Звукорежиссура аудиовизуальных искусств кем работать. Обучение звукорежиссуре даст

Звукорежиссура аудиовизуальных искусств кем работать. Обучение звукорежиссуре даст

06.03.2024

Специалистов по данной специальности готовят в течение пяти или шести лет в зависимости от формы обучения. За это время они в полной мере овладевают всеми необходимыми теоретическими знаниями и учатся применять их на практике. Они изучают историю музыки, историю кино, различные предметы по кинорежиссуре, а также много других специальных дисциплин.
После выпуска перед студентами открывается достаточно широкая область для применения своих навыков, они могут работать звукорежиссерами в кинематографе, на телевидении, на радио, заниматься созданием и обработкой звука для различных компьютерных или мобильных игр, заниматься музыкальным сопровождением самых разнообразных концертных, конкурсных мероприятий, спектаклей, шоу-программ. Также звукорежиссер аудиовизуальных искусств может работать музыкальным критиком в различных журналах или на телевидении.
Заработок такого звукорежиссера будет колебаться в зависимости от навыков и опыта, а также от того, в какой отрасли он решит себя реализовать. Как правило, на телевидении и в кинематографе гонорары оказываются наиболее высокими. Однако хороший звукорежиссер также может достаточно зарабатывать, построив карьеру в преподавании в ВУЗах или набирая частных учеников и передавая им все свои знания.

Что изучают

Объектами профессиональной деятельности специалистов являются: аудиовизуальные (в том числе экранные) произведения различных видов и направлений и произведения смежных искусств; фонограмма произведений аудиовизуальных искусств; фонотеки; собрания архивов аудиовизуальной продукции; зрители как потребители экранной продукции, в том числе кинематографа, телевидения, продуктов мультимедиа; продюсеры, режиссеры, актеры и исполнители, авторы произведений, редакторы, а также специалисты всех квалификаций (кино-, теле- и других экранных искусств) и производящих компаний в сфере телевидения, кинематографа, мультимедиа, смежных искусств, медиаобразования; творческо-производственный и организационно-управленческий процесс в сфере телевидения, кинематографа, мультимедиа, смежных искусств, медиаобразования; отделы искусств средств массовой информации; учреждения культуры, агентства, творческие союзы; современный кинопроцесс и проблемы производства, распространения, продвижения и показа кинофильмов; современное состояние и перспективы развития отраслей аудиовизуальной сферы; социально-культурная среда; различные категории обучающихся по программам среднего, высшего и дополнительного профессионального образования; образовательные учреждения среднего профессионального, высшего профессионального образования и учреждения дополнительного образования.

Утвержден

приказом Министерства образования

и науки Российской Федерации

1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (далее - ФГОС ВО) представляет собой совокупность обязательных требований при реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования - программ специалитета по специальности 55.05.02 Звукорежиссура аудиовизуальных искусств (далее соответственно - программа специалитета, специальность).

1.2. Получение образования по программе специалитета допускается только в образовательной организации высшего образования (далее - Организация).

1.3. Обучение по программе специалитета в Организации может осуществляться в очной форме.

1.4. Содержание высшего образования по специальности определяется программой специалитета, разрабатываемой и утверждаемой Организацией самостоятельно. При разработке программы специалитета Организация формирует требования к результатам ее освоения в виде универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций выпускников (далее вместе - компетенции).

Организация разрабатывает программу специалитета в соответствии с ФГОС ВО, с учетом соответствующей примерной основной образовательной программы, включенной в реестр примерных основных образовательных программ (далее - ПООП).

1.5. При реализации программы специалитета Организация вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии.

Электронное обучение, дистанционные образовательные технологии, применяемые при обучении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее - инвалиды и лица с ОВЗ), должны предусматривать возможность приема-передачи информации в доступных для них формах.

Реализация программы специалитета с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий не допускается.

1.6. Реализация программы специалитета осуществляется Организацией как самостоятельно, так и посредством сетевой формы.

1.7. Программа специалитета реализуется на государственном языке Российской Федерации, если иное не определено локальным нормативным актом Организации.

1.8. Срок получения образования по программе специалитета (вне зависимости от применяемых образовательных технологий):

в очной форме обучения, включая каникулы, предоставляемые после прохождения государственной итоговой аттестации, составляет 5 лет;

при обучении по индивидуальному учебному плану инвалидов и лиц с ОВЗ может быть увеличен по их заявлению не более чем на 1 год.

1.9. Объем программы специалитета составляет 300 зачетных единиц (далее - з.е.) вне зависимости от применяемых образовательных технологий, реализации программы специалитета с использованием сетевой формы, реализации программы специалитета по индивидуальному учебному плану.

Объем программы специалитета, реализуемый за один учебный год, составляет не более 70 з.е. вне зависимости от применяемых образовательных технологий, реализации программы специалитета с использованием сетевой формы, реализации программы специалитета по индивидуальному учебному плану (за исключением ускоренного обучения), а при ускоренном обучении - не более 80 з.е.

1.10. Организация самостоятельно определяет в пределах сроков и объемов, установленных пунктами 1.8 и 1.9 ФГОС ВО:

срок получения образования по программе специалитета по индивидуальному учебному плану, в том числе при ускоренном обучении;

объем программы специалитета, реализуемый за один учебный год.

1.11. Области профессиональной деятельности и сферы профессиональной деятельности, в которых выпускники, освоившие программу специалитета (далее - выпускники), могут осуществлять профессиональную деятельность:

01 Образование и наука (в сфере научных исследований);

04 Культура, искусство (в сфере экранных искусств, в сфере исполнительских искусств);

11 Средства массовой информации, издательство и полиграфия (в сфере создания аудиовизуальных произведений в средствах массовой информации, в том числе на телевидении, радио, в Интернет-издательствах).

Выпускники могут осуществлять профессиональную деятельность в других областях профессиональной деятельности и (или) сферах профессиональной деятельности при условии соответствия уровня их образования и полученных компетенций требованиям к квалификации работника.

1.12. В рамках освоения программы специалитета выпускники могут готовиться к решению задач профессиональной деятельности следующих типов:

художественно-творческий;

творческо-производственный.

1.13. При разработке программы специалитета Организация устанавливает направленность (профиль) программы специалитета, которая конкретизирует содержание программы специалитета в рамках специальности путем ориентации ее на:

область (области) профессиональной деятельности и сферу (сферы) профессиональной деятельности выпускников;

тип (типы) задач и задачи профессиональной деятельности выпускников;

при необходимости - на объекты профессиональной деятельности выпускников или область (области) знания.

1.14. Программа специалитета, содержащая сведения, составляющие государственную тайну, разрабатывается и реализуется с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами в области защиты государственной тайны.

2.1. Структура программы специалитета включает следующие блоки:

Блок 1 "Дисциплины (модули)";

Блок 2 "Практика";

Блок 3 "Государственная итоговая аттестация".

Структура программы специалитета

Объем программы специалитета и ее блоков в з.е.

Дисциплины (модули)

не менее 234

Практика

не менее 24

Государственная итоговая аттестация

не менее 21

Объем программы специалитета

2.2. Программа специалитета должна обеспечивать реализацию дисциплин (модулей) по философии, истории (истории России, всеобщей истории), иностранному языку, безопасности жизнедеятельности в рамках Блока 1 "Дисциплины (модули)".

2.3. Программа специалитета должна обеспечивать реализацию дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту:

в объеме не менее 2 з.е. в рамках Блока 1 "Дисциплины (модули)";

в объеме не менее 328 академических часов, которые являются обязательными для освоения, не переводятся в з.е. и не включаются в объем программы специалитета, в рамках элективных дисциплин (модулей) в очной форме обучения.

Дисциплины (модули) по физической культуре и спорту реализуются в порядке, установленном Организацией. Для инвалидов и лиц с ОВЗ Организация устанавливает особый порядок освоения дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту с учетом состояния их здоровья.

2.4. В Блок 2 "Практика" входят учебная и производственная практики (далее вместе - практики).

Типы учебной практики:

ознакомительная практика;

практика по освоению технологии кино-, телепроизводства.

Типы производственной практики:

творческо-производственная практика;

ассистентская практика.

2.6. Организация:

выбирает один или несколько типов учебной и один или несколько типов производственной практик из перечня, указанного в пункте 2.4 ФГОС ВО;

вправе установить дополнительный тип (типы) учебной и (или) производственной практик;

устанавливает объемы практик каждого типа.

2.7. В Блок 3 "Государственная итоговая аттестация" входят:

подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена (если Организация включила государственный экзамен в состав государственной итоговой аттестации);

выполнение и защита выпускной квалификационной работы.

2.8. При разработке программы специалитета обучающимся обеспечивается возможность освоения элективных дисциплин (модулей) и факультативных дисциплин (модулей).

Факультативные дисциплины (модули) не включаются в объем программы специалитета.

2.9. В рамках программы специалитета выделяются обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.

К обязательной части программы специалитета относятся дисциплины (модули) и практики, обеспечивающие формирование общепрофессиональных компетенций, а также профессиональных компетенций, установленных ПООП в качестве обязательных (при наличии).

В обязательную часть программы специалитета включаются, в том числе:

дисциплины (модули), указанные в пункте 2.2 ФГОС ВО;

дисциплины (модули) по физической культуре и спорту, реализуемые в рамках Блока 1 "Дисциплины (модули)".

Дисциплины (модули) и практики, обеспечивающие формирование универсальных компетенций, могут включаться в обязательную часть программы специалитета и в часть, формируемую участниками образовательных отношений.

Объем обязательной части, без учета объема государственной итоговой аттестации, должен составлять не менее 70 процентов общего объема программы специалитета.

2.10. Реализация части (частей) программы специалитета, направленной (направленных) на подготовку к художественно-творческой профессиональной деятельности, и проведение государственной итоговой аттестации не допускается с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

2.11. Организация должна предоставлять инвалидам и лицам с ОВЗ (по их заявлению) возможность обучения по программе специалитета, учитывающей особенности их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

2.12. При реализации программы специалитета аудиторная контактная работа предусматривает групповую работу обучающихся с педагогическими работниками Организации (в группах численностью от двух человек) и индивидуальную работу обучающихся с педагогическими работниками Организации.

3.1. В результате освоения программы специалитета у выпускника должны быть сформированы компетенции, установленные программой специалитета.

3.2. Программа специалитета должна устанавливать следующие универсальные компетенции:

Код и наименование универсальной компетенции выпускника

Системное и критическое мышление

УК-1. Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий

Разработка и реализация проектов

УК-2. Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла

Командная работа и лидерство

УК-3. Способен организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели

Коммуникация

УК-4. Способен применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностранном(ых) языке(ах), для академического и профессионального взаимодействия

Межкультурное взаимодействие

УК-5. Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия

Самоорганизация и саморазвитие (в том числе здоровьесбережение)

УК-6. Способен определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки и образования в течение всей жизни

УК-7. Способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности

Безопасность жизнедеятельности

УК-8. Способен создавать и поддерживать безопасные условия жизнедеятельности, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций

3.3. Программа специалитета должна устанавливать следующие общепрофессиональные компетенции:

Код и наименование общепрофессиональной компетенции выпускника

Культура личности. Культурно-историческое мышление

ОПК-1. Способен анализировать тенденции и направления развития кинематографии, телевидения, мультимедиа, исполнительских искусств в историческом контексте и в связи с развитием других видов художественной культуры, общим развитием гуманитарных знаний и научно-технического прогресса

Государственная культурная политика

ОПК-2. Способен ориентироваться в проблематике современной государственной политики Российской Федерации в сфере культуры

Художественный анализ

ОПК-3. Способен анализировать произведения искусства и художественной культуры и их экранной интерпретации в части образности, средств художественной выразительности и способов реализации авторского замысла

Реализация преемственности традиций культуры и искусства

ОПК-4. Способен, используя знание теории, истории и практики звукорежиссуры и экранного искусства в целом, других смежных областей знаний, воплощать творческие замыслы

Профессиональная компетентность. Профессиональное лидерство

ОПК-5. Способен определять оптимальные способы реализации авторского замысла и применять их на практике с использованием технических средств и технологий звукорежиссуры современной индустрии кино, телевидения, мультимедиа, исполнительских искусств; организовывать и направлять работу звуковой бригады на решение творческих и производственных задач по созданию эстетически целостного художественного произведения

3.4. Профессиональные компетенции, устанавливаемые программой специалиста, формируются на основе профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников (при наличии), а также, при необходимости, на основе анализа требований к профессиональным компетенциям, предъявляемых к выпускникам на рынке труда, обобщения отечественного и зарубежного опыта, проведения консультаций с ведущими работодателями, объединениями работодателей отрасли, в которой востребованы выпускники, иных источников (далее - иные требования, предъявляемые к выпускникам).

3.5. При определении профессиональных компетенций, устанавливаемых программой специалитета, Организация:

включает в программу специалитета все обязательные профессиональные компетенции (при наличии);

включает определяемые самостоятельно одну или несколько профессиональных компетенций, исходя из направленности (профиля) программы специалитета, на основе профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников (при наличии), а также, при необходимости, на основе анализа иных требований, предъявляемых к выпускникам (Организация вправе не включать профессиональные компетенции, определяемые самостоятельно, при наличии обязательных профессиональных компетенций, а также в случае включения в программу специалитета рекомендуемых профессиональных компетенций).

При определении профессиональных компетенций на основе профессиональных стандартов Организация осуществляет выбор профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников, из числа указанных в реестре профессиональных стандартов (перечне видов профессиональной деятельности), размещенном на специализированном сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации "Профессиональные стандарты" (http://profstandart.rosmintrud.ru) (при наличии соответствующих профессиональных стандартов).

Из каждого выбранного профессионального стандарта Организация выделяет одну или несколько обобщенных трудовых функций (далее - ОТФ), соответствующих профессиональной деятельности выпускников, на основе установленных профессиональным стандартом для ОТФ уровня квалификации и требований раздела "Требования к образованию и обучению". ОТФ может быть выделена полностью или частично.

3.6. Совокупность компетенций, установленных программой специалитета, должна обеспечивать выпускнику способность осуществлять профессиональную деятельность не менее чем в одной области профессиональной деятельности и сфере профессиональной деятельности, установленных в соответствии с пунктом 1.11 ФГОС ВО, и решать задачи профессиональной деятельности всех типов, установленных в соответствии с пунктом 1.12 ФГОС ВО.

3.7. Организация устанавливает в программе специалитета индикаторы достижения компетенций:

универсальных, общепрофессиональных и, при наличии, обязательных профессиональных компетенций - в соответствии с индикаторами достижения компетенций, установленными ПООП;

3.8. Организация самостоятельно планирует результаты обучения по дисциплинам (модулям) и практикам, которые должны быть соотнесены с установленными в программе специалитета индикаторами достижения компетенций.

Совокупность запланированных результатов обучения по дисциплинам (модулям) и практикам должна обеспечивать формирование у выпускника всех компетенций, установленных программой специалитета.

4.1. Требования к условиям реализации программы специалитета включают в себя общесистемные требования, требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению, требования к кадровым и финансовым условиям реализации программы специалитета, а также требования к применяемым механизмам оценки качества образовательной деятельности и подготовки обучающихся по программе специалитета.

4.2.1. Организация должна располагать на праве собственности или ином законном основании материально-техническим обеспечением образовательной деятельности (помещениями и оборудованием) для реализации программы специалитета по Блоку 1 "Дисциплины (модули)" и Блоку 3 "Государственная итоговая аттестация" в соответствии с учебным планом.

4.2.2. Каждый обучающийся в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к электронной информационно-образовательной среде Организации из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), как на территории Организации, так и вне ее. Условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды могут быть созданы с использованием ресурсов иных организаций.

Электронная информационно-образовательная среда Организации должна обеспечивать:

доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик, электронным учебным изданиям и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах дисциплин (модулей), практик;

формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение его работ и оценок за эти работы.

В случае реализации программы специалитета с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий электронная информационно-образовательная среда Организации должна дополнительно обеспечивать:

фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения программы специалитета;

проведение учебных занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;

взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействия посредством сети "Интернет".

Функционирование электронной информационно-образовательной среды обеспечивается соответствующими средствами информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих. Функционирование электронной информационно-образовательной среды должно соответствовать законодательству Российской Федерации.

4.2.3. При реализации программы специалитета в сетевой форме требования к реализации программы специалитета должны обеспечиваться совокупностью ресурсов материально-технического и учебно-методического обеспечения, предоставляемого организациями, участвующими в реализации программы специалитета в сетевой форме.

4.3.1. Помещения должны обеспечивать проведение учебных занятий и отдельных видов практики, предусмотренных программой специалитета, и быть оснащены оборудованием и техническими средствами обучения, состав которых определяется в рабочих программах дисциплин (модулей), в том числе просмотровые залы, съемочные павильоны различной модификации, с учетом направленности (профиля) программы специалитета, для проведения съемок квалификационных творческо-производственных (экранных) работ, монтажные комплексы и помещения для выполнения тонировочных работ (озвучение), комплексы звукозаписи разных типов фонограммы, студию перезаписи, телевизионный учебный комплекс, сценические площадки, а также помещения для хранения кино- и видеофонда, хранения и профилактического обслуживания специализированного оборудования.

Выполнение творческо-производственных (съемочных) и практических работ должно обеспечиваться профессиональным оборудованием: стационарным (проекционным, студийным осветительным на потолочных креплениях, звукозаписывающим и звуковоспроизводящим, монтажным, техническими средствами для создания спецэффектов), переносным (съемочным (камеры, краны, тележки, рельсы, грип), осветительным, звукозаписывающим), а также сценическо-постановочными и декорационно-техническими средствами, специальным транспортом, расходными материалами.

Помещения для самостоятельной работы обучающихся должны быть оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду Организации.

4.3.2. Организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства (состав определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и подлежит обновлению при необходимости), включая специализированные профессиональные компьютерные программы, предназначенные для создания экранных произведений.

4.3.3. При использовании в образовательном процессе печатных изданий библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными изданиями из расчета не менее 0,25 экземпляра каждого из изданий, указанных в рабочих программах дисциплин (модулей), практик, на одного обучающегося из числа лиц, одновременно осваивающих соответствующую дисциплину (модуль), проходящих соответствующую практику.

4.3.4. Обучающимся должен быть обеспечен доступ (удаленный доступ), в том числе в случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, к современным профессиональным базам данных и информационным справочным системам, состав которых определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и подлежит обновлению (при необходимости).

4.3.5. Обучающиеся из числа инвалидов и лиц с ОВЗ должны быть обеспечены печатными и (или) электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.

4.4.1. Реализация программы специалитета обеспечивается педагогическими работниками Организации, а также лицами, привлекаемыми Организацией к реализации программы специалитета на иных условиях.

4.4.2. Квалификация педагогических работников Организации должна отвечать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах (при наличии).

4.4.3. Не менее 70 процентов численности педагогических работников Организации, участвующих в реализации программы специалитета, и лиц, привлекаемых Организацией к реализации программы специалитета на иных условиях (исходя из количества замещаемых ставок, приведенного к целочисленным значениям), должны вести научную, учебно-методическую и (или) практическую работу, соответствующую профилю преподаваемой дисциплины (модуля).

4.4.4. Не менее 5 процентов численности педагогических работников Организации, участвующих в реализации программы специалитета, и лиц, привлекаемых Организацией к реализации программы специалитета на иных условиях (исходя из количества замещаемых ставок, приведенного к целочисленным значениям), должны являться руководителями и (или) работниками иных организаций, осуществляющими трудовую деятельность в профессиональной сфере, соответствующей профессиональной деятельности, к которой готовятся выпускники (иметь стаж работы в данной профессиональной сфере не менее 3 лет).

4.4.5. Не менее 60 процентов численности педагогических работников Организации и лиц, привлекаемых к образовательной деятельности Организации на иных условиях (исходя из количества замещаемых ставок, приведенного к целочисленным значениям), должны иметь ученую степень (в том числе ученую степень, полученную в иностранном государстве и признаваемую в Российской Федерации) и (или) ученое звание (в том числе ученое звание, полученное в иностранном государстве и признаваемое в Российской Федерации).

К педагогическим работникам и лицам, привлекаемым к образовательной деятельности Организации на иных условиях, с учеными степенями и (или) учеными званиями приравниваются лица без ученых степеней и званий, имеющие государственные почетные звания (народный артист Российской Федерации, народный художник Российской Федерации, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, заслуженный артист Российской Федерации, заслуженный художник Российской Федерации), лауреаты государственных премий в области искусства и культуры, лауреаты международных и всероссийских конкурсов и фестивалей, члены творческих союзов Российской Федерации.

4.4.6. Для обслуживания творческо-производственных (съемочных) и практических работ, а также оборудования должен привлекаться технический персонал, квалификация которого должна отвечать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах (при наличии).

4.5.1. Финансовое обеспечение реализации программы специалитета должно осуществляться в объеме не ниже значений базовых нормативов затрат на оказание государственных услуг по реализации образовательных программ высшего образования - программ специалитета и значений корректирующих коэффициентов к базовым нормативам затрат, определяемых Министерством образования и науки Российской Федерации, с учетом затрат на производство экранных произведений, создаваемых обучающимися в рамках освоения программы специалитета по соответствующим направленностям (профилям).

4.6.1. Качество образовательной деятельности и подготовки обучающихся по программе специалитета определяется в рамках системы внутренней оценки, а также системы внешней оценки, в которой Организация принимает участие на добровольной основе.

4.6.2. В целях совершенствования программы специалитета Организация при проведении регулярной внутренней оценки качества образовательной деятельности и подготовки обучающихся по программе специалитета привлекает работодателей и (или) их объединения, иных юридических и (или) физических лиц, включая педагогических работников Организации.

В рамках внутренней системы оценки качества образовательной деятельности по программе специалитета обучающимся предоставляется возможность оценивания условий, содержания, организации и качества образовательного процесса в целом и отдельных дисциплин (модулей) и практик.

4.6.3. Внешняя оценка качества образовательной деятельности по программе специалитета в рамках процедуры государственной аккредитации осуществляется с целью подтверждения соответствия образовательной деятельности по программе специалитета требованиям ФГОС ВО с учетом соответствующей ПООП.

4.6.4. Внешняя оценка качества образовательной деятельности и подготовки обучающихся по программе специалитета может осуществляться в рамках профессионально-общественной аккредитации, проводимой работодателями, их объединениями, а также уполномоченными ими организациями, в том числе иностранными организациями, либо авторизованными национальными профессионально-общественными организациями, входящими в международные структуры, с целью признания качества и уровня подготовки выпускников, отвечающими требованиям профессиональных стандартов (при наличии), требованиям рынка труда к специалистам соответствующего профиля.

Собеседование

Примерные вопросы
1. Почему Вы хотите стать звукорежиссером?
2. Есть ли у Вас музыкальное образование?
3. Что Вы знаете о профессии звукорежиссера?
4. В какой области звукорежиссуры Вы хотели бы работать: в кино, на ТВ, в других аудиовизуальных искусствах?
5. Каких зарубежных композиторов Вы знаете?
6. Каких отечественных композиторов Вы знаете?
7. Какую музыку Вы любите слушать?
8. Каких композиторов, пишущих музыку для фильмов, Вы знаете?
9. Фильмы каких режиссеров смотрите?
10. Знаете ли имена звукорежиссеров отечественного или зарубежного кино?
11. Какие телевизионные или интернет-каналы смотрите?
12. Что вас не устраивает в звуке на телевизионных каналах?
13. Какие музыкальные программы Вам нравятся?
14. Каких выдающихся живописцев и архитекторов Вы знаете?
15. Назовите пять Ваших любимых книг.
16. На какой спектакль Вы в последнее время ходили?
17. Что такое звук как физическое явление?
18. Какие звукозаписывающие аппараты Вы знаете?
19. Чем отличается звук в кино от звука в театральном спектакле?
20. Приходилось ли Вам работать со звуком в школе или дома?
21. Какие перспективы Вы видите в работе звукорежиссера сегодня и завтра?

Проверка слуха
- на слух назвать ноты

Абитуриенты предоставляют
- собственные музыкальные фонограммы, при наличии
- грамоты, дипломы, призы, при наличии

Абитуриенты получают
- домашнее задание (записать фонограмму), которое приносят на творческий конкурс

На творческий конкурс абитуриенты приносят самостоятельно записанную фонограмму
- фрагмент литературного произведения и музыка к нему
- слайд-шоу из фотографий или репродукций картин и музыка к нему
- переозвученный фрагмент неигрового фильма
- переозвученные телевизионные заставки

Требования к фонограмме
- хронометраж 1,5 – 2 минуты
- музыка только инструментальная
- все работы, кроме заставок, должны быть в трехчастной форме и использовать три музыкальных фрагмента, соответствующих содержанию сюжета

Русский язык (ЕГЭ)

Абитуриенты, имеющие результаты ЕГЭ по русскому языку, этот экзамен не сдают.
Абитуриенты, поступающие на базе профессионального образования без ЕГЭ, пишут сочинение, в котором оценивается грамотность.

Требования к сочинению
- соблюдение орфографических норм
- соблюдение пунктуационных норм
- соблюдение грамматических норм
- соблюдение речевых норм
- точность и выразительность речи

Литература (ЕГЭ)

Абитуриенты, имеющие результаты ЕГЭ по литературе, этот экзамен не сдают.
Абитуриенты, поступающие на базе профессионального образования без ЕГЭ, пишут сочинение по литературе, в котором оценивается содержание.

Требования к сочинению по литературе
- соответствие текста теме
- структурированность текста, композиция
- наличие авторской идеи в тексте
- постановка проблемы и вывод
- логическая организация текста
- аргументация, подтверждающая основную идею текста
- привлечение литературного материала
- оригинальность сочинения

Правила приема и требования к поступающим на специальность

55.05.02 «Звукорежиссура аудиовизуальных искусств»
(уровень специалитета)

Очная форма обучения, срок обучения – 5 лет

Прием документов – с 7 июня по 8 июля 2019г.
Вступительные испытания - с 9 по 26 июля 2019г.

При подаче заявления о допуске к вступительным испытаниям поступающие предоставляют в приемную комиссию следующие документы:
1. Документ, удостоверяющий личность и гражданство (оригинал предъявляется лично, ксерокопия подшивается в дело).
2. Оригинал или ксерокопию документа об образовании (к моменту зачисления - оригинал ).
3. 2 фотографии, размером 3х4 (+ 4 фотографии к моменту зачисления ).
4. Документы, подтверждающие особое право (при наличии).
5. Медицинскую справку по форме № 086-у и копию медицинского полиса (к моменту зачисления ).
6. Копию военного билета или приписного свидетельства (к моменту зачисления ).

7. Копию ИНН (к моменту зачисления ).
8. Копию СНИЛС (к моменту зачисления )
.

Одновременно с документами поступающие предоставляют следующие самостоятельные работы:
Кинематографическую версию короткого рассказа русского или зарубежного классика .
Работа должна быть оформлена в виде таблицы с обязательной проработкой возможного звукового решения (в т.ч. музыкального и шумов) представленной версии рассказа.

Объем работы - не более 25 страниц.

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЭКЗАМЕНЫ
(на основании результатов ЕГЭ)

1. Русский язык 55
2. Литература 44

Право сдавать вступительные экзамены в форме, установленной Институтом, имеют следующие категории граждан:

  • лица с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды, инвалиды;
  • иностранные граждане;
  • лица, получившие среднее профессиональное образование;
  • лица, получившие высшее профессиональное образование;
  • лица, которые получили документ о среднем общем образовании в течение одного года до дня завершения приема документов и вступительных испытаний включительно, если все пройденные ими в указанный период аттестационные испытания государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования сданы не в форме ЕГЭ (либо они прошли итоговые аттестационные процедуры в иностранных образовательных организациях и не сдавали ЕГЭ в указанный период).
ИСПЫТАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
(каждый тур оценивается по 100-балльной шкале, порог положительной оценки – 41 балл
)

I тур – творческое испытание:
1 этап: Письменное задание – работа с литературным источником.

Задание выполняется непосредственно в Институте. Литературный материал определяется предметной комиссией и предоставляется абитуриенту в день экзамена. Выполняя данное задание, абитуриент должен предложить концепциюсобственной версии возможного экранного воплощения, постановочные решения, а также звуковое решение (в т.ч. музыкальное) в контексте общей драматургии произведения, опираясь на вопросы и сопроводительный материал, предложенный комиссией. Основная задача, стоящая перед абитуриентом – описать атмосферу пространства действия, формируемую звуком, а также изобразительными средствами выразительности. Работа выполняется в литературном изложении, в виде сочинения. Кроме того, абитуриент должен продемонстрировать понимание основных терминов драматургии и режиссуры (характер, конфликт, событие, драматическая ситуация). На выполнение задания отводится 4 часа. Объем работы - до 5 страниц рукописного текста.

2 этап: Письменное задание - работа по просмотренному фильму.
Задание выполняется непосредственно в институте. Выполняя задание по просмотренному фильму, абитуриент должен наиболее полно раскрыть творческий замысел авторов картины, а также дать оценку звукорежиссерской интерпретации кинематографической действительности и критически определить качественные характеристики фонограммы фильма по техническим и художественным параметрам. На выполнение задания отводится 4 часа. Объем работы - до 5 страниц рукописного текста.

II тур – профессиональное испытание:
1 этап: Оценка общей технической грамотности (письменно.)
Проводится с целью выявления уровня естественнонаучного мышления абитуриента, а также общих знаний о технических принципах и техническом состоянии современных систем звукопередачи в кинематографе. Время выполнения работы – 3 часа.
2 этап: Техническое тестирование (устно).
Проводится с каждым абитуриентом индивидуально. Абитуриент должен продемонстрировать чувствительность слуха и слуховую память.

III тур – собеседование:
Собеседование проводится с каждым абитуриентом индивидуально с целью определения общего культурного уровня поступающего, его познаний в области кинематографа, искусства, а также знания специальной литературы по проблемам режиссуры и звука в кинематографе.
В рамках собеседования проводится музыкально-эстетическое тестирование с целью выявления у каждого абитуриента развитости музыкального слуха и слуховой памяти.

Абитуриенты, имеющие высшее образование, могут претендовать только на внебюджетную (платную) форму обучения и проходят все вступительные испытания в соответствии с правилами приёма и требованиями к поступающим на данную специальность. .

Иностранные граждане, имеющие право поступления на места за счет средств федерального бюджета, проходят вступительные испытания профессиональной и творческой направленности, а также общеобразовательные экзамены в форме ЕГЭ или в форме, установленной институтом (по выбору абитуриента).
Иностранные граждане, поступающие на места с оплатой стоимости обучения, проходят вступительные испытания профессиональной и творческой направленности, а также общеобразовательный экзамен по русскому языку (в форме государственного тестирования, или в форме ЕГЭ, или в форме, установленной Институтом).

На время сдачи вступительных испытаний общежитие не предоставляется.

  1. Кино. Энциклопедический словарь. - М., Советская энциклопедия, 1986
  2. Воскресенская И. Н. Звуковое решение фильма. - М., Искусство. 1984
  3. Дворниченко О. Гармония фильма. - М., Искусство, 1981
  4. Клер Р. Размышления о киноискусстве. - М., Искусство, 1958
  5. Кулешов Л.В. Основы кинорежиссуры. - М., Госкиноиздат. 1991
  6. Михеева Ю.В. Эстетика звука в советском и постсоветском кинематографе М.: ВГИК, 2016
  7. Митта А. Кино между адом и раем.- М., Эксмо-Пресс, Подкова, 2008
  8. Нехорошев Л.Н. Драматургия фильма. Учебник, М.: ВГИК, 2009
  9. Ниссбет А. Применение микрофонов. - М., Искусство, 1981
  10. Рождение звукового образа. Сост. Авербах Е. - М., Искусство. 1985
  11. Трахтенберг Л. Мастерство звукооператора. - М., Искусство, 1978
  12. Туркин В. Драматургия кино, - М.: ВГИК, 2007
  13. Эйзенштейн С., Пудовкин В., Александров Г. Заявка. Будущее звуковой фильмы. Избр. произв. в 6-ти т. т. 2. - М., Искусство, 1964
Фильмы, рекомендованные для подготовки к испытаниям профессиональной и творческой направленности:
  1. Алов А., Наумов В. «Бег»
  2. Б ертолуччи Б. «Последний император»
  3. Бондарчук С.«Война и мир»
  4. Данелия Г. «Кин-дза-дза»
  5. Звягинцев А. «Возвращение»
  6. Иоселиани О. «Жил певчий дрозд», «Фавориты луны"
  7. К лимов Э. «Агония»
  8. Козинцев Г. «Король Лир»
  9. Кубрик С. «Заводной апельсин»
  10. Леоне С. «Однажды в Америке»
  11. Лунгин П. «Остров»
  12. Михалков Н. «Неоконченная пьеса для механического пианино»,«Несколько дней из жизни Обломова»,«12»
  13. Паркер Д. «Загадочная история Бенджамина Баттона»
  14. Прошкин А. «Орда»
  15. Сокуров А. «Одинокий голос человека»,«Телец»
  16. Соловьев С. «100 дней после детства»
  17. Тарковский А. «Солярис», «Сталкер»
  18. Хамблин П. «Король говорит»
  19. Эйзенштейн С. «Броненосец «Потемкин», «Иван Грозный»
  20. Экк Н. «Путевка в жизнь»

© 2024 steadicams.ru - Кирпич. Дизайн и декор. Фасад. Облицовка. Фасадные панели