.2 Инструкции № 138-И Не позднее 15 рабочих дней после месяца оформления товаросопроводительных и коммерческих документо впп. 9.1.2 , 9.2.2 , 9.3 Инструкции № 138-И
Выполнение работ, оказание услуг, передача информации и результатов интеллектуальной деятельност ип. 6.5.6 Инструкции № 138-И пп. 9.1.3 , 9.2.2 , 9.3 Инструкции № 138-И

Для оформления паспорта сделки вам необходимо представить в банк договор или выписку из негоп. 6.6.2 Инструкции № 138-И . Но далеко не всегда заключение договора предполагает составление одного документа, подписанного сторонами. Вы могли заключить внешнеэкономический контракт, обменявшись, скажем, телефаксами или электронными документами (позволяющими достоверно установить, что документ исходит от контрагент а)п. 1 ст. 160 , ст. 434 ГК РФ . Также договор будет считаться заключенным (в письменной форме), если, получив от контрагента письменное предложение, вы соглашаетесь и, скажем, отгружаете товар или переводите деньг ип. 3 ст. 438 ГК РФ . Как разъяснил Центробанк, в таком случае вам нужно представить в уполномоченный банк те документы, которыми вы обменивались со своим зарубежным партнеро мМетодические рекомендации ЦБ от 15.06.2015 № 14-МР . Например, полученное по факсу от иностранного контрагента письмо с просьбой о поставке и оригинал вашего ответного счета, направленного партнеру по факсу. Либо при акцепте действием - накладную на отгрузку товара. Главное - чтобы документы, которыми вы обменялись с контрагентом, содержали все существенные условия договора, необходимые для валютного контроля. В частности, предмет договора (наименование поставляемых товаров, описание оказываемых услуг и т. п.), цену контракта, сроки исполнения сторонами своих обязательств.

На рассмотрение поданных документов и принятие решения у банка есть 3 рабочих дня. Если банк обнаружит какие-то ошибки в заполненной вами форме паспорта сделки, несоответствия с данными представленных документов или же отсутствие каких-то необходимых бумаг, он вернет вам поданные документы для устранения недочето впп. 6.9 , 6.10 Инструкции № 138-И . Вместе с тем документы для оформления паспорта сделки считаются поданными с соблюдением срока, только если банк в этот установленный срок принял их и оформил паспорт сделки - подписал заполненную вами форму, присвоил номер и проставил дату оформлени яп. 6.7 Инструкции № 138-И .

Обращаться в банк за оформлением паспорта сделки нужно заблаговременно. В идеале - сразу после заключения контракта.

Одним лишь оформлением паспорта сделки «валютно-контрольное» общение с банком не ограничивается. За дальнейшие операции по контракту вы должны будете отчитываться перед банком.

Отчетность по валютным операциям для банка

Перед банком нужно отчитываться не только за операции, связанные с расчетами по контракту с нерезидентом. Необходимость представить документы в банк может возникнуть, скажем, при ввозе/вывозе товаров, при оказании (выполнении работ). Для вашего удобства всю информацию о том, в каких случаях, какие документы и в какие сроки нужно подавать в банк, мы привели в таблице.

Операция В каком случае нужно отчитываться перед банком Представляемые в банк документы Срок представления документов
Операции, связанные с денежными расчетами по контракту
Поступление на транзитный счет иностранной валют ып. 2.1 Инструкции № 138-И Всегда.
п. 2.4 Инструкции № 138-И
приложение 1 к Инструкции № 138-И .
2. Документы, связанные с проведением валютной операции, например договор, накладные, актыч. 4 ст. 23 Закона № 173-ФЗ .
В справке о валютных операциях, которую вы подаете в связи с поступлением иностранной валюты, вы также можете указать информацию и о списании полученных денег с транзитного валютного счет ап. 2.1 Инструкции № 138-И
Не позднее 15 рабочих дней со дня поступления валюты на транзитный счетп. 2.3 Инструкции № 138-И .
О поступлении на счет валюты банк должен уведомить вас не позднее следующего рабочего дняп. 3.1 Инструкции ЦБ от 30.03.2004 № 111-И
Списание иностранной валюты со счет ап. 2.1 Инструкции № 138-И Всегда.
За рядом исключений, например:
  • <или> в договоре с банком указано, что справку о валютных операциях банк может заполнять самостоятельн оп. 2.4 Инструкции № 138-И ;
  • <или> валюта списана с помощью банковской карты по кон­тракту, на который не оформлен паспорт сделк ип. 2.5 Инструкции № 138-И
  • <если> валюта списана без помощи банковской карты - одновременно с распоряжением на перевод валют ып. 2.3 Инструкции № 138-И ;
  • <если> валюта списана с помощью банковской карты по контракту, на который оформлен паспорт сделки, - не позднее 15 рабочих дней после месяца списани яп. 2.5 Инструкции № 138-И
Поступление на счет рублей от нерезидент ап. 3.6 Инструкции № 138-И п. 3.6 Инструкции № 138-И .
Исключение - в договоре с банком указано, что справку о валютных операциях банк может заполнять самостоятельн оп. 3.9 Инструкции № 138-И
Не позднее 15 рабочих дней со дня поступления рублей на счетп. 3.8 Инструкции № 138-И
Списание рублей в пользу нерезидент ап. 3.6 Инструкции № 138-И
  • <если> рубли списаны без помощи банковской карты - одновременно с расчетным документом по валютной операци ип. 3.8 Инструкции № 138-И ;
  • <если> рубли списаны с помощью банковской карты - не позднее 15 рабочих дней после месяца списани яп. 3.10 Инструкции № 138-И
Расчеты с иностранным контрагентом через счета в банке-нерезидент епп. 11.5 , 11.10 Инструкции № 138-И Если по контракту оформлен паспорт сделк ип. 2.6 Инструкции № 138-И 1. Справка о валютных операция хпп. 11.5 , 11.10 Инструкции № 138-И .
2. Копии банковских выписок - только если расчеты по контракту лишь частично проходят через счета в банке-нерезидент епп. 11.2 , 11.10 Инструкции № 138-И
Не позднее 30 рабочих дней после месяца списания денег со счета в банке-нерезиденте (зачисления денег на счет)пп. 11.5 , 11.10 Инструкции № 138-И
Операции по вывозу товаров из России
Вывоз товаров из России с подачей таможенной деклараци ип. 9.8 Инструкции № 138-И Если:
  • товары вывезены с условием отсрочки платеж ап. 9.8 Инструкции № 138-И
п. 9.8 Инструкции № 138-И п. 9.8 Инструкции № 138-И
Вывоз из России товаров, задекларированных документами, отличными от таможенной деклараци ип. 9.1.1 Инструкции № 138-И пп. 9.1 , 9.2 Инструкции № 138-И .
п. 9.1.1 Инструкции № 138-И ; п. 4 ст. 180 ТК ТС
п. 9.2.1 Инструкции № 138-И
Вывоз товаров из России в страны ЕАЭСп. 9.1.2 Инструкции № 138-И Если по контракту оформлен паспорт сделки 1. Справка о подтверждающих документа хпп. 9.1 , 9.2 Инструкции № 138-И .

п. 9.2.2 Инструкции № 138-И .
вопрос 6 Информационного письма ЦБ от 21.01.2014 № 43
Операции по ввозу товаров в Россию
Ввоз товаров в Россию с подачей таможенной деклараци ип. 9.8 Инструкции № 138-И Если:
  • по контракту оформлен паспорт сделки;
  • вывезенный товар был оплачен авансо мп. 9.8 Инструкции № 138-И
Справка о подтверждающих документа хп. 9.8 Инструкции № 138-И Не позднее 15 рабочих дней после месяца декларирования товаро вп. 9.8 Инструкции № 138-И
Ввоз в Россию товаров, задекларированных документами, отличными от таможенной деклараци ип. 9.1.1 Инструкции № 138-И Если по контракту оформлен паспорт сделки 1. Справка о подтверждающих документа хпп. 9.1 , 9.2 Инструкции № 138-И .
2. Документы, использованные в качестве декларации, например транспортные документ ып. 9.1.1 Инструкции № 138-И ; п. 4 ст. 180 ТК ТС
Не позднее 15 рабочих дней после месяца проставления на документах, использованных в качестве декларации, отметки о дате выпуска (условного выпуска). Если таких отметок о выпуске несколько, срок считается от наиболее поздней датып. 9.2.1 Инструкции № 138-И
Ввоз товаров в Россию из стран ЕАЭСп. 9.1.2 Инструкции № 138-И Если по контракту оформлен паспорт сделки 1. Справка о подтверждающих документа хпп. 9.1 , 9.2 Инструкции № 138-И .
2. Транспортные (перевозочные), коммерческие документы.
3. Статистическая форма учета перемещения товаро вприложение № 1 к Правилам, утв. Постановлением Правительства от 29.01.2011 № 40 . Сведения о ней не нужно указывать в справке о подтверждающих документа хвопрос 6 Информационного письма ЦБ от 21.01.2014 № 43
Не позднее 15 рабочих дней после месяца оформления подтверждающих (товаросопроводительных и коммерческих) документо вп. 9.2.2 Инструкции № 138-И .
Исключение - статистическая форма учета перемещения товаров. Предельный срок ее подачи не установлен. Статистическую форму вы должны будете отнести в банк после того, как оформите ее и представите таможн евопрос 6 Информационного письма ЦБ от 21.01.2014 № 43 . Сделайте это до закрытия паспорта сделки
Прочие операции
Выполнение работ, оказание услуг, передача информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на нихп. 9.1.3 Инструкции № 138-И Если по контракту оформлен паспорт сделки. Исключение - договоры аренды, лизинга, оказания услуг связи или страхования в части периодических фиксированных платеже йп. 9.5 Инструкции № 138-И 1. Справка о подтверждающих документа хпп. 9.1 , 9.2 Инструкции № 138-И .
2. Подтверждающие документы, например акты приема-передачи, счета, лицензионные договор ып. 9.1.3 Инструкции № 138-И ; Перечень, утв. МВЭС России 01.07.97 № 10-83/2508, ГТК России 09.07.97 № 01-23/13044, ВЭК России 03.07.97 № 07-26/3628
Не позднее 15 рабочих дней после месяца оформления подтверждающих документо вп. 9.2.2 Инструкции № 138-И
Иное исполнение обязательств по контракту (например, возврат ранее вывезенных (ввезенных) товаро в)гл. 12 Инструкции № 138-И .

Получив справку о валютных операциях (справку о подтверждающих документах), банк проверит, правильно ли она оформлена и соответствует ли указанная в ней информация (включая код вида валютной операции и код вида подтверждающего документа) данным приложенных документов и сведениям, переданным в банк таможне йп. 18.1 Инструкции № 138-И . Справку о валютных операциях банк должен проверит ьп. 18.2 Инструкции № 138-И :

  • при списании денег с расчетного счета - не позднее рабочего дня после подачи справки;
  • при зачислении денег - не позднее 3 рабочих дней со дня представления справки.

А для проверки справки о подтверждающих документах банку отведены следующие срок ип. 18.2 Инструкции № 138-И :

  • если справка оформляется в отношении задекларированного ввезенного товара, оплаченного авансом, или вывезенного товара, на который предоставлена отсрочка оплаты, - не позднее 10 рабочих дней с даты подачи справки;
  • в остальных случаях - не позднее 3 рабочих дней со дня представления справки.

Банк не примет справку, если обнаружит какие-либо ошибки и несоответствия. Вы получите неправильную справку назад с указанием даты и причины возврат апп. 18.5, 18.6 Инструкции № 138-И .

В срок, установленный банком, вы должны будете подать новую справку о валютных операциях (о подтверждающих документах), устранив все замечани яп. 18.7 Инструкции № 138-И .

Справки о валютных операциях и о подтверждающих документах считаются поданными в срок, еслип. 18.9 Инструкции № 138-И :

  • вы своевременно направили их в банк;
  • банк проверил их и принял.

Поэтому чем раньше вы представите в банк «валютные» справки, тем лучше.

Есть разъяснения Росфиннадзора, где указано: когда в банк подаются справки о валютных операциях, справки о подтверждающих документах и сами подтверждающие документы, «в срок исполнения обязанности резидентом срок их проверки уполномоченным банком не включаетс я»Письмо Росфиннадзора от 05.10.2012 № 43-01-06-25/4133 .

Но судебная практика показывает, что вам все-таки может грозить штраф, если новую, правильную справку о валютных операциях (о подтверждающих документах) взамен своевременно представленной, но ошибочной вы подадите в банк уже по истечении срока, отведенного на представление справк и.

Возвращая вам справку, банк устанавливает срок для исправления недочетов и подачи новой справки. Но, по мнению некоторых судов, указания банка никак не влияют на предельный срок, установленный для представления справо кПостановление 1 ААС от 30.03.2015 № А43-21628/2014 .

В отношении представленных справок о валютных операциях, о подтверждающих документах нельзя руководствоваться принципом «подал - и забыл».

Ведь если сведения, приведенные в этих справках, изменятся (за исключением изменения данных о резиденте или уполномоченном банке), вам нужно будет подать корректирующую справку. Сделать это необходимо не позднее 15 рабочих дней после даты оформления документов, подтверждающих изменения. Эти документы нужно будет подать в банк вместе со справко йпп. 2.9 , 3.15 , 9.7 Инструкции № 138-И .

Вы можете договориться с банком, что на основании представленных вами документов банк сам будет оформлят ьпп. 2.4 , 3.9 , 6.3 , 9.4 Инструкции № 138-И :

  • паспорт сделки;
  • справки о валютных операциях;
  • справки о подтверждающих документах.

Услуги эти, конечно, платные. Узнайте расценки в своем банке. Возможно, вы предпочтете заплатить сумму в пределах 5000 руб. за оформление паспорта сделки (в пределах 1500 руб. - за оформление справок), чем делать это самостоятельно.

Но имейте в виду, что разбираться с правилами оформления паспортов сделок и справок вам все равно будет нужно. Ведь составление банком этих документов не снимает с вас ответственности за их правильное содержание и соблюдение сроков оформления!

Если вы не подадите в банк нужные документы вовремя, то банк никак не сможет своевременно оформить паспорт сделки или справки.

После же заполнения банком паспорта сделки (или справки) вам нужно будет проверить этот документ. И если обнаружите ошибки и неточности, надо в течение 15 рабочих дней после даты получения паспорта сделки (справки) подать в банк заявление на его переоформление (или корректирующую справк у)пп. 2.10 , 3.9 , 6.11 , 9.4 Инструкции № 138-И .

Валютное регулирование и валютный контроль при экспорте и импорте товаров осуществляются по следующим направлениям: текущие валютные операции по экспорту и импорту товаров осуществляются без ограничений, а операции, связанные с движением капитала, требуют получения разрешения (лицензии) ЦБ РФ; при экспорте товаров осуществляется контроль за репатриацией валютной выручки и производится обязательная продажа 75% валютной выручки; при импорте товаров осуществляется контроль за соответствием ввозимых товаров суммам иностранной валюты, переведенным за рубеж; При проведении экспортых операций под процедуры валютного контроля подпадают как сделки, предусматривающие расчеты в иностранной валюте, так и сделки, предусматривающие расчеты в валюте РФ. Текущие валютные операции и валютные операции, связанные с движением капитала. Поскольку валютные операции между резидентами и нерезидентами подразделяются на текущие и операции, связанные с движением капитала, отсрочка платежей по экспортно-импортным контрактам на срок более 90 дней может потребовать разрешения ЦБ РФ. Расчёты без отсрочки платежа и с отсрочкой платежа на срок не выше 90 дней. Расчёты с отсрочкой платежа на срок свыше 90 дней при условии: при импорте в РФ - что товары уже ввезены (работы приняты, услуги оказаны); при экспорте из РФ - что оплата получена, а товары ещё не вывезены (работы не сданы, услуги не оказаны); Возврат предоплаты по неисполненным экспортно-импортным контрактам. Другие виды расчетов включают операции, связанные с: отсрочкой платежей на срок более 90 дней после фактической даты вывоза товаров - при экспорте; перевод суммы предоплаты иностранным поставщиком, если период между переводом и фактическим ввозом товаров составляет более 90 дней - при импорте товаров; уступка требования экспортера/импортера третьему лицу и перевод долга импортера / иностранного поставщика на третье лицо; осуществление всех видов зачетов взаимных требований экспортера/импортера и третьих лиц. Документы, представляемые экспортером/импортером для получения разрешения ЦБ РФ. Разрешение может быть получено до даты, на которую операция перестает быть текущей или капитальной, но не требующей разрешения ЦБ. Нормативные документы ЦБ РФ не предусматривают получение лицензии, если платеж фактически не был произведен в течение более 90 дней. На практике в подобных случаях ЦБ РФ (Департамент валютного регулирования и валютного контроля) может заключить, что у него нет возражений против такой операции, что ни в коей мере не умаляет ответственности резидента, подающего заявление на получение лицензии. Контроль за репатриацией выручки при экспорте товаров.

Валютный контроль за экспортом товаров должен обеспечить полную и своевременную репатриацию выручки экспортерами. Экспортируемые товары не выпускаются таможенными органами до тех пор, пока экспортер не предъявит паспорт сделки, оформленный уполномоченным банком. С его помощью банк экспортера и таможенные органы контролируют соблюдение требований таможенного законодательства и зачисление выручки на счет экспортера. На каждый контракт оформляется самостоятельный паспорт сделки. Схемы контроля подразумевает создание цепочки - экспортер - его банк - таможня - Центральный банк. После выпуска товара банк обязан контролировать выполнение условий сделки и поступление выручки на счет экспортера. Информация о прохождении каждой отдельной сделки представляется ЦБ РФ, Министерству торговли и Министерству по налогам и сборам. Система контроля распространяется: на все сделки, предусматривающие вывоз товаров в таможенном режиме экспорта, по которым расчеты между резидентами и нерезидентами осуществляются в валюте РФ или иностранной валюте; на бартерные сделки - в этом случае паспорт сделки подписывается не банком, а уполномоченным представителем Министерства торговли. Система контроля не распространяется: на сделки по экспорту товаров, по которым не предусмотрено проведение расчетов в денежной форме; на сделки по экспорту работ и услуг; на сделки, предусматривающие вывоз товаров в таможенных режимах, отличных от режима экспорта. Обязательства экспортера. Валютная выручка от экспорта товаров должна быть полностью зачислена на счет экспортера в уполномоченном банке в течение 90 дней с даты отгрузки товаров. Если зачисление выручки не было произведено или было произведено не полностью, экспортер привлекается к ответственности в форме штрафа в полном размере валютной выручки. Если выручка не была зачислена на счет экспортера или не была зачислена в установленные сроки, этот факт должен быть удостоверен и подтвержден решением органа валютного контроля или Министерства торговли. Основные условия экспортной сделки содержатся в паспорте экспортной сделки. Паспорт подписывается экспортером и банком, на счета в котором зачисляется экспортная выручка. Для таможенного оформления вывозимых товаров экспортер представляет в таможенный орган копию паспорта, заверенную банком экспортера.

Валютный контроль банка – страшный сон для любого добропорядочного импортера, обманутого зарубежным поставщиком. Убытки, понесенные в результате оплаты неполученного товара, рискуют кратно приумножиться штрафом за незаконный вывод денежных средств за рубеж. Юристы Союза «Центрально-Сибирская торгово-промышленная палата» поясняют, что делать, чтобы не быть подвергнутым штрафу при осуществлении валютного контроля за исполнением международного контракта.

С точки зрения государственной власти, к основным проблемам, которые заставляют принимать жесткие меры валютного контроля, относятся:

  • заключение фиктивных внешнеэкономических договоров, с целью перевести денежные средства без осуществления какого-либо товародвижения;
  • невозврат в Российскую Федерацию валютной выручки, полученной по экспортным операциям;
  • создание «схем» по выводу денежных средств за рубеж, в иностранные юрисдикции.

Валютная выручка подлежит обязательной репатриации (т.е. «возвращению на родину»). Штраф за репатриацию валютной выручки, произведенную с опозданием или иным нарушением, а также за ее невозвращение предусмотрен ст. 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях. В тех случаях, когда размер невозвращенных денег больше 9 млн руб., виновное лицо может быть привлечено к уголовной ответственности по ст. 193 Уголовного кодекса РФ.

Банк – агент валютного контроля, имеющий право заявить в правоохранительные органы о правонарушении в случае, если заподозрит вас в незаконном выводе денег за границу. Чтобы избежать штрафа (размер которого составляет от ¾ до 1 полного размера отправленной контрагенту суммы) и административного преследования, необходимо предпринять ряд мер.

В случае, если ваш контрагент не поставил оплаченный товар в установленный контрактом срок и при этом не вернул денежные средства, рекомендуем незамедлительно выслать контрагенту претензию о невыполнении обязательств по договору. Данный документ будет свидетельствовать о вашей невиновности вкупе с другими мероприятиями по возвращению денег.

  1. Поставщик дает объяснения о причинах задержки поставок и предлагает вам перенести срок исполнения обязательств по договору. В этом случае следующий ваш шаг – заключение соответствующего дополнительного соглашения к контракту с изменением срока поставки товара и уведомление банка.
  2. Поставщик «пропал» и надежды на поставку оплаченного вами товара нет . В данном случае необходимо обращаться в суд (в соответствии с условиями международного контракта) с иском к поставщику и, опять же, уведомлять об этом банк.

В случае возникновения второй ситуации могут возникнуть сложности. Не всегда при заключении контракта российская сторона (импортер) проявляет должную осмотрительность и предлагает включить в контракт более приемлемые для себя условия о рассмотрении споров. Как правило, международные контракты предусматривают условия о подаче в суд по месту нахождения поставщика и применимое право – право страны поставщика.

Ввиду сказанного, мы рекомендуем предпринимателям заранее позаботиться о возможностях разрешения разногласий, – еще на этапе согласования условий контракта. Наиболее благоприятный вариант – предусмотреть в документе возможность обращения с иском в суд по месту нахождения истца и, соответственно, ведения судопроизводства на языке истца. В остальном, в период судебного разбирательства, банк не сможет предъявить вам претензий: вы показали непреднамеренность «потери» денег и не бездействуете в сложившейся ситуации. Это важно, поскольку закон «О валютном регулировании и валютном контроле» возлагает обязанность принятия мер по возвращению денег непосредственно на участников гражданского оборота, осуществляющих внешнеторговые сделки. При этом, резиденты РФ и обязаны обеспечить:

  1. Получение предусмотренных международным договором денег от контрагента-нерезидента за услуги, работы или товары, которые такой контрагент получил. Денежные средства должны быть перечислены на банковский счет резидента в банке РФ.
  2. Возвращение в Россию денег, которые ранее были перечислены резидентом своему контрагенту, являющемуся нерезидентом, за определенные соответствующим договором услуги, товары, работы, если контрагент не исполнил свои обязательства, то есть не ввез в РФ товар, не оказал на территории РФ услуги, не произвел работы, которые должен был сделать в соответствии с условиями заключенного договора.

Важно!

Новая редакция закона, вступающая в силу с 14.05.2018, устанавливает обязанность в целях исполнения требования о репатриации иностранной валюты и валюты Российской Федерации в договорах (контрактах), заключенных между резидентами и нерезидентами при осуществлении внешнеторговой деятельности, указания сроков исполнения сторонами обязательств по договорам (контрактам).

Я только планирую заключить договор с зарубежным поставщиком. На что обратить внимание?

Имеет смысл разделить оплату на «до» и «после» поставки, однако такая возможность есть не у всех. В некоторых странах товар не проходит процедуру таможенной очистки, пока не подтвержден факт 100% предоплаты. Поэтому избежать всех рисков просто не удастся. В этом случае алгоритм действий следующий:

  1. Проверить контрагента на благонадежность.
  2. Составить контракт на двух языках.
  3. Предусмотреть в контракте условия судопроизводства: в какой суд обращаться, на каком языке и т.п.
  4. Указать сроки исполнения обязательств в договоре.
  5. Предусмотреть в заключаемом договоре санкции к контрагенту за задержку в поставке товара (неустойку, штраф и т.п.).

Данные меры будут свидетельствовать о стремлении принять разумные и достаточные меры для побуждения контрагента к исполнению обязанностей.

Помощь в составлении всех вышеназванных документов можно получить в Центрально-Сибирской торгово-промышленной палате. Кроме того, в ряде случаев в ТПП можно обратиться за сертификатом, подтверждающим невозможность репатриации в связи с введением ограничительных мер иностранным государством. В этом случае организация также может быть признана невиновной в невозврате валютной выручки (см. письмо Минфина России от 12.08.2015 № 07-05-08/46382).

Нововведения в валютном законодательстве.

С 1 марта 2018 года вступила в силу новая Инструкция Банка России «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их предоставления».

Тезисно о том, что изменилось:

  • паспорта сделки отменили;
  • международные контракты ставятся на учет в банк с присвоением уникальных номеров (для контрактов с обязательствами на сумму от 3 млн рублей для импортных и от 6 млн рублей для экспортных);
  • постановка на учет осуществляется банками в течение одного дня;
  • банк не имеет права отказать в постановке контракта на учет;
  • справка о валютных операциях как форма учета упраздняется, однако сохраняется требование о предоставлении документов, являющихся основанием для проведения валютных операций;
  • резиденты, заключающие договоры с обязательствами на сумму менее 200 тысяч рублей, не обязаны предоставлять документы, связанные с проведением валютных операций – только информацию о коде вида операции в уполномоченный банк.

Федеральное агентство по образованию

Филиал ГОУ ВПО «Байкальский государственный университет экономики и права» в г. Братске

Кафедра бухгалтерского учета и налогообложения

Курсовая работа

По дисциплине «Налогообложение участников ВЭД»

Валютный контроль за экспортно-импортными операциями

Выполнил: студент группы Нз-05

Подгорнов Ю.С.

Проверил: Ст. преподаватель

Косых А. Ю.

Введение

Внастоящее время многие страны, а Россия в особенности, сталкиваются с проблемой приспособления к сложным экономическим ситуациям и устанавливают государственный контроль (в том числе валютный) над внешнеэкономической деятельностью страны.

Система государственного валютного контроля является составной частью набора мер, проводимых государством в рамках валютной политики, которая, в свою очередь, является подсистемой структуры более масштабного уровня государственного контроля.

Из всех видов валютной политики наибольшее распространение получила практика валютного контроля, применяемая практически во всех странах, но с разным уровнем жесткости. Правительства, сталкиваясь с постоянным нарушением платежного равновесия, прибегают к поддержке фиксированных валютных курсов при помощи развитой системы государственного контроля, ограничивающего возможности резидентов покупать иностранные товары и услуги или предоставлять за границу кредиты и обязательства.

Государство может предпочесть систему валютного контроля другим видам валютной политики по нескольким причинам. Такая политика гарантирует от дальнейшего увеличения затрат из государственного бюджета на поддержание курса национальной валюты (кроме затрат на организацию и обеспечение функционирования служб валютного контроля). Многие страны выравнивают платежный баланс путем использования валютного контроля. В такой ситуации валютный контроль становится гарантом того, что объем импорта, а, следовательно, и отток иностранной валюты из страны будут строго фиксированы.

Использование валютного контроля оказывается сравнительно предпочтительным и в том плане, что предоставляет правительством большую гибкость и власть при осуществлении валютной политики, тогда как использование других видов поддержки курса национальной валюты регламентируется международными валютными соглашениями.

В центре внимания данной работы будет находиться действующая в настоящее время в Российской Федерации система валютного контроля.

Актуальность исследуемой темы определяется современными экономическими условиями в РФ, обусловившими активизацию внешнеэкономической деятельности предприятий, ростом ответственности за нарушения законодательства, в частности, за несоблюдение или за ненадлежащее соблюдение норм валютного законодательства.

В данной работе будут рассмотрены основные черты современной системы валютного контроля в РФ, даны основные понятия, определены объекты и субъекты в данной сфере экономических отношении. Также будут рассмотрены основные принципы, цели валютного контроля. Особое внимание будет уделено механизму действия валютного контроля, в частности, будет рассмотрен порядок оформления паспортов сделок.


1. Основные понятия, цели и принципы валютного контроля

Валютный контроль - это деятельность уполномоченных органов государства (органов и агентов валютного контроля), направленная на определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству Российской Федерации, включающая в себя проверку выполнения хозяйствующими субъектами обязательств в иностранной валюте перед государством, проверку обоснованности платежей в иностранной валюте, проверку полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям.

Государственный валютный контроль может быть классифицирован по следующим критериям:

1. По степени жесткости:

- «жесткий» валютный контроль над всеми операциями резидентов с иностранными валютами, обычно полностью исключающий свободное обращение последних на территории страны;

- «мягкий» валютный контроль, направленный на регулирование обращения валюты внутри страны, без жестких ограничений.

2. По направлению товаро- и валютопотоков:

Контроль над экспортной деятельностью и ввозом валюты;

Контроль над импортной деятельностью и вывозом валюты.

3. По национальной принадлежности валют:

Контролю подвергается обращение валют определенных стран;

Контроль обращения валют не зависит от их национальной принадлежности.

4. Обращение валют внутри страны:

Обращение иностранной валюты внутри государства, запрещается;

Обращение иностранных валют внутри страны не запрещено.

5. По временному критерию:

Разграничение мер валютного контроля в зависимости от временной продолжительности сделок;

Независимость прав и ответственность резидентов в отношении валютного контроля от длительности сделок.

6. По валютному объему сделок:

Дифференциация требований к резидентам со стороны органов валютного контроля в зависимости от сумм контрактов по внешнеэкономической деятельности;

Независимость требований к резидентам от сумм экспортно-импортных контрактов и сделок с иностранной валютой.

7. По продуктовому критерию:

Установление валютного контроля над экспортно-импортными валютными операциями по стратегически важным товарным группам (золото, платина, ядерное топливо, новейшие технологии и т. п.);

Отсутствие градации требований валютного контроля в зависимости от товарной номенклатуры экспортно-импортных валютных сделок .

Выше выделены только основные критерии классификации видов государственного валютного контроля. Любое правительство может разработать дополнительно свои критерии и строить систему валютного контроля с помощью объединения свойств вышеназванных видов и свойств новых разработанных видов.

Основные принципы осуществления валютных операций, полномочия и функции органов валютного регулирования и валютного контроля, а также структура валютных правоотношений регулируются Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 г.

Целью валютного контроля является обеспечение устойчивости валюты РФ и стабильности внутреннего валютного рынка РФ как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества; обеспечение соблюдения норм валютного законодательства РФ всеми резидентами и нерезидентами на территории страны при операциях с валютными ценностями.

1.1 Органы, осуществляющие валютный контроль

Для рассмотрения системы валютного контроля необходимо выделить объекты и субъекты, связанные с ее функционированием.

В соответствии с Законом «О валютном регулировании» среди субъектов валютного контроля выделяют органы валютного контроля, агенты валютного контроля, резиденты и нерезиденты, деятельность которых попадает в сферу валютного регулирования на территории РФ.

Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля в соответствии с Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле», нормативными актами Банка России и других органов власти. Органами валютного контроля являются Центральный банк Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации.

ЦБ РФ является основным органом валютного контроля и валютного регулирования в РФ. ЦБ РФ управляет валютными операциями, выдает коммерческим банкам лицензии на осуществление валютных операций на российской территории и за границей, разрешение уполномоченным предприятиям на право торговли валютой, разрешение на открытие счетов за границей.

Кроме того, ЦБ РФ определяет сферу и порядок обращения в РФ иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, устанавливает правила проведения операций с иностранной валютой, издает нормативные акты, обязательные к исполнению в РФ резидентами и нерезидентами, а также уполномочен на проведение всех видов валютных операций.

Агенты валютного контроля - уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку Российской Федерации, а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные органы и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля.

Уполномоченные банки - кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющие право на основании лицензий Центрального банка РФ осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте, а также действующие на территории Российской Федерации в соответствии с лицензиями Центрального банка РФ филиалы кредитных организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, имеющие право осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте. Органы и агента валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право.

© 2024 steadicams.ru - Кирпич. Дизайн и декор. Фасад. Облицовка. Фасадные панели