Фэмп ориентировка во времени утро средняя группа. Конспект занятия по фэмп: "путешествие в сказочную страну"(средняя группа)

Фэмп ориентировка во времени утро средняя группа. Конспект занятия по фэмп: "путешествие в сказочную страну"(средняя группа)

ОРИЕНТИРОВКА ВО ВРЕМЕНИ (вторая младшая группа)

В младшей группе уточняют представление детей о таких промежутках времени, как утро, день, вечер и ночь. Части суток малыши различают по изменению содержания их деятельности, а также деятельности окружающих их взрослых в эти отрезки времени. Точный распорядок дня, строго установленное время подъема детей, утренней гимнастики, завтрака, занятия и т. д. создают реальные условия для формирования представления о частях суток. Педагог называет отрезок времени и перечисляет соответствующие ему виды деятельности детей: «Сейчас утро. Мы сделали гимнастику, умылись и теперь будем завтракать». Или: «Мы уже позавтракали, позанимались. Сейчас уже день. Скоро будем обедать». Ребенка спрашивают, например: «Сейчас утро. Что ты делаешь утром? Когда ты встаешь?» И т. п.
С детьми рассматривают картинки, фотографии, изображающие деятельность детей и взрослых в разные отрезки времени. Иллюстрации должны быть такими, чтобы на них были явно видны признаки, характерные для данного отрезка времени. Воспитатель выясняет, что делают дети (взрослые), нарисованные на картинке, когда они это делают. Предлагает вопросы: «А ты что делал утром? Днем?» Или: «А ты когда играешь? Гуляешь? Спишь?» Затем дети подбирают картинки, на которых нарисовано то, что делают дети или взрослые, например, утром, днем или вечером. И т. п.
Постепенно слова утро, день, вечер, ночь наполняются конкретным содержанием, приобретают эмоциональную окраску. Дети начинают ими пользоваться в своей речи.

Воспитатель выясняет, что делают дети, нарисованные на картинке, когда они это делают. Предлагает вопросы: «А ты что делал утром? Днем?» Или: «А ты когда играешь? Гуляешь? Спишь?» Затем дети подбирают картинки, на которых нарисовано то, что делают дети или взрослые, например, утром, днем или вечером. И т. п.











ОРИЕНТИРОВКА ВО ВРЕМЕНИ (средняя группа)
Как и в младшей группе, ориентировка во времени развивается у детей в основном в повседневной жизни. Важно, чтобы она базировалась на прочной чувственной основе.
Педагог уточняет представление детей о частях суток, связывая их названия с тем, что делают дети и близкие им взрослые утром, днем, вечером, ночью.
Ведется беседа с детьми с целью уточнения их представления о сутках. Разговор может быть построен примерно так: сначала воспитатель просит детей рассказать, что они делали до того, как пришли в детский сад, что утром делали в детском саду, что делают днем в детском саду и т. д. Он уточняет и обобщает, что дети делают в каждый из периодов суток. А в заключение говорит о том, что утро, день, вечер и ночь - это части суток.
Временные понятия «сегодня», «завтра», «вчера» носят относительный характер; детям трудно их усвоить. Поэтому необходимо как можно чаще пользоваться словами сегодня, завтра, вчера и побуждать детей к этому. Воспитатель постоянно обращается к детям с вопросами: «Когда мы рисовали? Что мы видели сегодня (вчера)? Куда пойдем завтра?»
Значение слов быстро - медленно раскрывают на конкретных примерах. Воспитатель обращает внимание детей на степень быстроты их движений в играх («Поезд идет медленно, затем все быстрее и быстрее»). Во время одевания он хвалит тех, кто быстрее одевается, порицает медлительных; на прогулках сравнивает скорость движения пешехода и велосипедиста, автомобиля и поезда, гусеницы и жука.










ОРИЕНТИРОВКА ВО ВРЕМЕНИ (старшая группа)

В начале учебного года у детей старшей группы закрепляют и углубляют представление о таких временных отрезках, как утро, день, вечер и ночь. Названия частей суток связывают не только с конкретным содержанием деятельности детей и окружающих их взрослых, но и с более объективными показателями времени - явлениями природы (утро - встает солнце, становится все светлее и светлее и т. п.). Воспитатель беседует с детьми о том, что, когда и в какой последовательности они и окружающие их взрослые делают в течение дня, о впечатлениях раннего утра, полудня, вечера. Он читает детям стихотворения и рассказы соответствующего содержания. В качестве наглядного материала используют картинки или фотографии, где изображены дети в процессе различных видов деятельности на протяжении дня: уборка постели, утренняя гимнастика, умывание, завтрак и т. д. Уточнить представление о частях суток позволяют дидактические игры, например игра «Наш день».
Изменчивость и относительность таких обозначений времени, как «вчера», «сегодня», «завтра», затрудняет усвоение их детьми. Пятилетние дети путают эти слова. Смысловое значение данных слов педагог раскрывает, задавая детям вопросы: «Где мы были с вами вчера? Когда мы ходили в парк? Какое занятие у нас сегодня? Когда у нас будет занятие по рисованию?» И т. п.
Для упражнения детей в использовании временных терминов в старшей группе широко используют словесные дидактические игры и игровые упражнения, например «Продолжай!». Это упражнение можно проводить в форме игры с мячом. Дети встают в круг. Воспитатель произносит короткую фразу и бросает мяч. Тот, кому попал мяч, называет соответствующее время. Например: воспитатель бросает мяч и говорит: «На почту мы ходили...» «...вчера»,- заканчивает фразу ребенок, поймавший мяч. «Занятие по математике у нас было...» «...сегодня». «Рисовать мы будем...» «...завтра» и т. п.
Любят дети игру «Наоборот». Воспитатель произносит слово, смысл которого связан с представлением о времени, а дети подбирают слово, обозначающее другое время дня, обычно в контрастном значении. Например, утро - вечер, завтра - вчера, быстро - медленно, рано - поздно и т. п.
На одном из занятий дети узнают о том, что сутки, которые в разговоре люди обычно называют словом день, сменяются одни другими. Семь таких дней составляют неделю. Каждый день недели имеет свое название. Последовательность дней недели всегда одна и та же: понедельник, вторник, среда... Названия дней недели связывают с конкретным содержанием деятельности детей («По средам у нас занятия по математике и физкультуре, по четвергам -...»). Теперь дети ежедневно называют утром текущий день недели, а также говорят, какой день недели был вчера, какой будет завтра. Периодически на занятиях по математике детям предлагают назвать дни недели по порядку. Сказать, какой день идет до или после названного. Педагог чередует вопросы типа: «По каким дням у нас занятия по рисованию? А музыкальные? Куда мы ходили в среду?»
Когда дети научатся считать по порядку, название дня недели связывают с его порядковым номером.
Для закрепления знания последовательности дней недели может быть использована словесная дидактическая игра «Дни недели». Наблюдение за сменой дней недели позволяет подвести детей к пониманию периодичности, сменяемости времени, раскрыть идею его движения: идут дни за днями, недели за неделями.






ОРИЕНТИРОВКА ВО ВРЕМЕНИ (подготовительная группа)

Начиная с младшей группы, у детей развивали ориентировку во времени. В подготовительной к школе группе закрепляют знания о таких периодах времени, как утро, день, вечер, ночь, неделя, дают представление о месяцах, ребята запоминают их названия. Знание эталонов времени, умение устанавливать временные отношения способствуют осознанию детьми последовательности происходящих событий, причинно-следственных связей между ними. Ориентировка во времени должна базироваться на прочной чувственной основе, т. е. переживании длительности времени в связи с осуществлением разнообразной деятельности, по-разному эмоционально окрашенной, а также наблюдениями за явлениями природы, событиями общественной жизни.
Большое значение имеет то, насколько часто дети используют в речи названия периодов времени, мер времени. Продолжают закреплять знания о частях суток и их продолжительности. В начале учебного года необходимо уточнить, что, когда и в какой последовательности дети и окружающие их взрослые делают в течение дня. Педагог предлагает поиграть в игру «Наш день».
Полезно при ознакомлении детей с трудом людей разных профессий показать, в какое время суток они работают. Для этого можно использовать непосредственные наблюдения детей, чтение книг, а также дидактические игры «Кто работает днем?», «Путешествие вечером», «Путешествие ночью». Играя в эти игры, дети подбирают картинки соответствующего содержания или называют тех, кто работает в определенные часы суток: утром, днем, вечером, ночью.
Закрепляют и представление детей о том, что сутки, которые люди обычно называют словом день, сменяются одни другими и имеют свои названия, 7 суток составляют неделю. Последовательность дней каждой недели всегда одна и та же: понедельник, вторник и т. д. Ежедневно утром дети называют текущий день, а также предыдущий и последующий.
Важно как можно чаще побуждать детей к установлению временных отношений, к использованию слов завтра, сегодня, вчера, сначала, потом, до, после, перед, до этого, после этого.
При составлении рассказов из опыта, пересказа воспитатель следит за точной передачей последовательности событий, разъясняет смысл временных отношений. Это имеет существенное значение для понимания как логики временных отношений, так и самих событий, которые дети наблюдают или о которых рассказывают. Еще большее значение имеет использование словесных игровых упражнений «Дни недели», «Продолжай!», «Наоборот». Дети дополняют начатую педагогом фразу, подбирают слова противоположного значения (утро - вечер, сначала - потом, быстро - медленно и т. п.), определяют, что дольше: день или неделя, неделя или месяц, месяц или год.
Детей подготовительной группы знакомят с названием текущего месяца, Они постепенно запоминают названия месяцев, порядок их следования. Быстрому запоминанию содействует чтение книги С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев». Важно воспитать у детей чувство времени, т. е. развить восприятие длительности временных отрезков, понимание необратимости времени. Только на этой основе возможно научить детей ценить и беречь время: регулировать свою деятельность во времени, т. е. ускорять и замедлять темп работы, вовремя заканчивать работу или игру. В связи с этим детям надо накопить опыт восприятия длительности временных отрезков. Воспитатель должен помочь им представить, что конкретно можно сделать за тот или иной временной отрезок, и, наконец, учить все делать вовремя.
Педагог постоянно сосредоточивает внимание ребят на том, сколько времени дают на то или иное дело, например сколько времени они могут одеваться или раздеваться, рисовать, играть, сколько минут осталось до конца занятия и т. п. Каждый раз указывают, когда время истекло, поощряют тех, кто вовремя закончил работу.
Развитое чувство времени помогает детям стать более организованными, дисциплинированными.












Вторая младшая группа.

Формировать временные представления у детей следует в повседневной жизни. Строго установленное время подъёма, утренней гимнастики, питания, занятий, отдыха способствуют проведению этой работы. В течение дня воспитатель неоднократно обращает внимание на связь различных временных с характером деятельности людей. Он называет часть суток и перечисляет соответствующие ей виды деятельности: «Сейчас утро. Вы сделали гимнастику. Умылись и теперь будете завтракать». Или: «Сейчас день. Днем папы и мамы работают, а мы будем играть».

Беседуя с одним ребенком или небольшой группой детей, воспитатель предлагает рассказать, что они делали ночью, утром (когда встали), днем и т.д.

На занятиях закрепляются представления о частях суток. Педагог показывает детям картинки (фотографии) с изображением видов деятельности, характерных для каждого временного отрезка, и спрашивает: «Что делают дети, нарисованные на картинки?», «Когда они это делают?», «А ты когда играешь (гуляешь, спишь)?». Воспитатель дает задания найти картинку, где нарисованы день, ночь, утро, вечер. Может использовать также чтение отрывков из рассказов, стихотворений, колыбельных песенок, в которых описываются характерные для разных частей суток практические действия людей.

С помощью этих простых занятий у детей младшей группы постепенно слова утро, день, вечер, ночь наполняются конкретным содержанием, приобретают эмоциональную окраску. Дети начинают ими пользоваться в своей речи.

Средняя группа.

Как и младшей группе, ориентировка во времени развивается у детей в основном в повседневной жизни. Важно, чтобы она базировалась на прочной чувственной основе. Воспитатель закрепляет в активном словаре детей названия частей суток, углубляет и расширяет представления об этих отрезках времени, обращает внимание на последовательность их смены. Дети узнают, что утро всегда наступает после ночи и сменяется днем, день - вечером, а вечер - ночью.

Для развития представлений о последовательности частей суток целесообразно также рассматривать иллюстрации, составлять рассказы по ним. Можно предложить детям разложить картинки в правильной последовательности и назвать части суток по порядку. На основе этих упражнений к концу года у детей формируется обобщенные представления о сутках, они начинают понимать значение слов сутки.

В ходе повседневного общения дети учатся различать понятия «вчера», «сегодня», «завтра». Например, прежде чем показать детям новую игрушку, воспитатель предупреждает, что сегодня они будут играть с новой игрушкой. Он предлагает вспомнить, чем они занимались вчера, что делали сегодня утром, интересуется, когда был (будет) праздник (вчера, завтра), объясняет, чем они занимаются сегодня и чем будут заниматься завтра («Сегодня мы с вами лепим, а завтра будем рисовать»; «Вчера мы гуляли на участке, а сегодня пойдем в лес (парк)» и т.п.).

Кроме того, на конкретных примерах воспитатель должен раскрыть содержание понятий «быстро», «медленно», чтобы дети могли ими пользоваться. Во время одевания он хвалит тех, кто быстрее одевается, порицает медлительных; на прогулках сравнивает скорость движений пешехода и велосипедиста, автомобиля и поезда, гусеницы и жука.

Старшая группа.

Детей продолжают знакомить с понятием сутки. Новые сведения даются с учетом того, что дети уже знают о таких временных отрезках, как утро, день, вечер и ночь. Части суток ребенок усваивает повседневно по явлениям природы (солнце ярко светит - день; стемнело - вечер и пр.).

Закрепить представления о частях суток позволяют картинки, фотографии, где изображены дети, занятые различными видами деятельности в разное время дня; это дидактические игры «Наш день», «Продолжай!»; словесные дидактические игры, в которых дети придумывают слова, предложения, рассказы со словами, обозначающими время.

Воспитатель объясняет, что утро, день, вечер, ночь вместе составляют сутки, но чаще имея в виду сутки, люди употребляют слово день; один день сменяется другим, семь дней составляют неделю, каждый день в неделе имеет свое название. Названия дней недели ребенку легче запоминать, если связать их с какой-то конкретной деятельностью или событием (по вторникам - занятия математикой и физкультурой, по четвергам - музыкальные занятия и т.д.).

Когда дети осваивают порядковый счет, воспитатель учит связывать название каждого дня недели с его порядковым номером.

Опираясь на имеющиеся представления, дети вместе с воспитателем рассказывают, что было вчера, что они делают сегодня, какое событие будет завтра.

Наблюдение за сменой дней недели позволяет подвести детей к пониманию периодичности, сменяемости времени, раскрыть идею его движения: идут дни за днями, недели за неделями.

Подготовительная группа.

Проводится работа по ознакомлению представлений о движении времени, его периодичности, закономерности, сменяемости и в то же время необратимости. Она осуществляется постепенно - по мере накопления у детей личного опыта. Воспитатель закрепляет представления о последовательности дней недели, времени года; знакомит с названием всех месяцев, с тем, что последовательность времен года, месяцев, дней недели постоянна. Семь суток (дней) составляют неделю.

Особое место занимают словесно-дидактические игры «Что следует за чем?», «Дни недели», «Продолжай», «Вчера, сегодня, завтра»; словесные игровые упражнения «Рассказы о времени». При знакомстве с названиями и последовательностью месяцев целесообразно использовать сказку С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев».

У детей развивают «чувство времени», учат беречь время, соблюдать режим, что очень важно для будущих школьников. Для этого полезно упражнять детей в дифференцировании длительности временных интервалов: одна минута, десять минут, один час и др.; дать задание типа «Что мы можем успеть сделать за одну минуту (десять минут, один час)?» и т.п.

Можно организовать увлекательные занятия и игры с календарем, познакомить с часами (в том числе песочными и циферблатом), научить определять время по часам с точностью до одного часа.

Развитое чувство времени помогает детям стать более организованными, дисциплинированными.

Конспект ООД по математике в средней группе " Ориентировка во времени"
Задачи:
Уточнение полученных знаний, представлений, умений, которые они получили на занятиях по математике:
- Закреплять представления о временах года: осень, зима, весна, лето;
- Закреплять умение различать и правильно называть части суток: утро, вечер, день, ночь, их признаками, последовательностью; правильно пользоваться словами;
Учить отгадывать загадки о временах года;
Развивать слуховое восприятие, внимание и память.
Демонстрационный материал: иллюстрации с изображением времен года и частей суток, два домика, игрушки: кот, зайчик, собака, мышка.
Ход занятия:
Дети вместе с воспитателем подходят к окну и рассказывают, что они видят на улице, какая погода (ясное и голубое небо; солнце на небе светит; на улице светло).
- Ребята, давайте поиграем? Отгадайте, когда это бывает:
Над рекой заря встаёт
На дворе петух поёт.
Умываются котята,
Просыпаются ребята.
(утро)
Воспитатель показывает картинку «утро»
- Когда заканчивается ночь, наступает утро. Всходит солнце. И всё вокруг просыпается: и деревья, и цветы, и насекомые, и животные.
- Что вы делаете утром? (Ответ ребенка: - просыпаюсь, встаю, умываюсь, иду в детский сад, делаю зарядку, завтракаю).
Солнце в небе высоко
До заката далеко
Зёрна в норку тащит мышь.
Учит азбуку малыш.
(день)
- Следом за утром наступает день. Солнце уже высоко. Дети в детском саду играют, гуляют, обедают.
Воспитатель показывает картинку «день»
- А что вы делаете днём? (Ответы детей).
Солнце красное зашло.
Белка прячется в дупло.
Дрёма в гости к нам идёт,
Сказку он с собой ведёт.
(вечер)
- Вечер наступает, когда заканчивается день и на улице начинает темнеть. Солнышко прячется. А ребята возвращаются из детского сада.
- Что вы делаете вечером? (Ответ ребенка: - возвращаюсь домой из детского сада, гуляю, смотрю телевизор, готовлюсь ко сну).
Воспитатель показывает картинку «вечер»
В небе звёздочки горят.
Птицы спят и рыбки спят.
Спят цветы в саду на грядках,
Ну, а мы в своих кроватках.
(ночь)
- Когда это бывает? (дети отвечают ночью)
- Правильно, ночью. За вечером приходит ночь. Ночью темно. На смену солнцу приходит луна. А ночью что вы делаете? (Ответ детей: - спим).
- Давайте посчитаем, сколько у нас частей в сутках? (утро-1, день-2,вечер- 3, ночь-4).
- Сколько частей в сутках? (четыре).
- Ребята мы с вами поиграем в игру «Закончи предложение».
Дидактическая игра
- Завтракаем мы утром, обедаем мы (днем, а ужинаем (вечером).- Солнце светит днем, а луна (ночью).
Ребята, давайте еще отгадаем загадки:
Тает снежок, ожил лужок.
День прибывает. Когда это бывает?
(Весной)
В небе - радуга-дуга.
На грядке - ягода-нуга,
Солнцем озеро согрето:
Всех зовёт купаться.
(Летом)
Дни стали короче,
Длинней стали ночи,
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
(Осенью)
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
(Зимой)
Воспитатель закрепляет картинки с временами года на доске.
- Ребята, помогите мне расположить картинки по порядку. Что было раньше, а что – потом.
Дети переставляют картинки в правильном порядке.
- Молодцы, ребята, все мои загадки отгадали, и, наверное, устали? Тогда у нас физкультминутка:
1 поднять руки вверх
2 вытянуть руки вперед и сделать хлопок
3 правой рукой дотянуться до левого колена, а левой рукой до правого
- Ребята, хотите поиграть? Давайте поиграем в игру «Не ошибись»: назови предметы, которые находятся справа от тебя, слева от тебя, перед тобой, за тобой, над тобой и под тобой. (Дети по очереди участвуют в игре.)
-Посмотрите, к нам в гости пришли зверята и они тоже хотят играть с нами. Они спрятались в домиках, а вы отгадайте, в каком домике кто находится. (Воспитатель размещает два домика, в которых живут игрушечные зверюшки, детям нужно ответить, в каком домике живут зверюшки (справа или слева)Ответы детей.
-Молодцы, ребята, и зверята тоже рады, они благодарят вас за веселую игру и прощаются с нами. И мы им скажем: до свидания, приходите к нам еще!


Приложенные файлы

Программное содержание:

Формирование понятия времени. Расширять представления о частях суток (утро, день, вечер, ночь). Учить правильно употреблять эти термины в речи.

Упражнять детей в счете до пяти. Закреплять умение раскладывать предметы правой рукой слева – направо. Продолжать упражнять детей в установлении отношений «поровну», пользуясь приемами наложения. Развивать память, внимание, речь.

Воспитывать у детей заботу о близких.

Материал:

Демонстрационный материал:

Часы с картинками частей суток,

«звездочки» для игры, 5 курочек и 5 цыплят.

Раздаточный материал:

Двухполосные карточки, зайчики и капуста по 5 штук на каждого ребенка.

Ход занятия

Дети из раздевалки проходят в группу и садятся на стульчики, расставленные полукругом.

Воспитатель: Сегодня я вас познакомлю с часами, которые говорят когда спать, когда вставать, когда работу начинать. И еще есть интересные картинки. Это не простые часы, они показывают части суток.

(тикают часы)

Стрелка, стрелка покрутись,

Время суток покажись!

(Стрелка остановилась на части суток – утро)

Воспитатель: Что здесь нарисовано? (зайчик просыпается)

Какое это время суток?

Дети говорят о том, что на картинке изображено утро, зайчик просыпается.

Воспитатель: Да, правильно изображено утро, зайчик просыпается.

(включить запись петушка)

Воспитатель показывает игрушечного петушка или картинку
с его изображением и читает потешку:

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка.

Шелкова бородушка,

Что ты рано встаешь,

Деткам спать не даешь?

«Когда просыпаются детки?» - интересуется воспитатель и показывает картинку с изображением петушка, сидящего на заборе на фоне встающего солнышка.

Воспитатель обращает внимание на четырех курочек, расположенных в верхней части фланелеграфа: «Кто еще просыпается вместе с петушком? Сколько всего курочек?»

Воспитатель вызывает ребенка, просит посчитать курочек и расположить в нижней части фланелеграфа столько же цыплят: «Сколько курочек? Сколько цыплят? Что можно сказать о количестве курочек и цыплят? Проснулась еще одна курочка и прибежала к четырем курочкам (прикрепляет на фланелеграф еще одну курочку). Курочек стало больше, чем цыплят?»

Воспитатель считает курочек и спрашивает: «Сколько курочек? (Считает вместе с детьми.) Как получилось пять курочек? Сколько цыплят? Пять курочек и четыре цыпленка - сравните, кого больше. (Пять курочек больше, чем четыре цыпленка.) Четыре цыпленка и пять курочек - кого меньше. (Четыре цыпленка меньше, чем пять курочек.) Какое число больше: пять или четыре? Какое число меньше: четыре или пять? Сделайте так, чтобы курочек и цыплят стало поровну: по пять».

Воспитатель уточняет, как получилось 5 цыплят. (К 4 цыплятам добавили еще 1 цыпленка.) Затем восстанавливает неравенство и предлагает сделать равенство путем убавления. («Как еще можно сделать так, чтобы курочек и цыплят стало поровну?»)

Доброе утро! Птицы запели

Добрые люди, вставайте с постели

Прячется вся темнота по углам

Добрые люди идут по делам!

Воспитатель: Скажите, а что делают люди по утрам?

Дети говорят, что когда утром люди встают они умываются, заправляют постель, делают зарядку, завтракают.

(тикают часы)

Стрелка, стрелка покрутись,

Время суток покажись!

Воспитатель: Что здесь нарисовано, ребята?

Дети говорят о том, что на картинке изображено, что зайчик радуется солнышку.

Воспитатель: А когда это бывает?

Воспитатель: Динь - дилень, динь – дилень наступил прекрасный день! День самое светлое время суток. Именно в это время люди стараются делать серьезные и важные дела. А что мы делаем днем?

Дети отвечают, что днем они играют, рисуют, поют, читают, гуляют, занимаются.

Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Не ошибись».

Воспитатель уточняет названия геометрических фигур, выложенных на фланелеграфе (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), и предлагает поиграть.

Воспитатель в разном порядке показывает геометрические фигуры, а дети выполняют соответствующие движения: круг - прыгают, квадрат - хлопают в ладоши, треугольник - приседают, прямоугольник - шагают на месте.

Воспитатель: Пока мы играли наступило время обеда! Наш Зайчик тоже проголодался. С ним вместе проголодались и зайчата.

Ребята, подойдите к столам. У каждого из вас есть карточка.

На верхнюю полоску положите четыре зайчика. Левой рукой придерживаем карточку, а правой считаем слева на право. Сколько у нас зайчат?

Дети отвечают, что всего четыре зайчика.

Воспитатель: Сколько зайчиков у тебя Вова? А у тебя Катя? Настя у тебя сколько зайчиков?

Воспитатель выслушивает ответы детей.

Воспитатель: Возьмем один кочан капусты и дадим первому зайчику. Всех зайцев накормили?

Дети отвечают, что не всех! Остальные зайчики остались без капусты!

Воспитатель: Ребята, дайте каждому зайчику по кочану капусты. Каждому зайчику хватило? Никого не обидели? Прибежал еще один зайчонок. Пять зайчиков и четыре кочана капусты – сравните чего меньше (Четыре кочана меньше, чем пять зайчиков) Какое число больше: пять или четыре? Какое число меньше: четыре или пять? Сделайте так, чтобы зайчиков и капусты стало поровну. По сколько теперь зайчиков и капусты?»

Воспитатель уточняет у детей способы уравнивания предметов и образование полученных чисел.

Дети отвечают, что теперь капусты и зайчиков у нас поровну. Отодвигают карточки, выходят из-за стола и подходят к часам.

Смотри скорей, который час

Тик-так, тик-так, тик-так!

Налево раз, направо раз

Тик-так, тик-так, тик-так!

(Физминутка)

(тикают часы)

Стрелка, стрелка покрутись,

Время суток покажись!

Воспитатель: Что здесь нарисовано?

Дети отвечают, что на картинке нарисован зайчик, который смотрит телевизор.

Воспитатель: Какое это время суток?

Дети отвечают, что вечер.

Солнце за гору садиться,

Звезды зажигаются,

На траву роса ложится,

Вечер начинается!

Что вечером делают люди!

Дети отвечают, что вечером люди возвращаются с работы домой, ужинают, смотрят телевизор, расправляют кровати и готовятся ко сну!

Воспитатель: А кому вечером, перед сном поют колыбельную песню?

Дети отвечают, что вечером перед сном колыбельную песню родители поют своим детям, чтобы они крепко спали, и им приснились хорошие сны.

Вечер - солнышко садится,

Всех зовет угомониться.

Хочет посмотреть в тиши

«Спокойной ночи, малыши!»

Воспитатель: Ребята, давайте споем колыбельную песню нашим куклам.

Под аудиозапись ребята поют колыбельную песню куклам.

(тикают часы)

Стрелка, стрелка покрутись,

Время суток покажись!

Воспитатель: Что здесь нарисовано, ребята? Какое время суток?

Дети отвечают, что на картинке изображена ночь.

Воспитатель: Ребята, а что вы ночью делаете?

Дети рассказывают, что ночью они спят.

Воспитатель: Правильно, ночью дети и взрослые отдыхают, потому что работали, учились, занимались делами – устали! И только звезды подмигивают весело друг другу!

Игра «Найди себе пару».

Наступила ночь. Стало темно. Зажглись звездочки на небе.

Дети берут по одной звездочке и начинают двигаться под музыку. Наступило утро. Стало светло. По окончании мелодии они находят себе пару: ребенка со звездочкой такого же цвета и образуют ворота, взявшись за руки и встав друг за другом. Игра повторяется.

Воспитатель: Вот мы и познакомились со всеми частями суток. Давайте их назовем.

Дети вместе с воспитателем называют части суток.

Утро, день, вечер, ночь –

Убежали сутки прочь,

Чтоб о сутках не жалеть

Нужно каждый час беречь,

Чтоб успеть потанцевать,

Поиграть с друзьями,

И помочь конечно маме!

Тик-так, тик-так,

Знаем сутки мы вот так!



Конспект по ФЭМП в средней группе по ознакомлению детей с ориентировкой во времениВозраст: 4 – 5 лет.
Цель: Формирование понятия времени у детей среднего дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные:
расширять представления о частях суток;
учить правильно, употреблять эти термины в речи;
упражнять детей в счете до пяти;
закреплять умение раскладывать предметы правой рукой слева – направо;
продолжать упражнять детей в установлении отношений «поровну», пользуясь приемами наложения.
Развивающие:
развивать память, внимание, речь.
Воспитательные:
воспитывать у детей заботу о близких.
Оборудование:
демонстрационный материал: часы с картинками частей суток «звездочки» для игры, 5 курочек и 5 цыплят, фланелеграф.
раздаточный материал: двухполосные карточки, зайчики и капуста по 3 штуки на каждого ребенка.
Активизация и обогащение словаря: утро, день, вечер, ночь, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.Методы и приемы:
Наглядный (показ картинок).


Предварительная работа: счет в пределах 5, рассматривание картинок с изображением частей суток, решение неравенств путем прибавления и убавления, сравнение двух чисел, работа с двухполосными карточками, повторение названий геометрических фигур.
Форма организации детей: фронтальная.
Ход НОД:
1.Вводная часть:
Дети из раздевалки проходят в группу и садятся на стульчики, расставленные полукругом.
Воспитатель: Сегодня я вас познакомлю с часами, которые говорят когда спать, когда вставать, когда работу начинать. И еще есть интересные картинки. Это не простые часы, они показывают части суток.
(тикают часы)
Стрелка, стрелка покрутись,
время суток покажись!
(Стрелка остановилась на части суток – утро)
Воспитатель: Что здесь нарисовано? (зайчик просыпается)
Какое это время суток?
Дети говорят о том, что на картинке изображено утро, зайчик просыпается.
Воспитатель: Да, правильно изображено утро, зайчик просыпается.
(включить запись петушка)
2. Основная часть:
Воспитатель показывает игрушечного петушка или картинкус его изображением и читает потешку:
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка.
Шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь,
Деткам спать не даешь?
Воспитатель: «Когда просыпаются детки?» - воспитатель показывает картинку с изображением петушка, сидящего на заборе, на фоне встающего солнышка.
Дети: утром
Воспитатель обращает внимание на четырех курочек, расположенных в верхней части фланелеграфа: «Кто еще просыпается вместе с петушком? Сколько всего курочек?»
Ответы детей.
Воспитатель вызывает ребенка, просит посчитать курочек и расположить в нижней части фланелеграфа столько же цыплят: «Сколько курочек? Сколько цыплят? Что можно сказать о количестве курочек и цыплят? Проснулась еще одна курочка и прибежала к четырем курочкам (прикрепляет на фланелеграф еще одну курочку). Курочек стало больше, чем цыплят?»
Воспитатель считает курочек и спрашивает: «Сколько курочек? (Считает вместе с детьми.) Как получилось пять курочек? Сколько цыплят? Пять курочек и четыре цыпленка - сравните, кого больше. (Пять курочек больше, чем четыре цыпленка.) Четыре цыпленка и пять курочек - кого меньше. (Четыре цыпленка меньше, чем пять курочек.) Какое число больше: пять или четыре? Какое число меньше: четыре или пять? Сделайте так, чтобы курочек и цыплят стало поровну: по пять».
Воспитатель уточняет, как получилось 5 цыплят. (К 4 цыплятам добавили еще 1 цыпленка). Затем восстанавливает неравенство и предлагает сделать равенство путем убавления. («Как еще можно сделать так, чтобы курочек и цыплят стало поровну?»)
Доброе утро! Птицы запели
Добрые люди, вставайте с постели
Прячется вся темнота по углам
Добрые люди идут по делам!
Воспитатель: Скажите, а что делают люди по утрам?
Дети говорят, что когда утром люди встают они умываются, заправляют постель, делают зарядку, завтракают.
(тикают часы)
Стрелка, стрелка покрутись,
время суток покажись!
Воспитатель: Что здесь нарисовано, ребята?
Дети говорят о том, что на картинке изображено, что зайчик радуется солнышку.
Воспитатель: А когда это бывает?
Воспитатель: Динь - дилень, динь – дилень наступил прекрасный день! День самое светлое время суток. Именно в это время люди стараются делать серьезные и важные дела. А что мы делаем днем?
Дети отвечают, что днем они играют, рисуют, поют, читают, гуляют, занимаются.Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Не ошибись».
Воспитатель уточняет названия геометрических фигур, выложенных на фланелеграфе (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), и предлагает поиграть.
Воспитатель в разном порядке показывает геометрические фигуры, а дети выполняют соответствующие движения: круг - прыгают, квадрат - хлопают в ладоши, треугольник - приседают, прямоугольник - шагают на месте.
Воспитатель: Пока мы играли, наступило время обеда! Наш Зайчик тоже проголодался. С ним вместе проголодались и зайчата.
Ребята, подойдите к столам. У каждого из вас есть карточка.
На верхнюю полоску положите четыре зайчика. Левой рукой придерживаем карточку, а правой считаем слева на право. Сколько у нас зайчат?
Дети отвечают, что всего четыре зайчика.
Воспитатель: Сколько зайчиков у тебя Вова? А у тебя Катя? Настя у тебя сколько зайчиков?
Воспитатель выслушивает ответы детей.
Воспитатель: Возьмем один кочан капусты и дадим первому зайчику. Всех зайцев накормили?
Дети отвечают, что не всех! Остальные зайчики остались без капусты!
Воспитатель: Ребята, дайте каждому зайчику по кочану капусты. Каждому зайчику хватило? Никого не обидели? Прибежал еще один зайчонок. Пять зайчиков и четыре кочана капусты – сравните чего меньше (Четыре кочана меньше, чем пять зайчиков) Какое число больше: пять или четыре? Какое число меньше: четыре или пять? Сделайте так, чтобы зайчиков и капусты стало поровну. По сколько теперь зайчиков и капусты?»
Воспитатель уточняет у детей способы уравнивания предметов и образование полученных чисел.
Дети отвечают, что теперь капусты и зайчиков у нас поровну. Отодвигают карточки, выходят из-за стола и подходят к часам.
Физ. минутка
Смотри скорей, который час
Тик-так, тик-так, тик-так!
Налево раз, направо раз
Тик-так, тик-так, тик-так!
(тикают часы)
Стрелка, стрелка покрутись,
время суток покажись!
Воспитатель: Что здесь нарисовано?
Дети отвечают, что на картинке нарисован зайчик, который смотрит телевизор.
Воспитатель: Какое это время суток?
Дети отвечают, что вечер.
Солнце за гору садиться,
Звезды зажигаются,
На траву роса ложится,
Вечер начинается!
Что вечером делают люди!
Дети отвечают, что вечером люди возвращаются с работы домой, ужинают, смотрят телевизор, расправляют кровати и готовятся ко сну!
Воспитатель: А кому вечером, перед сном поют колыбельную песню?
Дети отвечают, что вечером перед сном колыбельную песню родители поют своим детям, чтобы они крепко спали, и им приснились хорошие сны.
Вечер - солнышко садится,
Всех зовет угомониться.
Хочет посмотреть в тиши
«Спокойной ночи, малыши!»
Воспитатель: Ребята, давайте споем колыбельную песню нашим куклам.
Под аудиозапись ребята поют колыбельную песню куклам.
(тикают часы)
Стрелка, стрелка покрутись,
время суток покажись!
Воспитатель: Что здесь нарисовано, ребята? Какое время суток?
Дети отвечают, что на картинке изображена ночь.
Воспитатель: Ребята, а что вы ночью делаете?
Дети рассказывают, что ночью они спят.
Воспитатель: Правильно, ночью дети и взрослые отдыхают, потому что работали, учились, занимались делами – устали! И только звезды подмигивают весело друг другу!
Игра «Найди себе пару».
Наступила ночь. Стало темно. Зажглись звездочки на небе.
Дети берут по одной звездочке и начинают двигаться под музыку. Наступило утро. Стало светло. По окончании мелодии они находят себе пару: ребенка со звездочкой такого же цвета и образуют ворота, взявшись за руки и встав друг за другом. Игра повторяется.
3. Заключительная часть:
Воспитатель: Вот мы и познакомились со всеми частями суток. Давайте их назовем.
Дети вместе с воспитателем называют части суток.
Утро, день, вечер, ночь –
Убежали сутки прочь,
Чтоб о сутках не жалеть
Нужно каждый час беречь,
Чтоб успеть потанцевать,
Почитать, порисовать,
Поиграть с друзьями,
И помочь, конечно, маме!
Тик-так, тик-так,
Знаем сутки мы вот так!
Вам понравилось узнавать, что то новое? А какие задания вам показались самыми трудными? Маша, что тебе понравилось больше всего? Ксюша, а тебе?
Мне очень понравилось, как вы сегодня работали! Вы были внимательными, сообразительными, узнали что – то новое. Молодцы!



Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с геометрическими фигурами и формами в старшей группе Возраст: 5 – 6 лет.
Цель: совершенствовать знания о геометрических фигурах и форме предметов.Задачи:
Обучающие:
закреплять знания о геометрических фигурах;
сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством педагога на основе рефлексивного метода, опыт самоконтроля;
совершенствовать умение соотносить цифру с количеством, сравнивать совокупности и устанавливать между ними равенство;
упражнять в решении логических задач и задач на смекалку;
формировать у детей интерес к математике, чувство уверенности в своих знаниях.
тренировать мыслительные операции - анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование.
Развивающие:
развивать внимание, память, речь, фантазию, воображение, логическое мышление, творческие способности, инициативность;развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные:
воспитывать положительную мотивацию к учению, интереса к математике;
воспитывать доброжелательного отношения друг к другу.
Оборудование:
демонстрационный материал: таблички с названием привалов; игрушка Старичка – лесовичка, изображение цифр с 1 до 7 на листах бумаги размером А4 для физкультминутки, геометрические фигуры, магнитная доска, поднос, красные и желтые цветы из картона, плакат с рисунком цветочной поляны, плакат с рисунком геометрической страны.
раздаточный материал: карточки-цифры с 1 до 5; наборы геометрических плоскостных и объемных фигур, альбомные листы по количеству детей. Рабочие листы с заданиями «геометрические деревья», «геометрические дома», «геометрические качели». Листы бумаги, вырезанные из цветной бумаги геометрические фигуры.
Активизация и обогащение словаря: квадрат, прямоугольник, круг, треугольник, плоскостные фигуры, объемные фигуры, куб, шар, цилиндр, крона.Методы и приемы:
Словесный (вопросы, пояснения, разъяснения, художественное слово).
Практический (игры и упражнения).
Поощрение, подведение итогов занятия.
Предварительная работа с детьми: игры на закрепление геометрических фигур, игры на ориентировке на листе бумаги, закрепление счета в пределах 7.
Формы организации детей: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (конструктивно-модельная деятельность), «Социализация» (игровая деятельность).
Ход НОД:
1.Вводная часть:
Организационный момент.
Игра-приветствие «Наши умные головки»
Наши умные головки Будут думать много, ловко. Ушки будут слушать, Ротик четко говорить. Ручки будут хлопать, Ножки будут топать. Спинки выпрямляются, Друг другу улыбаемся,
Занятие начинается.
2. Основная часть:
Воспитатель: Внимание, ребята! Хочу вам сообщить, сегодня путешествие хотим мы совершить. Я знаю волшебные слова, которые помогут нам отправиться в путешествие в страну геометрических фигур. Какие геометрические фигуры вы знаете? (ответы детей).
Воспитатель: круг, овал, треугольник, прямоугольник, квадрат - это плоскостные фигуры. Еще есть фигуры объемные - куб, шар, цилиндр.
В геометрической стране геометрические фигуры везде - везде. А с нами пойдет Старичок – лесовичок, он все тропки в стране геометрических фигур знает. Нам много придется сегодня пройти и много задачек решить по пути. Итак, отправляемся в сказочное путешествие.
«Ножкой топнем – в ладоши хлопнем
Вокруг себя повернемся, дружно за руки возьмемся
Глаза закроем – скажем «АХ» - и окажемся в гостях»
Вот мы и в стране геометрических фигур.
Наш первый привал. А называется он «Трудные задачки».
На привале посидим, и задачки все решим.
Ребята, садитесь за столы.
Упражнение «Геометрические деревья»
Перед вами карточки, на которых изображены деревья с кронами, похожими на геометрические фигуры. Сосчитайте, сколько всего деревьев на рисунке? (Пять деревьев).Покажите дерево, с кроной похожей на круг (овал, треугольник, прямоугольник, квадрат). Какое по счету дерево с круглой кроной (овальной, треугольной, прямоугольной, квадратной)?
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы справились с заданием, и мы отправляемся дальше.
Шли мы, шли, шли мы, шли, на второй привал «Угадай - ка» пришли.
Этот привал находится на улице «Геометрическая».
Рассмотрите дома геометрической страны.
Как вы думаете, в каком доме живет какая геометрическая фигура?Чей дом самый высокий (низкий)?Чей дом самый широкий (узкий)?К чьему дому ведет самая длинная (короткая) дорожка?
На столах у вас лежат конверты. В них карточки с изображением цифр. Выложите из карточек цифровой ряд.
Покажите карточку с той цифрой, сколько этажей в квадратном доме (2) (прямоугольном (2), треугольном (2)).
Молодцы, вы отлично справились с заданием.
Упражнение «Геометрические качели»
В стране геометрических фигур есть волшебные качели. На качелях катаются геометрические фигуры. С левой стороны качелей посадите кататься три круга. А на правую сторону посадите квадратов, на один меньше, чем кругов. Что можно сделать, чтобы кругов и квадратов стало поровну? (Добавить один квадрат или убрать один круг.)
Шли мы, шли, шли мы, шли и на третий привал пришли.
Упражнение «Расставь геометрические фигуры на листе»
А сейчас возьмите с края стола листы бумаги и приготовьте для работы картонные геометрические фигуры.
Поставь квадрат в правый верхний угол.Поставь круг в середину листа.Поставьте треугольник в левый нижний угол.Поставьте овал в левый верхний угол.Поставьте треугольник в правый нижний угол.
Молодцы ребята, вы отлично справились с заданием.
Динамическая пауза «Сосчитай и сделай»
А сейчас, ребята, давайте немного отдохнем.
Вставайте из-за столов и выходите ко мне.
Нас ждет физкультминутка!
Сколько точек в этом круге (5), Столько раз поднимем руки. Сколько палочек до точки (6), Столько встанем на носочки.Сколько ёлочек зелёных (4),Столько сделаем наклонов.Сколько здесь у нас кружков (7),Столько сделаем прыжков.
В стране геометрических фигур Старичку-лесовичку очень нравится и ему бы хотелось здесь остаться. Он просит, чтобы вы помогли ему построить дом, а для строительства он принес материал. Вот, что он принес (показ строительного материала).
Поможем построить дом для Старичка-лесовичка? (ответ детей)
Какие фигуры подойдут для строительства? Это кубы, они объёмные, у них есть углы, ребра, грани. Одна грань куба – квадрат.
Чем куб отличается от квадрата? (квадрат плоский, куб объемный)
Чем куб отличается от шара? (есть углы, не может катиться).
Какое общее свойство у куба и шара? (они оба объемные)
Воспитатель: - Почему из кубов удобно строить? (они не катятся, объемные).
Из каких фигур мы строили дом? (ответы детей).
Ребята, а кем были вы во время строительства домов? (строителями). А кто такие строители? (ответы детей)
Воспитатель: Нелегкое дело - строительство дома. Устали вы, наверное, пока строили, давайте немного взбодримся.
Физкультминутка:
1, 2, 3, 4, 5 – хотим строителями стать (хлопки, руки в стороны)
Дружно доски поднимаем (руки вверх)
Быстро гвозди забиваем (кулачком об кулачок)
Кистью красим новый дом (поворот вокруг себя, «красят кистью»)
Чтоб уютно было в нём.
1, 2, 3, - дом построен – посмотри! (прыжки, руки в стороны).
Воспитатель: - Ну как Старичок – лесовичок, ребята построили для вас дом?
Молодцы, ребята! Старичок-лесовичок в благодарность вам за помощь дарит вот этот сундучок. Заглянем в него? Посмотрите, это сладкие гостинцы!
Ну что ж, как не грустно, но нам пора возвращаться домой, все тропинки одолели без запинки.
Закройте все глаза, а мы сосчитаем обратным счётом от 3 до 1. Вот мы и в группе, но я думаю, что мы ещё не раз побываем в замечательной стране геометрических фигур.
3. Заключительная часть:
Воспитатель: А теперь оцените своё участие в путешествие. Если вы довольны своими успехами сегодня и оцениваете свою работу на «отлично» – возьмите красный цветок на подносе и наклейте его на плакате с изображением цветочной поляны, а если вы считаете, что у вас что-то не получилось и вы могли бы сделать лучше – возьмите и наклейте цветок желтого цвета. (Дети оценивают свою работу).
Воспитатель: Вы сегодня побывали в гостях у сказки, где все связано с математикой. Все вы старались, внимательно слушали, поэтому и справились со всеми заданиями. Какие задания вам показались интересными? Какие сложными? С какими заданиями вы справились быстрее?
Занятие закончилось, спасибо Старичку - лесовичку за наше сказочное путешествие!

© 2024 steadicams.ru - Кирпич. Дизайн и декор. Фасад. Облицовка. Фасадные панели